Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Получившая в восемь лет аттестат Алиса Теплякова сдала экзамены в МГУ
Сдавшей экзамены в МГУ девятилетней Алисе Тепляковой будут помогать в учебе психологи вуза
Учить играючи: 5 приложений для продвинутых учителей
Прокуратура Обнинска проверит частный детсад, где воспитатель угрожала ребенку
В России начал работать портал по обучению цифровым технологиям
Объединить капремонт школ с обновлением оборудования предложили в Нижегородской области
«Шуруйте туда»: жительница Санкт-Петербурга попыталась выгнать с детской площадки ребят с особенностями развития
Восьмилетний школьник растрогал пользователей интернета своей запиской учителю
Трагедия в сибирском парке «Ергаки»: медведь напал на туристов, одного из них хищник унес в лес
Десять километров по лесу: под Челябинском детей высадили из электрички на безлюдном полустанке
Получившая в восемь лет аттестат Алиса Теплякова сдала экзамены в МГУ Сдавшей экзамены в МГУ девятилетней Алисе Тепляковой будут помогать в учебе психологи вуза Учить играючи: 5 приложений для продвинутых учителей Прокуратура Обнинска проверит частный детсад, где воспитатель угрожала ребенку В России начал работать портал по обучению цифровым технологиям Объединить капремонт школ с обновлением оборудования предложили в Нижегородской области «Шуруйте туда»: жительница Санкт-Петербурга попыталась выгнать с детской площадки ребят с особенностями развития Восьмилетний школьник растрогал пользователей интернета своей запиской учителю Трагедия в сибирском парке «Ергаки»: медведь напал на туристов, одного из них хищник унес в лес Десять километров по лесу: под Челябинском детей высадили из электрички на безлюдном полустанке

Наталья Сухая, Смоленск: В перечне трудовых функций педагога составления отчетов нет.

Дата: 18 мая 2015, 15:44
Автор:

Бывают недели, в которые классному руководителю нужно провести по два-три незапланированных в плане воспитательной работы экстренных классных часа, выполняя самые разнообразные «тематические активности» с обязательной сдачей отчета…

– Кстати, скажите, а вы не страдаете ли чем-нибудь? Быть может, у вас есть какая-нибудь печаль, отравляющая душу, тоска?

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» – книга, которую можно читать и перечитывать много-много раз, книга бесконечной мудрости.

А вот какая же печаль одолевает без преувеличения подаляющее большинство учителей нашей страны? В опросах и социологических исследованиях неизменно лидирует \”отравляющая душу\” причина – бессмысленная бумажная работа, причем в больших количествах.

– Нет, мессир, ничего этого нет, – ответила умница Маргарита, – а теперь, когда я у вас, я чувствую себя совсем хорошо.

Несколько дней назад я тоже почувствовала себя совсем хорошо, когда посмотрела запись селекторного совещания Департамента образования города Москвы от 14 мая 2015.

– Ах, может ли это быть! – сказала Маргарита.

Может ли быть хорошо учителям, которые значительную часть своего рабочего времени тратят на оформление и ведение бессмысленной документации? Терроризм и наркотики, безопасность на дорогах и на воде, экология и пал травы, а также другие «тематические активности», требующие срочной отчетности от классного руководителя – замдиректора – школы, хорошо описаны в недавней статье Евгения Александровича Ямбурга ​\”Хватит кошмарить школу!\”

Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова.

Это отдельный разговор. Иногда бывают недели, в которые классному руководителю нужно провести по два-три незапланированных в плане воспитательной работы экстренных классных часа, выполняя самые разнообразные «тематические активности» с обязательной сдачей отчета по классу, чтобы замдиректора свел воедино формы проведения, количество принявших участие, приглашенных и составил свой отчет по школе. Но даже аудиторию на внеплановый классный час трудно найти: занятия, как правило, во многих школах в две смены. А еще и успеть подготовиться к таким неожиданным активностям нужно. Вот и рождается \”вранье от первого до последнего слова\”.

\”А должен ли учитель составлять эти отчеты?\” – один из вопросов, который был поднят на селекторном совещании Департамента образования Москвы 14 мая 2015 года.

\”Нет\”, – говорит Марианна Владимировна Лебедева, директор Городского методического центра Москвы. В квалификационных характеристиках должности \”Учитель\”, в перечне трудовых функций педагога составления отчетов нет. Нет ни одного перечня обязательной отчетности педагогов, утвержденного Министерством образования и науки РФ. Органы исполнительной власти, департаменты образования не могут требовать отчеты учителей, потому что не имеют права и не нуждаются в этих отчетах. Учитель должен и может вести документацию по предмету:

1. Электронный журнал/дневник (думаю, что если таких нет, то бумажный вариант этих документов) – ежедневно;

2. Документы в рамках основной образовательной программы (1 раз на уровень образования с промежуточной коррекцией):

­ рабочую программу учебного предмета;

­ график промежуточной аттестации;

­ план внеурочной деятельности;

­ программу коррекционной работы;

3. Специализированные инструкции по работе в кабинетах повышенной опасности в соответствии с профилем и в случае заведования данным кабинетом (1 раз в 5 лет).

И иметь следующую документацию классного руководителя:

1. Личные дела учащихся (1 раз в год).

2. План работы классного руководителя (1 раз в год).

Представляю, как сейчас удивились и возмутились учителя, имеющие в обязательном списке совершенно другое количество бумаг!

Зачем же мы пишем и сдаем отчеты по предмету, по классу по четвертям и полугодиям, годовые отчеты? Зачем пишем и сдаем администрации отчеты по проведенным контрольным работам, промежуточной и итоговой аттестации? Зачем отчеты в вышестоящие инстанции по УУД в классах, перешедших на ФГОС второго поколения? Зачем мы составляем списки к экзаменам, отчеты о проведенных с учениками самых разнообразных инструктажей, зачем мы собираем ксерокопии паспортов и много еще чего другого под подпись и сдаем администрации школы? Как бы чего не вышло? И для перестраховки. Администрация все это собирает и хранит в файлах и папках в своих кабинетах для проверок вышестоящих организаций…

Но если весь этот документооборот не нужен и не имеет законной силы, то почему он благополучно живет и процветает, обрастая с каждым годом все новыми требованиями и объемами?

Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!

Может ли директор разрешить не проводить те мероприятия и не отчитываться по \”тематическим активностям\”, что рекомендованы и изданы приказом сверху? Конечно, нет. Директор ответит за то, что не провел и за что не отчитался. Поэтому директор издаст приказ провести и отчитаться. Учитель подготовится, проведет, составит очередной отчет, сдаст.

Или это может быть только для Москвы, чтобы перечень нужной учителю документации состоял из 5 пунктов? Но может быть, в регионах должны действовать те же законы, мы все же учителя одной страны? И может быть, пора не только в московском образовании, но и в наших таких разных регионах проверить, какую документацию ведут учитель и классный руководитель, и решить, какая необходима, а от какой давно пора отказаться?..

Об авторе

Наталья Викторовна Сухая, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011», учитель русского языка и литературы школы №34 города Смоленска, Почетный работник общего образования РФ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt