По статистическим данным, за последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. К примеру, в России за последнее десятилетие было зарегистрировано около 800 тысяч детских самоубийств. Наша страна занимает одно из первых мест в мире по количеству детских добровольных уходов из жизни (23,5 случая на 100 тысяч населения). Чаще всего предпринимают такие попытки подростки в возрасте от 10 до 14 лет, причем, по данным экспертов, в основном (почти 80%) это отнюдь не дети из неблагополучных семей, а вполне успешные домашние ребята.
Словно подтверждая страшную истину, 26 октября в Петербурге из окна школьного кабинета прямо во время урока выпрыгнул 12-летний мальчик – Дима Фабричный. По предварительной версии совершить этот поступок его подвигла двойка в четверти по русскому языку, хотя мальчик оставил записку с просьбой не винить учителей в его гибели. Смерть ребенка шокировала как одноклассников, так и педагогов своей безысходностью и нелепостью.
Сейчас в 163-й школе Центрального района работают психологи и следователи, которые пытаются выяснить причины, приведшие мальчика к суициду. Понятно, что подобный поступок – смерть ровесника на глазах шестиклашек, в том числе родного брата Димы, – не мог не отразиться на психике маленьких детей.
Какие-либо подробности относительно личности погибшего мальчика и его семьи администрация школы сообщать отказывается. Однако, как стало известно, семья Фабричных (мама, папа, старший брат и брат-близнец погибшего Димы) считалась вполне благополучной – по крайней мере на учете как проблемная в органах опеки и попечительства не состояла.
В ходе следствия, безусловно, станут известны причины расчета мальчика с жизнью, но совершенно очевидно одно: подростковый возраст нуждается в особом внимании со стороны как школьных психологов, так и родителей. По словам педагога-психолога школы №302 Марины Шевченко, у подростков все концентрированно и конкретно, многие из вопросов им кажутся проблемными.
– На мой взгляд, одной из самых главных причин детского суицида является безнадзорность, брошенность детей. Очень часто подростки предоставлены самим себе. И никто не знает, что при обилии информации происходит у них в голове. Без объяснений со стороны родителей, педагогов они эту информацию понимают по-своему. Базовая потребность любого человека, а особенно ребенка, – в любви, уважении, внимании. Ему важно знать, что он нужен. Родители же сегодня часто показывают ребенку, что он обуза, что он не оправдывает ожиданий. Это считается воспитанием, но на деле это демонстрация позиции: «Ты не такой, каким мы хотели тебя видеть». Даже если это преподносится в завуалированной форме, ребенок все равно все чувствует.
Все идет из семьи, и плохая оценка в четверти может быть только последней каплей в чаше горечи ребенка. Неудовлетворительная оценка может спровоцировать ребенка на подобный поступок, только если с ней были связаны какие-то ожидания, обещания либо с его стороны, либо со стороны родителей.
Как говорят врачи-психиатры, у подростков в отличие от взрослых людей попытки самоубийства – это чаще всего аффективные реакции, то есть импульсивный, спонтанный поступок в ответ на какой-то сильный внешний раздражитель. Часто эти суициды наивные, детские, например, выпить бутылку чернил или съесть десяток таблеток анальгина. Чаще всего на такой шаг дети идут в знак протеста, обиды на кого-то или из желания привлечь к себе внимания. Самое ужасное, что ребята не понимают, что пошутить со смертью, \”чуть-чуть умереть\” нельзя – обратной дороги не будет.
В числе основных причин детских суицидов врачи ставят на первое место ссоры или непонимание родителей, несчастную любовь, а также конфликты со школьными учителями и плохие оценки. В последнее время появились такие причины, как \”отлучение\” от компьютерных игр или нежелание родителей купить новый телефон, игрушку, модную одежду.
Что произошло на самом деле с Димой Фабричным, была ли это аффективная реакция или продуманное действие, выясняют следователи. По результатам доследственной проверки, ход которой находится на особом контроле у руководства Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу, будет принято процессуальное решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе. Однако абсолютно очевидно, что нашим детям необходимо знать, что не бывает неразрешимых проблем и что любую проблему можно решить. Желательно сообща. С родителями или учителем. И эту важную мысль до них должны донести взрослые, как и ту, что жизнь – это единственная непреходящая ценность.
Комментарии