search
main
0

Наталья Третьяк, первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации: Важнее всего – ребенок

– Наталья Владимировна, недавно фонд «Общественное мнение» провел в 43 регионах опрос, касающийся качества образования и задач российских школ. 56 процентов россиян считают, что первоочередная задача школы – давать глубокие знания по базовым предметам. С этим можно поспорить. А какова, на ваш взгляд, первоочередная задача дошкольного образования?

– Воспитать успешного, творческого, здорового, ответственного и счастливого члена общества.- В таком возрасте?- Именно в раннем возрасте закладывается то, каким человек будет. В этот период формируются основы мировоззрения, базовые жизненные принципы, будущие модели поведения, происходит осознание себя в окружающем мире. Поэтому в широком смысле слова задача дошкольного образования – подготовить ребенка к взрослой жизни, а в узком, прикладном, – помочь ребенку выработать готовность к обучению в школе.- Дошкольное образование всегда было падчерицей в системе образования. Закон «Об образовании в РФ» закрепил его новый статус, теперь оно стало полноправным уровнем системы образования. Что изменилось с введением этой нормы закона?- Не стоит ждать молниеносных эффектов. Результаты в системе образования всегда отсроченные. Нам еще много предстоит сделать: разработать на основе ФГОС дошкольного образования и апробировать новые образовательные программы, научить по ним работать воспитателей и педагогов, объяснить родителям, чему и как будут учить их детей. Важно понимать, что дошкольное образование, став первым уровнем общего образования, должно обеспечить каждому ребенку подготовку, достаточную для перехода на следующий, более высокий уровень.- Когда мы привели внука в первый класс, учительница сказала: «Не важно, что он плохо пишет. Это моя задача – научить его красиво и грамотно писать. Главное, что ему хочется научиться это делать».- Все правильно. Задача дошкольного учреждения – сформировать у ребенка те навыки и воспитать в нем те качества, которые помогут ему успешно учиться в школе. Это гораздо важнее, чем умение посчитать до сотни, не сбиваясь. Мы должны сделать так, чтобы нашим детям было интересно и хотелось учиться, чтобы они научились быть внимательными, умели принимать решения и нести за них ответственность, были готовы преодолевать трудности и неудобства, учиться строить отношения со своими сверстниками и взрослыми, понимали необходимость бережно относиться к своему здоровью. Ребенок должен быть физически, морально и эмоционально готов к обучению в школе. Как достичь этого? В этом возрасте – прежде всего через игру. Именно играя, дети познают окружающий мир и себя. Есть наблюдения психологов, что, если ребенок не наигрался в детском садике, в начальной школе он скрыто доигрывает. Раньше под партами были куклы и машинки, теперь дивайсы и гаджеты. Но суть остается той же. Это все равно игра.- Наталья Владимировна, для меня систему дошкольного образования характеризуют три составляющие: материальная база, содержание образования и кадры. Материальная база динамично улучшается. Потребность в местах в дошкольных учреждениях сокращается. Везде?- Россия является одной из стран – лидеров по охвату дошкольным образованием. Детские сады посещают более шести с половиной миллионов детишек, это более чем 80%, а среди детей в возрасте 3-7 лет этот показатель составляет почти 98%. То есть мы с уверенностью можем сказать, что практически каждый ребенок в России проходит через систему дошкольного образования. Тем не менее потребность в дошкольном образовании до сих пор остается очень высокой. Согласно данным электронной очереди примерно 400 тысяч детей в возрасте от 3 до 7 лет и более миллиона младших дошкольников ждут своего места в детском саду. Государство очень много делает для того, чтобы уменьшить очередь и сократить время ожидания в ней. В прошлом году было создано более 400 тысяч новых мест, в этом году запланировано еще около 350 тысяч. На эти цели выделяются колоссальные государственные средства. И многим регионам уже удалось решить проблему очередности для старших дошкольников, и это несмотря на то что число дошколят на протяжении нескольких лет увеличивается в среднем примерно на 250 тысяч в год.- Какие регионы, на ваш взгляд, можно считать прорывными в обеспечении детей местами в дошкольных учреждениях?