search
Топ 10

Наши требования должны быть разумными и конструктивными. Алла ИВАННИКОВА

Мы сидим в заваленном бумагами кабинете председателя Центральной окружной профсоюзной организации работников народного образования и науки Аллы Иванниковой. Говорим о работе, о жизни, о достижениях и проблемах. Но постепенно рамки разговора расширяются, и мы уже вместе размышляем о том, как же деятельность профсоюза сделать полезной, интересной и притягательной для людей. Такую тональность беседе задала сама Алла Александровна, сформулировав свое кредо: чтобы люди приходили в профсоюз, он, с одной стороны, должен быть им интересен, а с другой – полезен.

– Алла Александровна, а чем же привлекательна и полезна профсоюзная организация сегодня?

– Какой бы долгой ни была наша беседа, вряд ли нам удастся рассказать обо всем, чем мы полезны. Давайте перелистаем проект Соглашения на 2008-2010 годы между управлением образования и окружной профсоюзной организацией профсоюза. Оно, Соглашение, отработанное годами нашего социального партнерства, содержит на 16 страницах около 100 пунктов и подпунктов, здесь расписано все: условия труда, его оплата, материальное стимулирование, повышение квалификации, закрепление кадров; охрана труда, работа с молодыми специалистами, социальные льготы, решение жилищных вопросов, культурно-массовые мероприятия и так далее. Важное место в Соглашении отводится правам профсоюзных организаций. Как видите, профсоюз полноценно и полноправно участвует в жизни образования, держит руку на пульсе, будь то программа работы с молодыми специалистами, аттестация, постановка на очередь и распределение жилья, надтарифный фонд. На базе Соглашения разрабатываются коллективные договора в школах, дошкольных и внешкольных учреждениях образования. Таким образом, мы выстраиваем систему социального партнерства с взаимными обязательствами, с закрепленными правами, которая обеспечивает социальную защищенность работников образования.

– А есть ли в этом партнерстве что-то, чему вы уделяете наибольшее внимание?

– Забота о молодых специалистах, – пожалуй, самое важное направление нашей работы. Каждый год в округ приходят более 200 выпускников педагогических вузов и колледжей, от отношения к ним, внимания к их проблемам зависит, будет ли у них желание работать педагогами дальше, их успешное становление в профессии. Здесь профсоюз действует в контакте с окружным Советом молодых педагогов, Управлением образования, занимаясь социальными проблемами молодых, решая с педагогами-новичками нелегкую задачу психологической адаптации к трудовой деятельности и взаимоотношениям в коллективе. Кстати, в проекте Соглашения мы рекомендуем предусматривать для молодых специалистов в коллективных договорах стабильное расписание, работу в одну смену, с наименьшим количеством классов; выделение отдельного учебного кабинета; обеспечение преемственности нагрузки, классов на следующий учебный год; прикрепление наставника, освобождение (по возможности) от классного руководства.

– Проявляете ли внимание к тем, кто уже имеет солидный стаж работы?

– Конечно. Работа трудового коллектива каждого образовательного учреждения должна регламентироваться такими локальными внутренними актами, которые обеспечат соблюдение трудовых прав. Это Правила внутреннего трудового распорядка; Положение об оплате труда работников; Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем для предоставления им ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска; Положение о распределении надтарифного фонда оплаты труда; Положение о премировании работников; Перечень оснований предоставления материальной помощи работникам и ее размеров. Думаю, что для большинства руководителей первичных профсоюзных организаций оказать помощь администрации в подготовке или обновлении этих документов не составит большой проблемы, поскольку мы регулярно проводим соответствующую правовую учебу.

– Естественно, не учебой единой жив педагог, помогает ли профсоюз педагогам интересно отдыхать, развивать свои творческие наклонности?

– А как же иначе? Мы, например, гордимся своей туристическо-экскурсионной программой. За последние два года организовали более 25 выездов (по Золотому кольцу, ближнему зарубежью и историческим местам России). Экскурсии обычно включают в себя не только осмотр достопримечательностей, но и фольклорную, образовательную и развлекательную программу, а еще обед в местном ресторане. Для себя (я иногда тоже принимаю участие в поездках) вижу пользу этих экскурсий и в возможности непосредственно пообщаться с рядовыми членами профсоюза, ибо в повседневной работе это почти нереально, напрямую, в неформальной обстановке выяснить, что волнует педагогов, в чем им нужна помощь, а потом вместе с ними наметить пути решения проблем. Для нас все это чрезвычайно важно. Интересно в округе проходят профсоюзные смотры-конкурсы и фестивали. На высшем уровне, по оценке участников и зрителей, прошел заключительный гала-концерт 23 апреля 2008 года во Дворце творчества «На Стопани». Зал на триста с лишним мест был заполнен до отказа. Концерт стал завершением 5-го фестиваля искусств «Все начинается с любви…», посвященного Году семьи. Проводился он, как обычно, во многих номинациях: классический и эстрадный вокал, художественное слово, танцы, народный фольклор, инструментальная музыка, авторская песня, декоративно-прикладное искусство. В нем впервые участвовали детский дом №39, детские сады №№1929, 2336, 2640, 295, 821, школы №№1297, 1231, 435, 30, 54, 1218, детский парк «Усадьба Трубецких». В рамках фестиваля впервые состоялся и другой – детский фестиваль искусств «Поделись улыбкою своей». В нем участвовали дети педагогов округа. Некоторые из юных дебютантов фестиваля стали его лауреатами и дипломантами. А три его взрослых участника завоевали звание лауреатов и дипломантов в пятый раз подряд. Это Диана Дорофеева, Егор Ядов (эстрадный вокал), Ольга Нетесова (художественное слово). Вы не представляете, с каким энтузиазмом люди участвуют в нашем фестивале. Он позволяет вовлечь в эту деятельность огромное число талантливых педагогов, способствует самореализации, раскрытию талантов, росту уверенности в собственных силах. Проводим мы и профсоюзные спортивные соревнования по плаванию, волейболу, футболу. Особый интерес у наших педагогов вызывает ежегодное состязание «Самый спортивный учитель». В нем могут участвовать все учителя независимо от их специализации. И оно привлекает с каждым годом все больше и больше педагогов. Находятся и спонсоры, которые дарят подарки победителям. Традиционная наша работа – организация детского отдыха. Все дети педагогов округа имеют возможность отдыхать в оздоровительных лагерях не только в каникулы, но и круглогодично. Не стал исключением и прошедший учебный год.

– Работа педагога сложна, она требует от него много сил, энергии, поэтому он нуждается в оздоровлении. Это входит в сферу интересов профсоюза?

– Что же касается оздоровления и лечения самих работников образования, то необходимо сказать о сравнительно новом направлении – профсоюзном добровольном медицинском страховании. Оно осуществляется Московским горкомом профсоюза, а наша окружная профорганизация помогает педагогам округа приобретать полисы ДМС, разъясняя его преимущества. Этот полис на сумму в 5-7 тысяч рублей (в три раза меньше его коммерческой стоимости) гарантирует полноценное медицинское обслуживание в солидных лечебных учреждениях города. Выгода очевидна, все больше педагогов охотно пользуются такой профсоюзной страховкой. Как говорят члены профсоюза, вместе лечиться веселее, а главное – дешевле.

– А как педагоги узнают о деятельности профсоюза, о его программах?

– Даже наш «точечный» обзор профсоюзной работы, думаю, показал, что польза от пребывания в профсоюзе, несомненно, есть. Но, чтобы она ощущалась явственно, рос интерес к профсоюзу, конечно, люди должны владеть информацией о том, чем мы занимаемся. Поэтому профсоюзная организация ЦАО уделяет много внимания информационной деятельности. Для этого, в частности, во второй четверг каждого месяца мы встречаемся с председателями «первичек», даем им информацию. В этом году проведем несколько дней открытых дверей для всех членов профсоюза, чтобы люди из первых уст услышали, чем занимается территориальная профсоюзная организация, внесли свои предложения и пожелания. Кроме того, на интернет-портале Центрального окружного управления образования наша профсоюзная организация имеет свою страничку, это намного облегчает и улучшает информационную работу и связь с первичными организациями. А еще мы практикуем много различных форм учебной работы: групповые и индивидуальные занятия, школу для начинающих председателей профкомов, встречи со специалистами горкома профсоюза (в частности, с главным правовым инспектором Ириной Копаевой), выездные семинары, тренинги и многое другое. Всесторонне подготовленному профактивисту гораздо легче пробудить интерес людей к участию в профсоюзной жизни. А постигший суть профсоюзной работы руководитель, скорее всего, поддержит его в этом.

– Удается ли вам установить конструктивные и взаимовыгодные отношения с социальным партнером – окружным управлением образования?

– Могу сказать, что нам повезло, мы не тратим силы на преодоление противоречий с управлением образования, поскольку у нас их попросту нет. Мы решаем одну общую задачу – сделать жизнь педагогов Центрального округа лучше, интереснее и достойнее. Большая заслуга в этом начальника Центрального окружного управления образования Веры Лопатиной. На ежегодных встречах с профсоюзным активом она лично узнает о проблемах членов профсоюза и предлагает пути их решения. Так что я вижу основной путь развития и совершенствования нашей профсоюзной деятельности в социальном партнерстве. Не в прямой конфронтации, а в сотрудничестве с работодателями, властями. Это отнюдь не означает, что профсоюзу нужно быть, как говорили прежде, «приводным ремнем». Изменилось государство, изменились взаимоотношения в обществе, меняются цели и задачи профсоюзной организации. Работать по-старому, быть частью государственной машины – значит погибнуть. Мы не призываем к революции. Мы призываем к совместной созидательной работе, направленной на улучшение жизни трудящихся. А потому наши требования, наша работа должны быть разумными и конструктивными, с учетом экономических и социальных возможностей в государстве.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту