За эти пять лет мы с коллегами наблюдаем множество существенных изменений в школе. Город активно обеспечивает образовательные организации компьютерами и другой необходимой техникой для современного и качественного учебного процесса, что положительно сказывается на мотивации учеников.
Московская электронная школа – умный инструмент для достижения высоких образовательных результатов, который мы, учителя, создаем сами.
Проект приобрел мировую известность. Во многом именно благодаря ему наш город Москва входит в тройку лидеров по уровню цифровой оснащенности в школах.
Уже сегодня московскими учителями разработано большое количество образовательных материалов по всем школьным предметам с 1‑го по 11‑й класс. За годы работы в этом проекте мной предложено более 200 интерактивных образовательных материалов на разные темы, которые востребованы среди участников образовательного процесса. И даже на федеральном уровне.
Информационные технологии выручают нас во многих ситуациях, и важно научить наших детей грамотно управлять ими. Компьютер не заменит живого общения с учителем, но цифровизация помогает решить очень много насущных задач. За пять лет существования проекта «Московская электронная школа» было реализовано множество идей по инфраструктуре цифровой среды учебного процесса, что позволило успешно комбинировать традиционное образование и digital-технологии. В арсенале образовательных организаций появились современные технологичные ресурсы: электронный дневник и журнал, онлайн-библиотека учебников, интерактивные приложения и мультимедийные сценарии уроков, учебные пособия, виртуальные лаборатории, видеоуроки, проекты и многое-многое другое.
Управление образовательной организацией – это сложный процесс, который состоит из совокупности взаимосвязанных целей и задач. В большинстве организационных вопросов администрации школы помогает проект «Московская электронная школа». Сегодня все необходимые цифры, показатели жизнедеятельности школы всегда под рукой руководителя, и благодаря единой информационной базе он может оперативно анализировать, своевременно планировать и принимать верные управленческие решения.
Заместитель директора по содержанию образования и конвергенции образовательных программ Марина Полякова рассказывает, как в эффективном управлении ей помогает электронный журнал Московской электронной школы:
– Благодаря функционалу МЭШ стало так удобно просматривать, отправлять на доработку, утверждать списки контрольных работ, проверять журналы классов, формировать важные и необходимые отчеты, которые позволяют выявить степень успешности реализации поставленных перед коллективом задач, осуществить рефлексию проблемных моментов в деятельности педагогического коллектива и определить перспективы дальнейшего развития образовательной организации, что позволит обеспечить высокий уровень качества образования в нашем комплексе.
Использование электронного журнала МЭШ помогает сотрудникам школы в повышении осведомленности об образовательной деятельности учащихся и их родителей. Стоит отметить, что для каждого пользователя отечественные разработчики проекта осуществили определенный набор «умного» функционала, который помогает нам организовать образовательный процесс максимально удобно не только в очном, но и в дистанционном формате.
– IT-платформа помогает при формировании учебного расписания, а также учитывает множество необходимых для руководителя переменных: санитарные нормы, загруженность детей и педагогов, кабинеты, в которых проходят занятия. Система позволяет использовать все ресурсы школьных помещений, – добавляет Марина Владимировна.
Из собственного опыта отмечу: когда я стал сочетать традиционное образование и цифровые технологии, которые дают возможность учить и учиться по-новому, то:
– вместо обычной меловой/маркерной доски я стал использовать многофункциональную электронную доску с сенсорным экраном: это и рабочая поверхность для записей, и кинозал для показа видео- и фотоматериалов, и браузер для выхода в Интернет, и большой экран для демонстрации цифровых материалов урока;
– в дополнение к традиционным учебникам стал использовать цифровые материалы;
– вместо плакатов на стенах и распечатанных картинок в руках учителя появились мультимедийные сценарии уроков, которые позволяют наполнить урок интересными заданиями.
С началом активного использования информационных технологий в моей работе уроки стали отличаться от стандартных, которые мы привыкли видеть. Они гораздо нагляднее, динамичнее и дают возможность максимально включить каждого ребенка в процесс образовательной деятельности.
Наши дети ощущают огромный интерес к знаниям, если получают их с помощью гаджетов. А если ребят чаще приглашать к доске для выполнения интерактивных заданий, то дети, которые привыкли не участвовать в процессе урока, начинают ощущать важность и возложенную на них ответственность за получение знаний. Ребята стараются осознать и понять структуру изучаемой темы благодаря информационным заданиям, которые обеспечивают применение полученных знаний в практической деятельности. Школьники начинают задумываться о необходимости расширения своих личностных знаний, которые им необходимы в течение всей жизни для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах своей деятельности.
