Несколько лет назад я прочитала статью академика С.Капицы «Россию превращают в страну дураков», опубликованную в газете «Аргументы и факты» (№37, 2009 г.), в которой автор размышляет о том, почему современная молодежь перестала читать.
Академик пишет: «Вопрос развития культуры – это вопрос будущего нашей страны. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой. Сейчас же эти страны выпали из нашего культурного пространства. Важнейшая задача сейчас – вновь это пространство вернуть. А вопросы культуры переплетаются сегодня с вопросами политики и национальной безопасности страны». Лучше и не скажешь. Как же приобщить к нашей великой культуре иностранцев, количество которых с каждым годом увеличивается в нашем многомиллионном городе? Как сделать так, чтобы таджики, узбеки, киргизы, азербайджанцы прекрасно существовали в рамках нашей культуры? Первое, что мы обязаны сделать, – научить их нашему «великому и могучему» языку. Дети мигрантов должны говорить и писать на русском языке не хуже, чем на родном. И только тогда мы сможем распространять свою культуру, а через нее глобальное влияние в мире. Замечательно, что в школах ЮЗАО открывают лингвистические центры, где ребенку-иностранцу помогают изучать русский язык, а как известно, это не только самый богатый, но и один из самых сложных языков мира. Как это делается в нашей 49-й школе? Раньше это учебное заведение имело статус школы с углубленным изучением иностранных языков. Сегодня, обучая иностранцев (а это узбеки, таджики, киргизы, монголы), мы открыли лингвистический центр, где, используя учебник для детей-иностранцев О.Каленковой, «Русский язык. Лексико-грамматический курс для начинающих» С.Хаврониной, Л. Харламовой, самоучитель русского языка для говорящих на английском языке Н.Метс, Н.Маркиной, «Русский язык для начинающих» Ю.Овсиенко и «Прогресс» Н.Соболевой, С.Волкова, А.Ивановой, успешно преподаем русский язык, активно сотрудничаем с Университетом дружбы народов имени Патриса Лумумбы, в частности, с кафедрой русского языка, возглавляемой профессором З.Есиной.Уроки русского языка для иностранцев проводят 5 раз в неделю. На уроках ребята получают знания о фонетических и грамматических законах русского языка, краткие сведения о речевом этикете, знакомятся с культурой и историей России, развивают диалогическую и монологическую речь, учатся рассказывать о себе, о семье, о друзьях, читать и понимать небольшие тексты на эти темы. Вся наша работа служит основной цели: практическому овладению языком как средством общения.Наши ребята успешно осваивают русский язык, ежегодно участвуют в проводимых в школе олимпиадах и конференциях «Язык – душа народа», выступают на сцене замечательного театра Н.Сац (конкурс «Москва, театр, школа»), на конференциях в Институте русского языка и успешно сдают ЕГЭ.Я помню слова Аллена Даллеса, поучавшего еще в 1948 году в период холодной войны: «Чтобы развалить СССР, не надо атомной бомбы, нужно только внушить его народам, что они могут обойтись без знания русского языка. Нарушатся экономические и культурные связи. Государство перестанет существовать». К сожалению, эти слова оказались пророческими. Но давайте же не забывать, что наша огромная Россия – многонациональное и соответственно многоязыковое государство, а русский язык – язык межнационального общения.Н.ПЕРЕКАТЕНКОВА, учитель русского языка и литературы школы №49
Комментарии