- Есть регионы, которые, как только начался демографический рост, заблаговременно приняли и реализовали специальные региональные программы и предотвратили острые проблемы с очередностью в дошкольные учреждения. С удовольствием приведу в пример Санкт-Петербург, Новгородскую, Ярославскую, Амурскую и Владимирскую области. Есть регионы, которые совершили колоссальный рывок вперед за последние два-три года. Лидерами по количеству вновь созданных мест стали Московская и Ростовская области, Татарстан. Не скрою, что по-прежнему проблема доступности дошкольного образования сохраняется на территории Северо-Кавказского федерального округа. Наша задача – помочь этим регионам найти пути решения данной проблемы. В этих республиках сильны традиции семейного, домашнего воспитания. Частично невысокий охват дошкольным образованием объясняется в том числе и этим фактом. Опираясь на эту традицию, целесообразно создать систему консультационных пунктов для родителей и сеть малокомплектных семейных детских садиков. Правительство реализовало обширный комплекс мер, снимающих излишние административные барьеры для создания таких детских садов. Министерством подготовлены методические рекомендации, организовано консультационное и экспертное сопровождение. Домашнее дошкольное образование – разумная, а в ряде случаев и более эффективная альтернатива детскому садику. Многие ученые отмечают, что дети, которые в раннем дошкольном возрасте воспитывались в семье, во взрослой жизни вырастают более жизнерадостными, спокойными и уверенными в себе людьми, чем их сверстники, которые в совсем раннем возрасте были вынуждены посещать детский сад. Я думаю, что если в этих регионах пойдут по пути развития семейных и частных детских садов, проблема очередности решится более эффективно. В целом мы видим огромный потенциал в развитии негосударственного сектора дошкольного образования. Благодаря предпринятым мерам у нас за последний год в разы увеличилось количество негосударственных дошкольных образовательных учреждений, а количество ребятишек, которые посещают такие образовательные учреждения, увеличилось почти в 10 раз.- Это хорошо или плохо?- Это хорошо, потому что дает родителям возможность выбора формы получения дошкольного образования для ребенка. К тому же негосударственная дошкольная система может предложить те услуги, которые государство пока не может предоставить в полном объеме.- Что сделал федеральный государственный стандарт дошкольного образования?- ФГОС прежде всего определил, к каким результатам должно привести дошкольное образование, при каких условиях можно достигнуть этих результатов (обеспеченность помещениями, учебно-методическим оборудованием, педагогическими кадрами, административным и вспомогательным персоналом), а также требования к содержанию основной образовательной программы.- Основной или основных?- Давайте разбираться вместе. Согласно законодательству каждое образовательное учреждение, в том числе дошкольное, самостоятельно разрабатывает свою образовательные программу. Но при этом есть основное правило – она должна соответствовать ФГОС и обеспечивать достижения тех результатов образования, которые в ФГОС установлены. За основу детский сад может взять примерную программу, включенную в утвержденный министерством перечень. Планируется, что по каждому уровню общего образования перечень будет включать одну примерную программу, но содержащую обширный набор вариативных модулей. На этой основе можно построить свою программу, сконструировать ее, исходя из особенностей каждого учреждения, из уровня профессионализма его работников, из потребностей детей и из условий территории. Школа или детский сад может взять за основу эту примерную программу или не делать этого. Но еще раз повторю – вне зависимости от того, какие образовательные программы, педагогические методики и технологии образовательное учреждение использовало, в любом случае образовательная программа должна приводить к единым результатам образования. Такой подход представляется разумным: он, с одной стороны, позволяет развиваться педагогическим инновациям, с другой стороны, дает понятные ориентиры педагогам и родителям. Мы должны создать условия для профессионального творчества, но не менее важно создать систему, при которой ни один из детей не должен пострадать из-за педагогических экспериментов или непрофессионализма педагогов, недополучить то, что он должен получить по закону.- ФГОС задает результаты. Ваши коллеги говорят, что нужно разрабатывать инструменты, которые позволят измерять достигнутые результаты. А это обязательно, без этого нельзя?- На уровне дошкольного образования для ребенка нет итоговой аттестации, нет никаких экзаменов или тестов. Но почему необходимо замерять результаты? Во-первых, в интересах ребенка. Важно понимать степень его готовности к школе. Информация о достигнутых результатах важна для учителя, к которому ребенок придет учиться. Это также подсказка для родителей, что необходимо предпринять для его дополнительного развития. И конечно, оценка результатов воспитанников позволяет оценить уровень квалификацию воспитателя и уровень образовательного учреждения. Если учредитель видит, что наблюдается устойчивая тенденция ухудшения результатов, – это повод помочь учреждению, например, обеспечить повышение квалификации педагогов, улучшить материальную и учебную базу учреждения.- Обычно дети испытывают психологические травмы, переходя из дошкольного учреждения в первый класс. Можно ли избежать этих травм или хотя бы минимизировать их?- Любые изменения у любого человека вызывают определенные эмоции, не всегда положительные. Мы уже говорили, что задача дошкольного учреждения – подготовить ребенка к будущей жизни, в том числе обеспечить комфортный переход к следующему уровню образования, то есть к школе.- Может быть, один из выходов – это соединение детского сада и школы, создание единого комплекса, единого пространства?- Я бы не рассматривала это как панацею. Все реорганизации индивидуальны. Главное, чтобы от такого объединения выигрывали все участники образовательного процесса. Экономические эффекты также важны, но они носят второстепенный характер. Учитывая, что дошкольное образование стало уровнем общего образования и должна быть обеспечена преемственность со школьным образованием, создание комплексов «детский сад – школа» может стать механизмом, обеспечивающим комфортный переход детей в школу. Важно, чтобы решения об объединении носили открытый, публичный характер и такому решению предшествовала оценка последствий объединения. Кстати, этого требует и новый Закон «Об образовании в РФ».- Результат зависит от условий. Условия – это и кадры. Что с ними делать?- Я твердо убеждена, что в дошкольном образовании должны работать не менее, а может быть, и более квалифицированные специалисты, чем в школе. Педагогическая ошибка на ранней стадии развития ребенка чревата очень серьезными последствиями. Именно поэтому в новом стандарте появилась норма о необходимости наличия у воспитателей высшего образования, новых компетенций и навыков. Мы понимаем, что завтра новые воспитатели не появятся. Их нужно готовить. Нужно учить тех, кто сегодня работает, и по-новому выстраивать образовательные программы для тех, кто придет в детские сады в будущем. Мы запустили масштабный проект, отрабатываем несколько моделей подготовки таких специалистов. Лучшие педагогические вузы включись в эту программу. Одновременно разработаны программы повышения квалификации.- В начале беседы вы сказали, что дошкольное образование стало равноправным уровнем в системе образования. У дошкольников теперь такое равноправие и в зарплате?- Зарплата выросла, причем существенно. Такого темпа роста заработной платы не наблюдается ни в одном секторе социальной сферы. Опросы общественного мнения показывают повышение степени удовлетворенности зарплатой. Но еще более важно, что одновременно растет степень удовлетворенности своей работой, в том числе возможностью профессионального развития. Для меня индикатор повышения интереса к профессии педагога, воспитателя – это конкурс в педагогические вузы. Он вырос и количественно (больше заявлений абитуриентов), и качественно (средний балл по ЕГЭ стал гораздо выше).- Что, на ваш взгляд, самое неожиданное в системе дошкольного образования?- Дети. Самое неожиданное – это все-таки дети.- Согласен. Но для меня еще более неожиданное – возрастающее количество мужчин в дошкольных образовательных учреждениях.- Мы все помним и любим известный фильм «Усатый нянь». Я уверена, что мужчин в образовании должно быть больше. В системе образования в основном работают женщины. И дома воспитанием преимущественно они же занимаются. Наши дети в основном видят в качестве образца женскую модель поведения. Поэтому чем больше приходит мужчин в образование, тем лучше для наших детей. Я думаю, привлекательность педагогической профессии вообще и для мужчин в частности определяется двумя факторами: размером заработной платы и возможностью профессионального роста. И второй фактор не менее важен. По вертикали профессиональный рост возможен, но крайне ограничен, а вот по горизонтали – проблема: в двадцать пять ты учитель или воспитатель, и в сорок пять – учитель, и перед выходом на пенсию – все тот же учитель. Мы должны, не откладывая в долгий ящик, придумать систему профессионального роста для любого педагога по горизонтали.- Открывается уже второй съезд работников дошкольного образования. Для многих съезды – это стилистика прошлого. Зачем они нужны сегодня?