За последние два года многим из нас пришлось снова стать учениками: освоить методы работы в дистанционном формате в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
От администрации школы, учителей, родителей потребовалась масса дополнительных усилий, которые помогли организовать учебный процесс в новых условиях, чтобы наши дети получали достойное образование. В дистанционном обучении я как учитель использовал весь потенциал Московской электронной школы: электронные тесты, интерактивные приложения, мультимедийные сценарии уроков, электронные учебные пособия, самодиагностические работы.
На сегодняшний день все чаще входит в обиход новое слово «видеоурок», который может помочь традиционному образованию. Например, ребенок по болезни пропустил новую тему. Благодаря новому сервису Московской электронной школы у него появилась возможность посмотреть видеоурок по новой теме с подробным объяснением и проверить свои знания с помощью электронного теста или интерактивного приложения.
Помимо плюсов дистанционного урока у него есть и минусы. Один из которых в дальнейшем может сказаться на усвоении учебного материала у обучающихся. Это существенное различие структуры урока дистанционного и очного формата работы, особенно в начальной школе, где учитель закладывает основу всего дальнейшего обучения. Учителям выпала непростая задача по своевременной корректировке подачи учебного материала.
Для семьи школьника образовательная платформа является неотъемлемым источником полезной и объективной информации, о чем говорят родители моих учеников.
По словам Анны Данильчевой, проект «Московская электронная школа» облегчает работу как родителей, так и самих детей в получении необходимой информации при выполнении домашней работы:
– Цифровые карточки, мультимедийные сценарии уроков позволяют ребенку в красочной и наглядной форме закрепить изученные правила, которые изучаются на уроках. Моей дочери Александре очень повезло! Жалко, что в нашем детстве не было цифровой наглядности, нам приходилось тратить гораздо больше времени, для того чтобы выполнить домашнее задание или приготовиться к уроку. Платформа совершенствуется, появляются новые ресурсы для мотивации наших детей – это большой плюс! Приятно, когда образовательный процесс соответствует новым возможностям и задачам.
– В библиотеке Московской электронной школы в открытом доступе размещено более двух миллионов единиц безопасного образовательного контента. В доступе видеоуроки, широкая база тестовых заданий и самодиагностических работ с функцией автопроверки, что помогает индивидуализировать обучение, – считает еще одна мама учеников школы – Алена Дажигова. – Во время дистанционного обучения в нашей школе было организовано обучение с использованием образовательной платформы МЭШ. В этот период я поняла, что данный ресурс очень познавательный. Моим детям в расширении предметных знаний очень помогает библиотека МЭШ. Старшему сыну Максиму нравится образовательный контент из раздела «Виртуальная лаборатория», а младшему сыну Алексею нравится работать с интерактивными приложениями и мультимедийными сценариями урока. Мне как заботливой маме удобно онлайн проверять отметки ребенка, узнавать расписание занятий, а также контролировать посещаемость и отслеживать динамику успеваемости, чтобы понимать, какие предметы требуют особого внимания.
Уникальный IT-инструмент для слаженной, удобной и увлекательной работы всех участников образовательного процесса, МЭШ очень помогает педагогам не только Москвы, но и учителям из регионов в организации учебного процесса.
Москва взяла уверенный курс на развитие цифрового города будущего. Перспектива такого стремительного развития, безусловно, будет и уже начала распространяться на регионы нашей страны.
На личном примере могу сказать, что при освоении дистанционного формата работы важно дозировать урок, сочетая теорию и практику, чтобы каждый урок максимально приблизить к очному формату работы.
Грамотная работа учителя является залогом успешной адаптации обучающихся в условиях непривычных для взрослых и детей временных ограничений. Безусловно, дистанционное обучение и цифровые технологии в образовании не заменят традиционный формат и общение в стенах школы, но полученный бесценный опыт может использоваться для повышения качества образования, где будет возможность дополнить и расширить образовательную среду, что позволит обогатить наши общие компетенции.
Кирилл УШКИН, учитель начальных классов школы №1596
Досье
Кирилл УШКИН десятикратный обладатель гранта Правительства Москвы, соавтор методического пособия «Московская электронная школа» для студентов педвуза и преподавателей Московского педагогического государственного университета, соавтор учебного пособия по русскому языку, автор методических разработок с публикацией в открытых информационных источниках. Неоднократно становился ведущим Московского образовательного телеканала.
Комментарии