search
main
0

Научи меня писать

Сначала малыш делает робкие шаги в освоении навыка письма, но по мере психофизического развития и формирования мелкой моторики у него появляются уверенность и мотивация. Успешность становления почерка во многом зависит от соблюдения основных гигиенических правил, в особенности в работе с детьми, имеющими двигательные нарушения.

Сентябрь. Первая встреча с родителями. После собрания ко мне подходит одна из мам и начинает тихо говорить. Сначала не смотрит на меня, но в какой-то момент поднимает глаза, полные надежды и тревоги:

– Нам врачи сказали, что в силу наших двигательных нарушений мой ребенок никогда не сможет писать и нам нужно осваивать другие способы передачи информации, что письменная речь – это не про нас…

Конечно, письмо для всех детей младшего школьного возраста – это совершенно новый вид деятельности. Что же говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья, с выраженными нарушениями мелкой моторики, сопровождаемыми гиперкинезом, непроизвольными двигательными нарушениями!..

Трудности в освоении письма могут быть вызваны целым рядом проблем, в том числе нарушениями зрения, слуха, речи. Наиболее часто встречаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать и писать. Но это ни в коем случае не говорит о том, что ребенок не сможет овладеть навыками письма.

Как правило, тревога мамы, сомнения взрослых отражаются на эмоциональном состоянии ребенка.

Начинается урок письма. Наблюдаю – малыш напряжен, ершист, нервничает: «Можно выйти? Можно маму позвать? Можно водички попить?..»

Таких просьб может быть множество, но нужно сделать так, чтобы урок письма стал любимым, заложил мотивационную стратегию и отозвался первой радостью от полученного результата.

И я начинаю со сказки:

«Жили-были все буквы в одном прекрасном большом доме. Стеночки у этого домика ровные, крепкий пол и высокий потолок. Красивая высокая крыша, а под домом теплый подвал, где наши буковки хранят запасы на зиму. Чтобы всем жилось уютно, наши буковки расположились по всему дому: кто-то живет в самом домике, кто-то – на крыше, а некоторые охраняют продовольственные запасы».

По ходу моего рассказа на доске и в тетради ребенка появляется такой сказочный дом.

Все обучение письму будет строиться по принципу разделения букв, сходных по начертанию и имеющих одинаковые элементы, на группы:

1‑я группа: «о», «а», «и», «ш», «н», «й» «ю», «ь», «ы», «б», «ф»;

2‑я группа: «п», «т», «г», «к», «р», «л», «м», «я»;

3‑я группа: «с», «э», «х», «ж», «ч», «ъ»;

4‑я группа: «у», «д», «з», «ц», «щ»;

5‑я группа: «е», «ё», «в».

С самого начала работы по развитию мелкой моторики мы учим детей ориентироваться в тетради, знакомим с рабочей строкой и междустрочьем.

Детям с гиперкинетическим синдромом, задержкой психического развития лучше показывать упрощенные конфигурации написания некоторых букв, предлагать им облегченный вариант выполнения необходимых двигательных действий. После того как пройдены все буквы группы, даются приемы написания прямых и обратных слогов, способы их соединения.

Заглавные буквы вводятся постепенно, начиная с периода освоения второй группы букв, уже после того как дети научились видеть рабочую строку, ее части, овладели маршрутами букв, графическими навыками письма. Иногда целесообразно еще более отсрочить введение заглавных букв, все зависит от степени двигательных нарушений.

Ребенок начинает тянуться к ручке. Вот тут очень нужны ваша поддержка и помощь.

Не следует забывать, что детям с ограниченными возможностями здоровья письмо дается очень тяжело. Обучение письму в обычной тетради в косую линейку для таких детей просто исключено, начинать нужно с работы на альбомных листах для рисования или листах формата А4, расчерченных на строки. Со временем по мере овладения навыками письма эти строчки сужают и доводят до стандартных размеров тетради в узкую линейку.

Инструменты для письма (фломастеры, ручки – простые или со специальными приспособлениями для письма, ручки для леворуких) следует подбирать с учетом физиологических особенностей ребенка, проверять легкость их скольжения по бумаге. Карандаши должны быть крупными, ребристыми (диаметром не менее 10 мм), с прочным грифелем, так как из-за сильной ригидности мышц дети с церебральным параличом выполняют двигательно-письменные упражнения с большим напряжением.

Дети с гиперкинезом при письме должны иметь прочную, фиксированную посадку: спина плотно прижата к спинке кресла-коляски или стула, руки от предплечья полностью размещены на поверхности стола. Для сокращения и уменьшения непроизвольных движений целесообразно применять фиксаторы для рук и ног в виде утяжелителей, которые можно сделать в домашних условиях (браслеты с дробью или песком). Необходимо обеспечить неподвижность бумаги или тетради на столе, чтобы снизить уровень тревожности, и направить все усилия учащегося на выполнение двигательно-письменных упражнений.

И вот появляется первый след от карандаша: прямая палочка, которая, как королева, первая поселилась в нашем сказочном домике, а рядом и король – крючок.

…Звенит звонок. Мама с удивлением смотрит на своего ребенка, у которого рот до ушей, столько радости, позитива от сознания, что стало получаться то, во что никто не верил. От такой яркой детской всеобъемлющей радости преображается и сама мама, ей ничего не остается, как поверить в чудо!

При письме следует учитывать быструю утомляемость учеников, так как они затрачивают огромные усилия для написания каждой буквы. Они с трудом сосредотачиваются на заданиях, при неудачах быстро утрачивают интерес, поэтому им необходимы прежде всего спокойная домашняя обстановка, индивидуальные занятия. Главные условия – терпение, организованность и выдержка учителя, родителей.

Задания должны быть дозированы. Продолжительность работы ребенка (в медленном темпе) не должна превышать 10‑15 минут. Затем необходим перерыв, следует дать ребенку размяться, отдохнуть. На таких уроках проводится по 2‑3 физминутки, а порой и больше. Общая продолжительность урока не может превышать 40‑45 минут.

Для концентрации внимания и формирования зрительно-пространственной ориентации в верхнем левом углу альбомного листа можно нарисовать красную точку, она послужит ориентиром начала работы.

И еще: необходимо быть очень внимательным к детям, обучая их начертанию букв, никогда не забывать о личности ребенка, ее самобытности.

При знакомстве со звуками и буквами можно использовать приемы сенсомоторного развития обучающихся:

– объясняя, что каждой букве соответствует свой звук, использовать музыкальное сопровождение или кубики Зайцева;

– вырезать буквы из бархатной или рельефной бумаги для их тактильного запоминания учащимися;

– печатные буквы изображать цветом, указывающим на звуки, которые они обозначают (гласные – красным цветом, всегда твердые согласные – синим, всегда мягкие согласные – зеленым, согласные, которые могут быть и твердыми, и мягкими, – сине-зеленым);

– предлагать учащимся ассоциативный метод запоминания букв (используя сравнения – на что буква похожа).

Как только ученик научится писать, учителю станет легче готовиться к уроку, планировать содержание его обучения и определять критерии успешности.

Дорогу осилит идущий…

Любовь ЖЕРИКОВА, учитель начальных классов школы №717

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте