Основное отличие современности, наверное, в том, что мыслить шаблонами и придерживаться стереотипов уже нельзя. Какие ассоциации возникали раньше при слове «школа-интернат»? Правильно, не самые позитивные. Поэтому в поселке Сиверский Гатчинского района на фасаде здания вместо казенного «школа-интернат» красуется название «Школа жизни», и оно, в общем-то, очень точно отражает как суть образовательных программ, так и смысл существования образовательной организации.
Сегодня в «Школе жизни» обучаются более 120 детей с диагнозом умственная отсталость. Как рассказала директор образовательной организации Валентина Юнина, сюда по заключению специальной медико-психолого-педагогической комиссии попадают дети из всего Гатчинского района Ленинградской области.- Умственная отсталость – это дефект, который вылечить нельзя, – поясняет Валентина Юнина. – У ребенка снижены все психические процессы, связанные с познавательной деятельностью: внимание, память, мышление, восприятие, представление и т. д. Поэтому задача коррекционной школы заключается в том, чтобы за счет того, что сохранилось, научить ребенка жить полноценной жизнью. Например, если ребенок не умеет читать и писать, значит, мы пытаемся развить то умение, которое поможет при его дальнейшей социализации.Поскольку в нашей школе основной вид деятельности – это коррекционная работа, то возникает необходимость в специалистах, понимающих особенности взаимодействия с такими детьми. У нас есть и дефектологи, и олигофренопедагоги. Многие из наших детей учатся по адаптированным программам, и если ребенок не справляется, то мы собираем маленький консилиум специалистов и выясняем, в чем проблема. По итогам консилиума программа может корректироваться. При этом главной задачей остается социальная адаптация ребенка, чтобы он мог вступить в контакт, узнать, как пройти, попросить о помощи и т. д.Кроме того, «Школе жизни», и она недаром так названа, важно, чтобы выпускник мог прокормить себя, мог приносить пользу, поэтому один из серьезных образовательных блоков – это практическая подготовка. В образовательной организации реализуются пять направлений трудового обучения: «Лозоплетение», «Столярное дело», «Швейное дело», «Озеленение», «Сельхозтруд». Для каждого из направлений есть своя мастерская. При этом у ребенка есть выбор, каким из направлений заниматься. Практически все дети с успехом овладевают той или иной техникой работы, и большая часть выпускников продолжают затем обучение в профессиональном училище. Остальные либо трудоустраиваются, либо уходят на инвалидность.Как заметила Валентина Юнина, в части предпрофессиональной подготовки, конечно, многое зависит от педагога. Нужны огромное терпение и понимание того, что для таких ребят программа должна строиться иначе, чем для обычных детей. Например, по словам учителя Натальи Юриной, свою авторскую программу по лозоплетению она создавала несколько лет. Да и сегодня программа постоянно корректируется.- В отличие от массовой школы, где сначала формируют знания, а уже через знания формируют умения, мы поступаем наоборот, – уточняет Наталья Юрина. – Основа нашей работы – сформировать умения, и когда дети начинают что-то делать руками, у них появляется необходимость знаний. Когда наш ребенок что-то делал как образец, он потом уже приходит к пониманию, что это такое.Нужно заметить, что ребятам лозоплетение нравится. Занимаются они этим с удовольствием. Умеют не только плести лозу, но и обрабатывать ее, и выращивать. У «Школы жизни» есть даже своя крошечная плантация лозы, которую обрамляет красивый плетень, созданный ребятами. В швейную мастерскую школьники тоже ходят с удовольствием. Мало того, ребята из старших классов уже умеют шить постельное белье для самих себя. Некоторые девочки занимаются шитьем дома и создают вещи для родных и знакомых.Как говорит Валентина Юнина, увы, никто не застрахован от рождения такого ребенка. Ребята с диагнозом умственная отсталость появляются и во вполне благополучных семьях. Однако не секрет, что большинство обитателей «Школы жизни» все-таки из семей, где о них не заботятся. Поэтому школе приходится обучать детей самым элементарным вещам на бытовом уровне. Для этого даже есть специальный кабинет социально-бытовой ориентировки. Здесь оборудован настоящий домашний уголок, где есть стиральная машина, плита, холодильник и т. д.Педагог Елена Хильченко начинает заниматься с детьми с 5-го класса. Класс разделен на небольшие группы. У каждого ребенка есть дневник, где перечислены все жизненные компетенции, и ребенок отмечает, что умеет делать и что делает самостоятельно. Учитель, проводя диагностику в начале года, видит, что ребенок может, а что ему следует научиться делать. Как показывает опыт, с 5-го класса все равно нужно учить практически всех детей культуре поведения в транспорте, на улице, в учреждениях культуры. Также востребован такой раздел, как личная гигиена, уход за одеждой. Важно, что в этот кабинет ребята могут заглянуть и не во время урока, например пришить пуговицу, что-то постирать. Да и просто могут прийти поговорить. Любопытно, что некоторые заглядывают к Елене Хильченко даже после окончания обучения в «Школе жизни». Дарят сувениры, делятся событиями своей жизни.Такое внимание, безусловно, говорит о том, что в «Школе жизни» ребятам действительно тепло и комфортно. И в этом прежде всего заслуга педагогического коллектива. В такой образовательной организации непросто работать, считает Валентина Юнина, здесь может работать только тот, кто принимает таких детей.- Наши дети не виноваты, что родились с дефектом. Мы воспринимаем их такими, какие они есть. И, если у нас есть возможность чем-то им помочь, мы делаем это. Учим жить, не боясь.
Комментарии