search
main
0

Наставничество: от слов к реализации

Является ли наставничество давно забытой практикой, которая обретает сейчас новое дыхание? Или наставничество всегда было с нами, но не придавалось огласке? Разве мы можем утверждать, что передачи опыта от старшего к младшему поколению не было? На мой взгляд, наставничество было всегда. И я рада, что сейчас популярно не только рассуждать о нем, но и делиться действительно работающими практиками друг с другом.

Не так давно прошел конкурс наставников и систем наставничества в отношении молодых педагогов образовательных организаций Москвы «Наставник молодых педагогов»-2023. Конкурс объединил любящих свое дело педагогов в одном месте и позволил приоткрыть завесу и понять, как организована практика наставничества в разных образовательных организациях города Москвы. В рамках конкурса учителя разрабатывали «дорожную карту» развития молодого педагога, проводили мастер-классы и участвовали в дискуссии в формате круглого стола в Корпоративном университете. Помимо этого они принимали участие в выездных образовательных мероприятиях, где смогли узнать друг друга и поделиться трудностями практики наставничества, с которыми сталкиваются изо дня в день.

Хочу поделиться советами для молодых педагогов, которые помогут им взаимодействовать с наставником наиболее эффективно:

1. Проявляйте активность. Наставники всегда являются любящими свое дело людьми, которые готовы оказывать поддержку. При этом у них есть свой рабочий функционал, который отнимает много времени. Помните, что под лежачий камень вода не течет.

2. Задавайте вопросы. Умение задавать вопросы – это навык, который не только можно, но и нужно в себе развивать. Как бы хорош ни был наставник, он не умеет читать мысли.

3. Посещайте уроки. Этот пункт является одним из первостепенных в списке. Ведь во время посещения урока можно почерпнуть море методических фишек, подглядеть свежие форматы взаимодействия с обучающимися. Но помните, что посещение урока не должно превратиться в наблюдение. Делайте заметки, так вы увидите больше деталей и вспомните их при анализе урока. Если ваша нагрузка не позволяет посетить урок коллеги, смотрите в Интернете мастер-классы учителей года. Они находятся в свободном доступе и позволяют обучаться в любое время.

4. Узнайте, кто в вашей школе является председателем Совета молодых педагогов. Он поделится с вами актуальными новостями из повестки Профсоюза образования и поможет войти в сообщество мотивированных педагогов, готовых оказать поддержку и уберечь от профессионального выгорания в будущем.

5. Будьте отзывчивы. Наверняка в вашем арсенале есть интересные приемы, о которых не слышал ваш наставник, поделитесь с ним. Это поможет наставнику увидеть вашу экспертность и пополнить свои знания. В типологии видов наставничества у такого взаимообогащения есть свое название – «реверсивное наставничество».

Наставничество в России на настоящий момент, как и много лет назад, оказывает моральную поддержку молодым учителям, помогает обменяться опытом и своевременно получать обратную связь, рекомендации для более глубокого погружения в предметную область и развить мягкие навыки.

Безусловно, можно преодолевать трудности в одиночку, боясь отсутствия отклика от коллег. Но грамотный наставник поможет наметить траекторию вашего развития, предостережет от ошибок и станет вашим другом в образовательной организации на долгое время. Именно вышеперечисленные советы помогли мне на пути становления как педагога. Надеюсь, они будут полезны и вам.

Кристина ДЕРКУНСКАЯ, председатель Совета молодых педагогов ЦАО, учитель начальных классов школы №1259, победитель конкурса «Наставник молодых педагогов»-2023 в номинации «Лучшая практика наставничества»

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте