А бронхи “лежат” на кровати…
Мнемоника – это область практической психологии, которая изучает и создает способы улучшения памяти. В целом исследования в этой области можно разделить на две основные части: исследование способов тренировки самой памяти и исследование способов организации запоминаемой информации с тем, чтобы ее удобнее было запоминать и извлекать из памяти.
Способ тренировки памяти в детском и подростковом возрасте прекрасно известен в школьной практике – это простое регулярное заучивание текстов наизусть. Для тренировки мнемонической способности (способности к запоминанию и воспроизведению) в этом возрасте такого приема вполне достаточно. Поэтому на этой группе мнемонических приемов мы подробнее останавливаться не станем.
В рамках второй группы мнемонических исследований, кстати, более многочисленной, создано множество разных методик рационального запоминания информации, называемых мнемотехниками. Мы расскажем вам только о тех трех из них, которые стали классическими. Это “метод размещения”, “система слов-вешалок” и “метод ключевых слов”.
Все эти мнемотехники основаны на одном фундаментальном принципе работы человеческой памяти – законе ассоциации, сформулированном еще в конце XIX века известным немецким психологом Германом Эббингаузом. Он гласит: “Если какие-либо душевные образования когда-нибудь заполняли сознание одновременно или в близкой последовательности, то впоследствии повторение одних членов этого прежнего переживания вызывает представления и остальных членов”.
Наиболее простая и удобная из этих мнемотехник – метод размещения. Он предназначен для запоминания каких-либо последовательностей. Делается это так: запоминающий выбирает какую-либо хорошо знакомую ему последовательность, после чего каждому элементу выбранной последовательности ставится в соответствие элемент запоминаемой последовательности. К примеру, ученик должен запомнить последовательность органов, составляющих систему дыхания. Для этого он может использовать последовательность вещей, которые он видит, входя в собственную комнату. Тогда, мысленно “проходя” по комнате, он “кладет” ротовую полость на письменный стол, трахею – на стул, бронхи – на кровать, легкие вешает на стену вместо картины. Теперь, когда учитель на уроке биологии спросит его, какие органы составляют дыхательную систему, ученику достаточно будет вновь мысленно “пройти” по своей комнате – и он вспомнит все, что там разместил.
Метод слов-вешалок устроен примерно так же. Его суть в том, что запоминающий сначала заучивает наизусть какую-либо последовательность слов, которая легко поддается запоминанию, а затем каждому из заученных слов ставит в соответствие элемент заучиваемой совокупности. К примеру, для запоминания той же последовательности органов дыхания можно использовать ряд чисел от 1 до 4: “один – рот, два – трахея, три – бронхи, четыре – легкие”.
Третий метод – метод ключевых слов – представляет собой сочетание метода размещения и системы слов-вешалок, предназначенной прежде всего для запоминания иностранных слов. Он состоит в том, что для запоминаемого слова или его части находят какое-либо созвучное слово в родном языке, а затем представляют себе сочетание двух предметов: того, который обозначает запоминаемое слово, и того, который обозначает созвучное слово. К примеру: английское слово “book” означает “книга” и похоже на русское слово “бук” – породу дерева. Теперь осталось представить себе бук, на котором вместо птицы сидит книга.
Следует отметить, что для всех этих методов следует подбирать опорный материал таким образом, чтобы он образовывал с заучиваемым материалом как можно более странные сочетания – это способствует лучшему запоминанию.
Действенность этих трех методов проверена не одним поколением ученых. Однако у них есть один серьезный недостаток – они мало пригодны для постоянного использования в повседневной школьной практике. Однако и для нее можно кое-что почерпнуть из тех принципов, на которых основаны эти методы.
Прежде всего это принцип структурирования. Как мы видели, в первых двух методах заучиваемый материал “размещается” в соответствии с некой структурой. Подобным образом, материал, излагаемый в рамках учебного курса, также должен быть расположен в соответствии с какой-то структурой. Понятно, что это в любом случае так и есть. Однако чаще всего эта структура неясна ученикам. С точки зрения удобства запоминания наиболее разумное изложение материала должно выглядеть так: сначала задается общая структура изложения, а затем излагается сам материал, причем постоянно должна подчеркиваться связь между элементами материала и соответствующими элементами заданной структуры. Такое изложение может напоминать заполнение типового бланка. К примеру, при изучении грамматики иностранного языка можно сначала задать схему грамматического анализа части речи в данном языке и каждую вновь вводимую часть речи разбирать в соответствии с этой схемой. В процессе изучения произойдет закрепление схемы в памяти, а она послужит той самой структурой, “вдоль” которой будет располагаться материал в памяти. Когда же ученику понадобится вспомнить грамматические характеристики какой-либо части речи, он сначала с легкостью вспомнит навязшую у него в зубах схему анализа, а затем просто “заполнит” ее для заданной части речи.
Второй принцип – принцип подкрепления. Суть его в том, что те элементы материала, которые должны быть усвоены еще лучше и крепче, чем остальные, должны излагаться в такие моменты, в которые заинтересованность, или, если выражаться строже, познавательная мотивация учеников, особенно высока. Это состояние приходится вызывать искусственно, так как естественная заинтересованность, если она вообще есть, держится от силы первые 14 минут урока. Вызвать же ее повышение можно какой-либо шуткой, интересной историей – но только такой, которая прямо связана с излагаемым материалом. Сходным образом действует предъявление хорошо исполненного наглядного материала. К примеру, при изложении того факта, что в английском языке существует великое множество исключений из правил чтения, очень полезно упомянуть известную британскую поговорку: “Мы пишем: Манчестер, читаем: Ливерпуль”.
Мнемотехника полезна ученикам. Однако мы рекомендуем и педагогам подумать о том, как бы приспособить достижения науки и для личных нужд.
Ян БУХАРОВ
Комментарии