Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Актуально

Назад к ликбезу?

Учительская газета, №29 от 20 января 2021. Читать номер
Автор:

Вместо образования – просвещение, вместо знаний – информация

Обучение с помощью электронных и дистанционных образовательных технологий начали применять в нашей школе примерно пять лет назад. В школе была создана футбольная команда «Сокол», позже юные спортсменки школы-интерната вошли в состав российского женского футбольного клуба «Дончанка», выступающего в первом дивизионе России. Тренировки, сборы, участие в турнирах, игры на выезде. Без дистанционного обучения здесь не обойтись. Конечно, к этому времени был накоплен определенный опыт работы.

Цифровые технологии я применяла в своей работе давно и достаточно успешно. С учениками организовали интернет-пространство – группы ВК, которые мы использовали как общие каналы для учебы, важных объявлений и даже для неформального общения. В них ученики получали возможность делиться своими работами, обсуждали задачи, оценивали друг друга, загружали свои проекты, получали полезные ссылки, прикрепляли свои материалы. Успешно применяла в работе электронные приложения к учебникам, проводила интерактивное тестирование и интеллектуальные баттлы, научно-практические конференции и интегрированные уроки. Использовала в работе сайты «Математические этюды», problems.ru, foxford.ru.

Весной, когда мы, как и все школы страны, перешли на дистант, мне оставалось сравнить разные ресурсы и остановиться на тех, которые показались самыми удобными и универсальными. И начался трудоемкий поиск формата, который подошел бы всем моим ученикам. Одно дело – обучать мотивированных, целеустремленных, нацеленных на успех детей, другое – когда необходимо вести уроки для группы учеников с разными уровнем и скоростью усвоения материала.

Интерактивные платформы в основном предлагали проведение онлайн-уроков перед экраном с использованием Интернета. Но оказалось, что немногие наши воспитанники имеют компьютер с выходом в Интернет. В основном в их распоряжении были лишь телефоны. Пришлось придумывать формат дистанционного обучения без онлайн-уроков. Ученики самостоятельно изучали новую тему с помощью плана по учебнику, иногда используя электронный ресурс, решали задачи, проходили тестирование. Здесь было важно уменьшить объем однотипных задач и не ограничивать время урока. Выполненную работу необходимо было отправить учителю. Кому-то из детей требовалась минимальная поддержка, кого-то необходимо было подбодрить, мотивировать. Главное – нельзя сразу ставить отметки, как в формате обычного урока. За учеником должно оставаться право на ошибку.

Формат дистанционного обучения без онлайн-уроков для школ-интернатов наиболее оптимален. Каждый занимается в своем темпе, используя свои возможности. Дистанционный формат требует снабдить всех школьников современной техникой с хорошим программным обеспечением. Не менее важно обучить ею пользоваться. Мне, например, пришлось столкнуться с такой проблемой. Моя просьба прикреплять самостоятельно выполненные задания в Дневник.ру вызвала у детей игнорирование или открытый протест. Многие так и не смогли с этим разобраться и продолжали присылать свои работы для проверки на электронный почтовый ящик. Моя почта была перегружена, письма часто были без темы, с аккаунта родственников. Стало понятно, что необходимо воспитывать у детей современную культуру работы с информацией.

Еще одна проблема – это организация текущей аттестации. Невозможно контролировать самостоятельность учеников. Дети связываются в группах, получают помощь от родственников, репетиторов и выдают информацию как свою. Думаю, что ребенок списывает то, что не видит смысла делать самостоятельно. И если к заданиям подходить творчески, предлагать их такими, чтобы ученик мог создать новый продукт, свое изобретение, тогда ребенок сам выберет образовательный маршрут и «пойдет» вместо сайта ГДЗ на сайты науки и культуры.

Не хватает дистанционному обучению и экспрессии. При всем желании нельзя передать знания дистанционно. Отсутствует необходимый энергетический уровень непосредственного общения, возникает барьер для передачи смысловых нюансов. «Просто когда мы общаемся в жизни, то мы понимаем друг друга почти с полуслова, а по Интернету трудно вникнуть в суть» – это мнение одного из моих старшеклассников. Конечно, он прав.

Надо признать, что основных целей использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в нашей школе-интернате мы не достигли. Прежде всего не удалось повысить доступность образовательных услуг для учеников. Кроме того, считаю, бездумное использование информационных технологий снижает мотивацию и навыки общения, не позволяет детям развиваться. Они получают поверхностное образование.

Несколько слов об учениках, родители которых находятся в трудной жизненной ситуации. Педагогами было рекомендовано определить индивидуальные задания для ребенка с использованием учебников и других методических пособий заблаговременно (до перехода на дистанционное обучение), оценивать знания таких обучающихся после отмены ограничительных мер и/или карантина. Задания определили, учебниками обеспечили, но обратную связь, к сожалению, получили не от всех. Пришлось аттестовать по итогам трех учебных четвертей.

В итоге обучение свелось к упрощенным программам. Неужели не нужен сегодня по-настоящему образованный человек? Может быть, поэтому так активно в последнее время продвигается дистанционное образование и обучение сводится к упрощенным программам? Значит, образование можно заменить просвещением, а знания – информа­цией?

Татьяна ТОРШИНА, учитель математики Новошахтинской школы-интерната, Ростовская область


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt