Уже два года с нами нет академика Бориса Бим-Бада. Советский и российский педагог, ученый-гуманист, безгранично верящий в возможности человека, ушел из жизни 1 марта 2023 года на 82-м году жизни. Сегодня редакция «Учительской газеты» вспоминает Бориса Михайловича, одного из первых ученых, возродивших педагогическую антропологию Константина Ушинского.

Авторству Бориса Михайловича Бим-Бада принадлежит множество книг, монографий и статей. Его известными работами являются, в частности «Психология и педагогика: просто о сложном. Популярные очерки и этюды», «Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ», «Интеллектуальная книга — Новый хронограф», «Задачи и направления перестройки педагогической науки».
Как гуманист Борис Михайлович был уверен, что судьба мира находится в руках педагога, а не политика или полководца. В 80-х годах двадцатого столетия вышла в свет его статья в защиту репрессированной науки. Основные мысли, изложенные в публикации, вызвали бурное обсуждение среди педагогов. Докторская диссертация ученого представляла собой исследование в области педагогической антропологии. Бим-Бад верил в человеческие возможности и любил жизнь.
Жизнелюбие и вера в человека были заложены в нем с детства. Он рос в семье из пяти человек, которая вместе с двумя собаками жила в одной комнате коммуналки в доме в центре Москвы. Жили небогато и дружно. Борис Михайлович вспоминал: «Знаете, что такое бутерброд Бим-Бада? Это когда кусочек черного хлеба окунаешь в воду, а потом тоненько посыпаешь сахаром, если он есть, конечно. Считай, весь рацион на целый день». В домашней атмосфере пушкинской поэзии, музыки и любви самым «знаемым» и в то же время «самым сюрпризным» для Бориса Михайловича оставался Пушкин.
Как известный специалист в области образования Борис Бим-Бад был убежден, что школа должна быть прежде всего школой чувств. По его мнению, мысль по отношению к чувству вторична, поскольку мысль способна оправдать любое, даже самое деструктивное чувство. Именно поэтому педагог должен не только учить мыслить, но и упражнять в чувствах. «Временем надежд» для Бориса Михайловича стал период работы научно-исследовательского коллектива «Школа» под руководством Э.Д. Днепрова, когда была создана новая концепция школы и появился новый закон «Об образовании». Многие из предложенных наработок реализовать не удалось. Причиной стало и недостаточное финансирование, и инерция нереформирования школы, и недооценка ее консервативности. К тому же с каждым днем усиливался контроль над всеми действиями учителя.
Борис Михайлович обращал внимание на значимость исследовательской работы для развития педагогического образования. Исследования, в частности, должны касаться возможностей адаптировать лучший мировой опыт к условиям России, где немало талантливых педагогов, но новаторская работа отдельных школ остается вне массовой практики. Борис Михайлович стал учредителем первого в стране негосударственного вуза – Российского открытого университета. В первые три года здесь за символическую плату (3 рубля в год) обучали более 100 тысяч студентов. В 1995 году руководимый Бим-Бадом Российский открытый университет объединили с Институтом повышения квалификации педагогов и психологов, вуз был преобразован в Университет Российской академии образования.
Как для настоящего, так и для будущего актуальной представляется провозглашенная Бим-Бадом в его концепции педагогической антропологии точка зрения на человека: как воспитателя и воспитуемого одновременно. Одной из главных задач педагога всегда останется та, на которой фокусировал внимание Борис Михайлович: научить ученика быть счастливым.
Комментарии