В чем причины попустительства списываний на ЕГЭ? Проблема вовсе не в коррупции. Учителя-наблюдатели, понимающие, как из-за трех веселых букв на глазах ломается судьба человека, принципиально не зверствуют. Пускай дети, сидящие в аудитории, не те, которых готовил наблюдатель, но он же понимает: «Я помогу ученикам коллеги, а коллега поможет моим». И не обязательно кто-то с кем-то должен договариваться. Просто это, пожалуй, единственный случай корпоративной солидарности педагогов, которой они обычно не отличаются.
Ежегодно под занавес учебного года Россия переживает некое театральное действо под названием единый государственный экзамен. Дети, изначально приняв ЕГЭ как драму, постепенно стали относиться к нему как к трагикомедии – и грустно, и смешно. Ученица одной из омских школ, например, написала на бланке ответов то, что думает об экзамене: сообщила, что она дура, к литературе не готовилась и вообще поступает на матфак. Списывают на экзаменах, конечно, не только в России. Но только у нас это происходит столь массово. На мой взгляд, и силовики, и чиновники отраслевого федерального министерства сильно ошибаются в причинах попустительства списываний на экзамене. Проблема вовсе не в коррупции – народ это делает по другим причинам. Учителя-наблюдатели, понимающие, как из-за трех веселых букв на глазах ломается судьба человека, зверствовать не станут. Пускай дети, сидящие в аудитории, не те, которых готовил наблюдатель, но он же понимает: «Я помогу ученикам коллеги, а коллега поможет моим». И не обязательно кто-то с кем-то должен договариваться. Просто это, пожалуй, единственный случай корпоративной солидарности педагогов, которой они обычно не отличаются. Причем, на мой взгляд, этим можно даже гордиться – жертвуя собой, педагоги идут на нарушения ради детей. Хотя закон при этом не уважают. Но, увы, у них для этого есть все основания.
Мне это очень напоминает другую ситуацию, как ни странно, уголовную. Недавно в Омске был ограблен крупный ювелирный магазин на какую-то запредельную сумму. Два преступника сработали четко и чисто – всего за пару минут, никого даже не ударив. Фотороботы их были расклеены везде вместе с обещанием хозяина магазина подарить миллион рублей тому, кто даст информацию о местонахождении грабителей. Но за три месяца нахальных налетчиков так и не нашли. Возможно, они хорошие конспираторы. Хотя, по-моему, причина в другом. Множество интеллигентных людей – я специально провела опрос среди знакомых – ловили себя на мысли, что, даже столкнувшись с грабителями лицом к лицу, не пошли бы заявлять на них. А не хочется, чтобы их поймали! Это называется уже не корпоративная солидарность, а классовая. Мы – класс вечно нищих, вечно обманутых и вечно молчащих – не хотим сдавать тех, кто рискнул пойти против класса богатых, не ставящих нас во грош!
И не помогут ни штрафы, ни уголовная ответственность за нарушения на ЕГЭ, которые обещают Рособрнадзор и Минобрнауки. Всех не пересажают! Нет, уважать закон очень бы хотелось. Особенно самый главный для учеников и учителей – статью 43 Конституции Российской Федерации. Но не получается. Потому что статья 43 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. И не уважать этот закон вынуждает государство, скинувшее с себя ответственность за школы. Я даже не говорю про бесплатность, но можно ли считать доступным образование, например, для бывших учеников почти 800 сельских школ, закрытых только в Омской области в целях оптимизации? Учитывая, что дорогами в регионе можно назвать лишь несколько трасс, по которым ездит губернатор. Да как не объегорить родное государство, если оно делает это с нашими детьми на каждом шагу? «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии», – убеждает нас Конституция. И что, ЕГЭ – это конкурс? Конкурс был тогда, когда при поступлении учитывались заслуги ребенка во время всего его обучения в школе – олимпиады, творческие работы, спортивные достижения, общественная деятельность. Остался только ЕГЭ – по большому счету просто лотерея. И хотя подается единый экзамен под благовидным предлогом помочь талантливым детям из глубинки попасть в престижные вузы, всем понятно, что придуман он, дабы ограничить и возможности, и желания, и способности большинства детей. ЕГЭ ведь не выявляет таланты, более того, как уверяет кандидат физико-математических Александр Штерн, много лет преподающий в Омской физматшколе для юных талантов, ЕГЭ не рассчитан на нестандартность их мышления. Количество вузов стремительно сокращается вроде бы ради повышения качества образования. Только кому нужно это качество, если бюджетных мест все меньше? И пока государство будет мешать нашим детям жить и развиваться, учителя будут им помогать. И не надо называть это коррупцией или обманом. Это нормальное человеческое отношение к детям. Слава богу, что у нас в России еще есть люди, способные на это чувство, способные думать не только о себе, но и о детях. Именно потому страна еще живет.
Комментарии