Несмотря на довольно бурное развитие науки и технологий в сегодняшнем мире, число лжеученых, вещающих с экрана телевизора и в интернете, и количество псевдонаучной литературы не уменьшается. Как же уберечь себя от лжи, которая распространяется под видом науки?
Рекомендуем ориентироваться на 10 признаков, которые помогут отличить научные факты от подделок-фейков и не свернуть безвозвратно с пути критического мышления на тропинку интеллектуальной деградации.
Это, очевидно, важно человеку любого возраста и профессии. Причем, не только в тех случаях, когда дело касается именно науки как таковой. Можно ориентироваться на критерии, о которых пойдет речь ниже, для защиты от манипулирования сознанием и лжи в любой жизненной ситуации.
Итак, имеет смысл сразу выключить телевизор, видеоролик в YouTube, отложить газету или книгу, если вы заметили хотя бы 3 пункта из 10 признаков лженауки.
1. В названии передачи, видеоролика, газетной или журнальной статьи, на красочной обложке книги есть слова: тайное, сенсационное, секретное, запретное, эзотерическое. Или сомнительные псевдонаучные термины, например, волновая генетика, палеоконтакт.
2. Ученый, приглашенный на передачу, или автор книги имеет ученую степень не в той области знаний, о которой говорит или пишет. Например, химик выдвигает теорию в области генетики, а математик берется за пересмотр исторической хронологии.
3. Еще важный маркер – членство в сомнительных академиях, например, в Международной академии меганауки и т. п., или странные научные регалии, скажем, вместо классического «историк» мы видим – «исследователь древних цивилизаций».
У нас настоящих государственных академий, научный статус которых считается весомым, не так много. Это Российская академия наук (РАН), Российская академия образования (РАО) и еще несколько отраслевых академий. Все остальные – общественные, в которых могут состоять откровенные аферисты. Так, например, членом Российской академии естественных наук (РАЕН) был известный шарлатан, «воскреситель из мертвых» Григорий Грабовой.
4. В анонсе передачи или в аннотации книги говорится, что это – революция в науке.
5. «Ученый» обещает чудеса – мгновенное исцеление, бесплатную энергию для всех, стремительный экономический подъем и рост обороноспособности России, разрешение главной проблемы века, глобальных проблем человечества.
6. В передаче или в книге «ученый» употребляет сомнительные термины. Превозносит свои достижения по сравнению с «официальной наукой». Развивает конспирологические теории, связанные с заговором ученых.
7. Используются аргументы, с наукой никак не связанные, в частности, аргументы «от религии», «от политики», «от национальных интересов». Например, выдвигается предложение судить об исторических фактах, «взвесив их на весах национальных интересов России», или даже вводится термин «научный патриотизм».
8. «Ученый» не ссылается на научные труды или позволяет себе утверждения такого типа: «Десять лет назад в одном научном журнале я прочел…». Он может упоминать популярные книжки, веб-сайты, статьи из «Википедии» и иные подобные источники.
9. В качестве аргументов используются отзывы неспециалистов или покойных авторитетов в данной области знаний.
10. Повышенная эмоциональность, апелляция к чувствам, а не к разуму. Оскорбления оппонентов посредством обобщения и навешивания на них ярлыков, например, «человеконенавистники», «инквизиторы», «безродные космополиты».
Манипулирование сознанием зрителей, слушателей, читателей с помощью массовых стереотипов и страхов. Утверждения такого рода, как: «Если к нему, независимому исследователю, не прислушаться, то нас, при попустительстве официальной мировой науки, ждут всяческие бедствия: всемирный голод, природные катаклизмы, наркомания, педофилия и распутство, массовые самоубийства, нацизм, расизм и т. п.»
Комментарии