Я знала, что есть конкурс «Учитель года», но сама, наверное, никогда и не подумала, что могла бы участвовать в нем. Но наш директор, М.А.Осипенко, так интересно рассказывала об этом, что я решилась. Сначала поучаствовала в окружном этапе конкурса «Учитель года-2005» в номинации «Дебют». Мой стаж работы на тот момент составлял один год. Номинация «Дебют» была заявлена в программе конкурса, участниками могли стать либо учителя, имеющие стаж работы более трех лет, либо студенты педагогических вузов. Окружной методический центр пошел мне навстречу и допустил до участия в конкурсе. Я очень благодарна за это.
Что же такое конкурс? Чем конкурс может помочь в работе? Цель каждого его участника – показать, что ты не просто не хуже других, а один из лучших, а задача – убедить людей, что ты интересная личность, высококвалифицированный специалист, что все, что ты делаешь, важно и нужно. Но для того чтобы в это поверили другие, необходимо поверить в это самому. Именно с такими мыслями ты идешь на конкурс, а на деле все оказывается по-другому.
Конкурс – это мнение методиста, который посмотрит на тебя как на профессионала, даст совет, поможет что-то исправить. Я не хочу сказать, что в другое время невозможно получить помощь методиста, просто в обычное время ты не всегда сам осознаешь, как необходима помощь других людей, поэтому нечасто за ней обращаешься.
Конкурс – это профессиональное общение. Собирается много интересных людей, настроенных на одну «волну», никто никуда не спешит, коллеги-конкурсанты охотно делятся своими педагогическими находками, рассказывают о системе работы, можно обсудить с интересными людьми важные вопросы. Причем оказывается, что можно многому научиться не только у учителей русского языка и литературы, но и у учителей физики, химии, иностранных языков. Кроме того, я общалась не только с учителями-предметниками, но и с психологами, педагогами дополнительного образования.
Конкурс заставляет задуматься о своей системе работы. Необходимо осознать, проанализировать и оценить ее, тогда понимаешь, что один урок – это всего лишь часть от большого целого, появляются пути решения многих проблем, становится понятной цель твоей работы.
И еще один очень важный момент – сама ситуация конкурса ставит нас на место наших учеников, то есть так же, как они, мы выполняем задания, которые оценивают. Вот тогда и понимаешь, какие чувства на уроках испытывают наши ученики, ведь для них это иногда не самая приятная ситуация. В жюри конкурса – профессионалы, их мнению доверяешь, но, помимо жюри, ты сама непроизвольно начинаешь сравнивать себя с другими участниками, ты оцениваешь себя и выбираешь тех, на кого хочешь походить. Теперь я знаю: конкурс – очень большая и важная работа. Мне кажется, что каждый учитель должен поучаствовать в этом проекте.
Елена ТОКАРЕВА, учитель школы №1940
Комментарии