22 января стартовал конкурс «Навигаторы детства» по отбору советников директоров по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Он будет проходить в течение года в три этапа, первый из которых продлится до 14 марта. По его итогам планируется отобрать 2500 победителей.
Конкурс реализует Российское движение школьников (РДШ) при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
Кто может претендовать на такую должность? Какая у них будет зарплата? Где и по какой программе они будут проходить обучение? На эти и другие вопросы отвечали участники пресс-конференции, состоявшейся 22 января в ИТАР – ТАСС.
Как воспитать успешных и счастливых?
Открывая пресс-конференцию, министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что «конкурс позволит сформировать для школы кадровый резерв педагогов системы воспитания». Он пояснил, что «двери конкурса открыты для всех, кто уже имеет педагогический опыт, без ограничений по возрасту и стажу работы». Заявки принимаются на сайте навигаторыдетства.рф.
Первые 10 пилотных регионов примут лучших участников на работу уже в марте этого года. В числе этих регионов Брянская, Вологодская, Калининградская, Нижегородская, Омская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области, а также город Севастополь и Ставропольский край.
По свидетельству министра, в этот список попали те регионы, где «уже есть позитивный опыт воспитательной работы, и теперь важно его обобщить и тиражировать для других субъектов РФ».
Получив необходимый практический опыт, специалисты разработают программы воспитания и планы мероприятий с учетом особенностей и интересов школьников.
«Нам важно создать удобные и эффективные механизмы, для того чтобы любая школа, любой учитель, классный руководитель, директор – все, кто связан с образовательной средой, могли внедрять в свои программы интересные и увлекательные элементы, которые помогут воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности. Важно, чтобы воспитательная работа была интересна школьникам, чтобы они вовлекались в эту работу и в ее организацию», – подчеркнул министр просвещения.
Главную задачу воспитания Сергей Кравцов видит в том, «чтобы школьник мог для себя делать осознанный выбор, чтобы школьник интересовался и знал историю, уважительно относился к сверстникам, родителям, учителям». Именно эти ценности, по убеждению министра, «делают человека уверенным в себе, счастливым, успешным в жизни».
Что касается материальной стороны вопроса, то советники директора по воспитанию будут получать зарплату в размере 0,2 ставки учителя, а если эту должность займет учитель, работающий в этой школе, то он получит 15 тыс. рублей в качестве надбавки к своей зарплате.
Как сообщил Сергей Кравцов, дополнительные средства на эти цели уже заложены в бюджете этого года.
От теории – к практике
Исполнительный директор Российского движения школьников (РДШ) Ирина Плещева заметила, что «раньше воспитание происходило в спортзалах, потом у телевизора, и на вопрос о гражданстве дети отвечали, что они эльфы, сейчас основную нагрузку по воспитанию взяли на себя соцсети. Теперь эта брешь будет восполнена».
При этом она подчеркнула: «Чтобы эффективно взаимодействовать с поколением зумеров, их нужно знать». По ее мнению, «новый проект откроет новые карьерные возможности перед всеми, кто занимается воспитанием и кому небезразлично будущее детей нашей страны».
Директор Международного детского центра (МДЦ) «Артек» Константин Федоренко рассказал, как будет строиться подготовка наставников детства.
Программа дополнительного профессионального образования «Воспитательная деятельность в общеобразовательных организациях» разработана специалистами Международного детского центра «Артек» и Корпоративного университета Российского движения школьников.
Содержание основано на двух профессиональных стандартах – специалиста в области воспитания и специалиста по работе с молодежью.
Помимо компетенции организатора воспитательной деятельности участники, прошедшие отбор по конкурсу, получат навыки управленца образовательного процесса.
Теоретическая часть обучения будет организована онлайн. Она включает следующие модули: «Государственная политика в области образования», «Теоретические основы воспитания», «Профилактика негативных явлений в подростковой среде», «Изучение примерной программы воспитания – основного документа, определяющего воспитательный процесс в школе». Занятия проведут преподаватели РГПУ имени А.И.Герцена и сотрудники Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.
Что касается практических занятий, то они пройдут в очном формате на базе МДЦ «Артек», богатого своими традициями в области воспитания.
«Артек» накопил огромный опыт такой работы, методики которой можно использовать в школе. Это игры, акции, благотворительная и волонтерская деятельность, экскурсии и походы», – отметил Константин Федоренко.
Но и после завершения программы, общий объем которой составляет 106 часов и продлится с марта по август текущего года, организаторы не оставят без внимания своих выпускников: программа обучения будет корректироваться в зависимости от результатов деятельности новых специалистов.
Стремиться к саморазвитию и защищать интересы детей
Особенно интересно было услышать мнение Алексея Голубицкого, директора Школы будущего поселка Исаково Калининградской области. С момента создания школы вопросам воспитательной работы здесь уделялось приоритетное внимание.
Особое развитие получили патриотическое, экологическое и духовно-нравственное направления деятельности.
По мнению Алексея Голубицкого, «новое качество старыми инструментами достигнуть невозможно».
Он подчеркнул, что «наставник по воспитательной работе – это новый управленческий инструмент».
«Это не возрождение должности пионервожатой, это не педагог-организатор, это именно советник по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Потребуются перестройка штатного расписания и перераспределение полномочий, чтобы не было дублирования», – сказал Алексей Голубицкий.
В то же время директор известной школы считает, что на этой должности могут работать не только учителя, но и педагоги дополнительного образования, и тьюторы, «главное, чтобы эти специалисты стремились к своему развитию, понимали психологию ребенка и оказывали ему поддержку».
По его словам, «они будут отвечать и за клубное пространство школы, и за взаимодействие с РДШ, и за естественное стремление подростков к объединению, общению».
Кроме того, новые специалисты будут помогать классным руководителям в создании программ воспитательной работы, в обеспечении самореализации и социализации детей.
Необходимо выстраивать и отношения с родителями, без их участия невозможно рассчитывать на достижение поставленных целей.
Выразив надежду, что «многие директора отнесутся к этой инициативе как к важному шансу усилить воспитательную работу в школах», Алексей Голубицкий в то же время обратил внимание на потенциальные риски реализации этого нововведения – кадровый дефицит и увеличение отчетности.
Куратор РДШ в городе Тюмени Наталья Ниязова – одна из тех, кто собирается принять участие в конкурсе. Несмотря на молодой возраст, она имеет за плечами большой опыт воспитательной работы с детьми, поскольку, еще будучи подростком, работала помощником вожатого в летних лагерях и в школьном самоуправлении, а в 2019 году она победила во Всероссийском конкурсе «Лига вожатых», организуемом РДШ.
По ее словам, «главная ценность нового специалиста состоит в том, что он не будет загружен лишними бюрократическими процедурами и сможет все свое рабочее время посвящать детям».
В заключение было предоставлено слово ученику 6‑го класса, активисту РДШ Николаю Старченко.
По его мнению, должность помощника директора по воспитательной работе, безусловно, нужна, «ведь это человек, который будет защищать наши интересы».
Новая должность: «за» и «против»
В «УГ» №3 от 29 января 2021 года мы опубликовали подборку мнений директоров школ о целесообразности введения должности советника директора по воспитанию.
Позиции по этому вопросу разошлись – от полного одобрения нововведения до резкого отрицания.
Например, Лилия Булатова, директор школы №1 ст. Динской Краснодарского края, победитель конкурса «Успешная школа»-2017, считает, что «введение новой должности не только целесообразно, но и обязательно». По ее мнению, «именно этот специалист мог бы заниматься подготовкой нормативной базы, регламентирующей систему воспитания», «подбором специалистов воспитательного блока и созданием системы мотивации педагогов и учащихся». Это позволит разгрузить заместителя директора по воспитательной работе, у которого «высвободится время для помощи классным руководителям, для личного участия во всех мероприятиях, для совершенствования системы внутришкольного контроля за проведением мероприятий, уроков Мужества, кружковых занятий и т. д».
Аналогичного мнения придерживается и Оксана Чернега, заместитель директора по воспитательной работе школы №14 Великого Новгорода, которая также убеждена в том, что «работа для такого человека в каждой школе, безусловно, найдется».
Диаметрально противоположной позиции придерживается Надежда Фурсенко, директор Воронежской гимназии имени А.В.Кольцова. Она полагает, что новый специалист будет дублировать функционал заместителя директора по учебно-воспитательной работе, и «непонятно, как будут различаться обязанности заместителей и советников». Также, по ее словам, неясно, как увеличится фонд оплаты труда из-за обещанной доплаты.
Ирина ИЛЬЮШИНА
Комментарии