- Хороший вопрос. Организация съезда требует серьезных временных, организационных и финансовых затрат, но получаемый результат стоит этого. Это хорошая площадка, где лучшие представители дошкольного образования могут познакомиться, поделиться опытом, обсудить проблемы, найти совместные решения. А для органов власти это возможность получить обратную связь, лучше понять ожидания и потребности общества, увидеть социальные риски, которые неизбежны при запуске любых проектов. Это эффективная форма для обсуждения важнейших вопросов, например, о направлениях дальнейшего развития системы дошкольного образования. Съезд дает хорошую возможность для профессионального творческого развития каждого из его участников. Это и общественное признание значимости работы воспитателя.- Какие вопросы будут обсуждаться на съезде?- Повестка достаточно обширная. Мы планируем обсудить основные направления и результаты реализации государственной политики в сфере дошкольного образования. Обменяемся мнениями о том, как идет переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт, насколько готовы к этому переходу воспитатели, учреждения, родители, какими должны быть примерная образовательная программа и программы учреждений, как правильно изменить и оценить качество дошкольного образования, каково влияние пространственной среды, профессионализма педагога, семьи на развитие ребенка. На съезде также будет подниматься очень важная и сложная тема доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Безусловно, мы не обойдем и вопросы, связанные с развитием негосударственного сектора дошкольного образования. Мы будем говорить и о воспитателе – каким он должен быть, что для этого нужно сделать, о его социальном и профессиональном статусе. Но главной темой обсуждения, конечно, будет ребенок.- Наталья Владимировна, почему местом проведения выбрали Сочи?- Краснодарский край славится своей системой дошкольного образования, это хорошая возможность показать педагогам лучшие образцы дошкольных учреждений и педагогических практик. А еще очень хочется показать педагогам, какой масштабный проект был реализован при подготовке к Олимпийским играм. Увидев все своими глазами, невозможно не испытать гордость за свою страну. Уверена, что созданная инфраструктура может эффективно использоваться не только для развития спорта, но и для развития и социализации детей.- Не могу не спросить про Крым. Там ситуация с дошкольным образованием сложнее, чем в других регионах России?- Да, там сложнее. К сожалению, многие годы государство мало вкладывало в систему образования. Материальная база требует серьезной модернизации и обновления. Для решения этой задачи из федерального бюджета выделены колоссальные средства. На повестке дня – вопрос доступности. Пока система дошкольного образования Крыма и Севастополя удовлетворяет менее 80 процентов желающих пойти в детский сад.- Понятно, что о повышении квалификации педагогических работников Крыма говорить рано. Вначале нужна массовая крупномасштабная переподготовка кадров. Как ее осуществить?- Эффективная модель была реализована Федеральным институтом развития образования. Во время летних каникул несколько тысяч учителей Крыма и Севастополя прошли переподготовку. Для них было разработано около 40 образовательных программ, ориентированных на различные категории педработников. Со всей России в Крым отправились лучшие специалисты для обучения своих крымских коллег. Теория была удачно соединена с практикой. Этот проект будет продолжен. Нашим новым коллегам предлагается дистанционное и очное методическое сопровождение, работает горячая линия, будут проведены онлайн-консультации и вебинары. Думаю, что за 3-4 года наши новые субъекты догонят другие регионы РФ.- Хочу спросить вас как профессионального юриста: для развития дошкольного образования достаточно существующей законодательной базы или нужно что-то еще?- Вполне достаточно. Закон «Об образовании в РФ» в отличие от предыдущего закона – это не только декларация прав и гарантий, но и эффективный набор инструментов, которые можно и нужно использовать в ежедневной практике.- Наталья Владимировна, позвольте личный вопрос. Ваш сын ходил в детский сад?- Мы ходили в детский сад, который был расположен у нас во дворе. Это был самый обычный сад. Уверена, ему было там интересно и комфортно. Когда я его забирала по вечерам, он часто предлагал мне сходить в гости к воспитателю… В том, каким он вырос, безусловно, есть заслуга детского садика и его воспитателей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте