search
main
0

Наставь юношу при начале пути его

Ориентир – зрелая личность

Очень важно, чтобы педагоги видели главнейшей задачей помочь каждому, будь то взрослый или ребенок, достичь той наивысшей степени эмоциональной зрелости, на которую он способен. Возводя это в приоритет, нельзя упускать из виду значение нравственно-этических норм как основы социального мышления и поведения. В противном случае нам грозят разгул всевозможных пороков, регресс, упадок.

К сожалению, из-за пренебрежения проблемами духовной зрелости в западном обществе процветают эгоизм, безудержное стремление к удовольствиям. Там лишь теперь начинают осознавать недостатки той системы ценностей, где на первых местах – богатство и власть, карьера и развлечения. Многие на Западе уже понимают, чувствуют, что такая жизнь лишена достойного смысла.

Чтобы отведенные нам судьбой годы не прошли бесцельно, чтобы им сопутствовало как можно меньше ошибок и разочарований, нам, педагогам, нужно постоянно духовно расти самим и учить этому других. Еще раз подчеркну: учить, подкрепляя проповедуемые нами нравственные идеи собственными поступками, собственной жизнью.

Разьяснение зрелости как добродетели мы находим в Библии. Человек, достигший этой высоты, разумно распоряжается собой и на здоровой основе строит свои отношения с окружающими. Из Библии мы знаем, что на заре человеческой истории, сотворив Адама и Еву, Бог определил и ключевые критерии зрелости. Адам и Ева получили возможность самостоятельного выбора, но одновременно на них была возложена полная ответственность за него. Нет истинной свободы без ответственности. Это означает, что к нам предьявляется целый ряд требований, за выполнение или невыполнение которых любому из нас придется когда-нибудь отвечать.

Вкусив запретный плод и нарушив тем самым границы свободы, очерченные Богом, Адам и Ева понесли наказание – были изгнаны из райского сада и обречены на борьбу за выживание. Их падение – пример несостоявшейся зрелости. Образец зрелости, состоявшейся в полной мере, – Иисус Христос.

Быть зрелым – значит быть достаточно уверенным в себе и внутренне уравновешенным. Зрелый человек принимает решения, не ожидая чьего-либо указания, не боится разногласий с окружающими, по достоинству оценивает себя и других.

Духовная сила может исходить из разных источников и принимать форму власти, интеллектуального авторитета, доминирующего общественного положения, личного влияния, подчинения.

Наделенным властью при тех или иных обстоятельствах бывает едва ли не каждый из нас. Пожалуй, самое очевидное доказательство этого – власть родителей и учителей над детьми.

Если вы способны дать людям ответы на важные для них вопросы, получает признание ваш авторитет, опирающийся на знание. Отчасти и в этом суть известных слов: знание – сила.

Но и звание, т.е. общественный статус, тоже сила! Что подтверждается тем же примером “отцов и детей” (под “отцами” подразумеваем и учителей): доминирование первых над вторыми так или иначе обеспечивается не только большим опытом, эрудицией и т.д., но и положением в семье (или школе).

Личное влияние держится на уважении, вызванном отнюдь не всегда лишь знаниями и общественным положением. Наглядная иллюстрация – влияние некоторых подростков на, казалось бы, во всем равных им сверстников.

Добровольное подчинение мы также считаем проявлением духовной силы, хотя на первый взгляд оно противоположно представлениям об авторитете и власти. Но подчинение в данном случае – это сознательный отказ от своих прав ради служения ближним. Оно диктуется настоящей заботой о тех, кто находится под нашей опекой. Наиболее совершенный пример такого служения явил Иисус Христос.

Помогите ученикам пересмотреть свои убеждения. В процессе развития личности наступает период, когда, ставя под сомнение любые авторитеты, подросток рискует оказаться на ложном пути. В этот момент педагог должен быстро предпринять усилия к тому, чтобы ученики всерьез задумались о своих поспешных, незрелых выводах и пересмотрели их.

Научите обьективно оценивать авторитеты. Некоторые школьники склонны идеализировать своих родителей или других взрослых. Но ведь у всякого человека наряду с достоинствами есть и недостатки. Обьясните ученикам, что, не отвергая авторитетов, к ним можно относиться критически.

Научите самостоятельно принимать решения. Отвергая авторитет взрослых, дети и подростки нередко доверяются авторитетам из числа сверстников, ждут от них решений, которые должны принимать сами, заимствуют у них мысли, вкусы, пристрастия и, таким образом, попадают к ним в зависимость. Если подобное произошло с кем-то из ваших учеников, напомните им о возможности, которой они были, видимо, лишены в более младшем возрасте, – возможности спорить, отстаивать свое мнение. Пусть они разберутся в ситуации, когда кто-либо помыкает ими, и посоветуйте им, как с такой ситуацией покончить, не опускаясь до грубости, не разжигая конфликта.

Приучайте к самодисциплине. Самоконтроль – свойство зрелой личности. Тем, кому пока недостает дисциплинированности, предложите взять для себя на роль своего “контролера” близкого друга (подругу). Можно составить вместе с ним (ней) общую программу действий, предусмотрев “санкции” для того, кто не выполнит оговоренных условий.

Практическое задание.

Проводя с классом беседу-дискуссию, отмечайте, кто из учеников высказывает собственные мысли, а кто составляет свои суждения из реплик товарищей. Вы вскоре отличите тех, кто уверенно идет к зрелости, от тех, чье продвижение к ней затягивается.

доктор Рошель ХАДСОН

Во имя души человеческой

Все это и стало на протяжении года содержанием наших публикаций в “Учительской газете”. Их авторы исходили из того, что уже почти два тысячелетия огромное число людей черпало и черпает высшие представления о добре и зле из учения Иисуса Христа. Задача публикуемых материалов и заключалась в том, чтобы ознакомить вас с теорией и практикой педагогики, одухотворенной христианской моралью и этикой.

Очень бы хотелось, чтобы эти материалы оказались максимально полезны российским коллегам. Многие учителя проводили в рамках системы внешкольного дополнительного образования факультативные занятия по предложенным нами темам. На них шла речь о честности и скромности, бескорыстии и умении прощать – качествах, из которых складывается бессмертная, спасительная для мира и каждого из живущих в нем красота человеческой души.

Мы завершаем цикл публикаций Международной школьной программы в “УГ”. Если вас заинтересовало подготовленное нами учебное пособие по курсу “Введение в христианскую этику”, вы можете обратиться с заявкой по адресу: 117279, Москва, а/я 60, Международная школьная программа. В заявке необходимо указать, требуются ли вам обе части пособия для детей и начального, и среднего школьного возраста (под заглавиями “Становление нравственной личности” и “От нравственной личности к нравственному обществу”), или только одна из них.

Школьной библиотеке, по просьбе администрации школы, один экземпляр пособия вышлем бесплатно. Если в школе есть видеомагнитофон, сможем также бесплатно выслать приложение к пособию – видеокассету с фильмом “Иисус”.

Благодарим вас, дорогие читатели, за внимание и надеемся продолжить сотрудничество.

Пол Эшелман, основатель Международной школьной программы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте