Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Навигаторы. С будущей профессией нужно знакомиться уже в школе

Учительская газета, №49 от 5 декабря 2017. Читать номер
Автор:

Если город стоит на берегу моря, то странно было бы не учитывать и не использовать эту особенность в образовательном процессе. К такому выводу несколько лет назад пришли в школе №362 Московского района Санкт-Петербурга и открыли на базе образовательной организации морские классы. Как это решение повлияло на жизнь педагогического и детского коллектива, рассказала директор школы №362 Татьяна СЕРОВА на встрече с будущими управленцами, организованной кафедрой управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в рамках семинара «Школа молодого директора».

– В нашей школе морские классы были созданы в 2011 году, – говорит Татьяна Николаевна. – Почему возникла морская тема? Прежде всего потому, что Санкт-Петербург – это город-порт. К тому же в те годы мы столкнулись с такой проблемой: дети заканчивали обучение и находились в растерянности относительно своего профессионального выбора. Они были совершенно дезориентированы, не знали, кем хотят быть. Поэтому мы решили, что очень важно заниматься профориентацией, тем более что морские специальности в городе-порте всегда востребованы.Что нам помогло? В первую очередь то, что у нас в школе уже работали интересные люди. Например, ОБЖ преподавал контр-адмирал флота Василий Ткачев, который затем руководил школьным музеем «Сыны Отечества». Благодаря ему моряки стали частыми гостями нашей школы. Морская тема в нашей школе начала развиваться при знакомстве с личностями и благодаря их рассказам о море, о службе и так далее.Помимо этого, в нашем Московском районе расположен Крыловский государственный научный центр, занимающийся морской темой. Он и предложил свою площадку для взаимодействия.Также в поддержке этого направления нам очень помогло муниципальное образование Гагаринское.- Возникали ли трудности в первые годы при создании морских классов?- Трудностей как таковых не замечали, потому что детям было очень интересно. Мы решили охватить этим направлением начальные классы, и родители нас сразу поддержали. В этот же период Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Санкт-Петербургский государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова предложили нам экскурсии для старшеклассников, чем мы не замедлили воспользоваться. И были даже случаи, когда наши одиннадцатиклас­сники, побывав на такой экскурсии, кардинально меняли свое решение относительно будущего профессионального пути. Как-то так получилось, что и моряки, бывшие и действующие, стали к нам приходить в качестве преподавателей.Но главное, что стало понятно, после того как мы занялись морской темой, – она неисчерпаема. Скажем, в Крыловском центре, куда мы ходили на экскурсии, нам показывали специальности, которые не имеют прямого отношения к морю, но тем не менее связаны с морской тематикой. Например, инженеры, технологи. Мало того, дети видели сложность оборудования, понимали, что для любой рабочей специальности нужно хорошее образование. И это стимул хорошо учиться.В прошлом году задумались о том, что технические специальности сейчас пользуются спросом, поэтому нужно создавать морскую инженерную школу. В связи с этим мы ввели в учебную программу робототехнику, черчение, морское дело. Из года в год число детей, поступающих в вузы на инженерные специальности, растет. Несколько лет назад, когда выбирали профильность школы, провели опрос, какие специальности будут востребованы у родителей. В основном это были технические специальности.- А как инженерно-морское направление сказывается на учебе?- Замечательно сказывается! Согласитесь, ребенок, который учит в школе математику и физику, часто не понимает, зачем они ему нужны. Но когда он посетил завод, научно-исследовательский институт, порт, где ему рассказали и показали, как все это используется, очень многое сразу становится понятным. Они видят, где и как можно использовать приобретенные знания. Получается прикладной характер обучения.Кроме того, польза в том, что не родители делают за наших детей выбор, а сами дети знают, зачем им это нужно. Сегодня уже видно, что 75% детей к старшим классам понимают, какую профессию они хотят получить. Как это прослеживается на учебной результативности? Например, есть дети, которые, сдав в 9‑м классе экзамены на «3», потом понимают, что хотят получить техническую специальность, и поднажимают на математику. Или, наоборот, ребенок выбрал техническую специальность, но затем понял, что ему интереснее рассказывать об этом, и начал готовиться к поступлению на факультет журналистики. Это очень важно – вовремя определить свой профессиональный интерес, чтобы избежать поступления в вуз на специальность, по которой никогда не будешь работать.- Татьяна Николаевна, вы упомянули, что в вашем коллективе работает много мужчин.- Да, привлечение мужчин-педагогов было нашей целью изначально. Сейчас много неполных семей, и детям необходимо брать пример с яркой личности. Наши педагоги-мужчины именно такие. Каждый из них, кроме того, что профессионал своего дела, еще и добрый, чуткий человек. Дети на них просто висят гроздьями, и это неудивительно. Например, наш учитель технологии Александр Лобода – кумир детей. Вся мастерская (а у нас настоящая производственная мастерская с действующими станками) заполнена работами ребят, причем многие из работ являются победителями различных конкурсов.Шахматный клуб «Белая ладья» возглавляет Владимир Ефимов, который сам горит работой и своей энергией увлекает детей. Андрей Яковлев, который отвечает за внеурочную деятельность учащихся в морских классах, тоже к своей работе относится трепетно.Заговорив о шахматном клубе, не могу не сказать о том, что он существует уже 8 лет, и мы чрезвычайно рады тому, что шахматы теперь станут полноценным участником образовательного процесса. Сейчас многие дети гиперактивны, а занятия шахматами помогают им справиться с собственными эмоциями, ведь, сидя за доской, нужно понять противника, продумать ответный ход, научиться ценить свое время, организовать его и так далее. На своем опыте мы заметили: благодаря этой игре дети начинают лучше учиться. Поскольку морское направление мы будем развивать и дальше, педагогов-мужчин у нас будет еще больше. Мы тесно сотрудничаем с Морским техническим колледжем, его курсанты также частые гости в школе. Они проводят занятия как на нашей базе, так и на базе МТК. Есть опыт летних лагерей, когда наши дети занимаются вместе с курсантами на шлюпочной базе колледжа. Кроме того, мы собираемся организовать для детей морскую практику, и здесь без присутствия инструкторов-мужчин не обойтись.- В предметных областях морская тематика тоже присутствует?- Конечно. Например, на черчении, на литературе. В перспективе мы собираемся создать банк методических разработок, где будут собраны задания по математике, физике, информатике, связанные с морской тематикой.Санкт-Петербург


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt