search
main
0

Наша задача – удержать молодежь в профессии. Профориентация должна начинаться с детского сада

​В конце 2015 года в Краснодарском крае утвердили список образовательных организаций, получивших статус краевых инновационных площадок. В их числе Новороссийский социально-педагогический колледж. С его директором Екатериной Викторовной Самариной мы прошли по учебным корпусам, заглянули в кабинеты, лаборатории, мастерские, спортзалы и библиотеку. Разговор шел о деятельности учреждения, перспективах его развития, о повышении престижа рабочих профессий и специальностей педагогической направленности. И, конечно, о том, как сделать так, чтобы учащийся с годами не утратил интереса к выбранной профессии и остался верен ей на протяжении всей жизни.

В социально-педагогическом колледже Новороссийска ведется подготовка специалистов по трем педагогическим направлениям («Преподавание в начальных классах», «Физическая культура» и «Дошкольное образование»), а также будущих работников торговли и общественного питания. Готовят здесь и квалифицированные рабочие кадры – учат на слесарей, продавцов, поваров, кондитеров. Сюда на курсы переподготовки могут прийти и желающие получить второе (педагогическое) образование. Для малышей проводятся занятия по ритмике и шахматам, работают курсы раннего развития по системе Монтессори, оснащенные всем необходимым дидактическим материалом, и детский сад выходного дня, где проходят практику будущие воспитатели. Здесь также обучаются 9-клас сники предпрофильного педагогического класса.«Раньше в ПТУ шли те, кто даже в техникум не мог попасть. Это было очень печально», – констатирует Е.В.Самарина. По ее мнению, сейчас государственная политика изменилась, стране нужны рабочие кадры. Повышение престижа среднего профессионального образования связано еще и с возможностью трудоустройства. В этом образовательном звене в отличие от вузов очень большое количество часов отводится на практику. И, конечно, работодателю интересно взять того, кого не нужно переучивать, кто может сразу включиться в производственную или преподавательскую деятельность. «Наши студенты педагогических специальностей из трех лет профессионального обучения около года проводят на практике в реальных образовательных учреждениях, – говорит директор колледжа и продолжает, – многие начинают работать, еще будучи студентами 4-го курса, и заканчивают обучение по индивидуальному графику. На сегодняшний день в среднем 78% наших выпускников трудоустраиваются по профессии, а по педспециальностям этот процент еще выше».Когда в 2014 году колледж переехал в здание бывшего профессионального лицея «Строитель», из трех корпусов полноценно функционировал только один, а остальные находились в плачевном состоянии. Привести здания в порядок помог муниципалитет. Сейчас в отремонтированных помещениях проводятся учебные и практические занятия, а классные комнаты оформлены с учетом пожеланий преподавателей. В колледже есть большой актовый зал, а также конференц-зал на 75 человек, где проходят различные мероприятия для студентов.Проблемы с материально-технической базой в основном остались в прошлом. В колледже работают учебно-производственные мастерские (слесарные, сварочные), учебные лаборатории для товароведов, продавцов, поваров. Имеется даже учебный бар, где изучают особенности обслуживания посетителей различных категорий. Будущие повара во время обучения осваивают профессию на практике, выпекая пирожки и булочки, а будущие продавцы реализуют их учащимся и преподавателями колледжа. Для занятий иностранными языками оборудован лингафонный кабинет, а в библиотеке на 30 тысяч томов с видом из окон на Новороссийскую бухту можно в тишине поработать с учебной литературой.Для студентов физкультурного отделения работает лаборатория функциональной диагностики, данные которой помогают научиться правильно распределять физическую нагрузку. В колледже три спортивных зала с современными тренажерами и оборудованием, где проводятся учебные занятия и обучение в спортивных секциях.В лаборатории дошкольного образования есть все для раннего развития малышей: специальные дидактические материалы для развития мелкой моторики, знакомства с окружающим миром, песочной анимации. С помощью специального психодиагностического оборудования здесь можно изучать развитие познавательных процессов у дошкольников.Новороссийский социально-педагогический колледж одним из первых в Краснодарском крае включился в движение WorldSkills. Учащиеся колледжа, представляющие педагогическую профессию, становились победителями и призерами соревнований WorldSkills Russia. Развитие в этом направлении – одно из приоритетных в рамках созданного на базе колледжа ресурсного центра педагогического образования под говорящим названием «Призвание».Еще один важный аспект обучения в колледже – создание безбарьерной среды. Здесь могут беспрепятственно заниматься студенты с ограниченными возможностями здоровья. Гордость НСПК – его выпускницы Маргарита Сидоренко и Светлана Баранцева, члены паралимпийской сборной России по стрельбе из лука. Широкие возможности для социальной адаптации открываются и для детей-сирот, которых среди учащихся более 70 человек, им же в основном и предоставляются места в студенческом общежитии.Система поступления в колледж очень проста – заявления принимаются от всех желающих, а зачисление производится на основании среднего балла аттестата; дополнительные вступительные испытания предусмотрены только для поступающих на специальность «физическая культура».Надо отметить, что в систему среднего профессионального образования Новороссийска включены несколько учебных заведений, между которыми налажено прочное взаимодействие. «В городе шесть различных колледжей разного подчинения, но мы стараемся, чтобы у нас не пересекались специальности, чтобы дети могли выбрать дело себе по душе. Мы не перебегаем друг другу дорогу, – отмечает Е.В.Самарина и рассказывает: – Бывает, что ребята переходят к нам из других учебных заведений, и наоборот, а значит, у детей в нашем городе есть возможность сделать выбор, найти себя. Поэтому я не боюсь конкуренции, я просто знаю, что у меня будет большой конкурс».Одно из важных направлений образовательной деятельности – внедрение института наставничества по формированию и развитию кадрового потенциала. Эта деятельность проводится во взаимодействии со школами города, где проходят педагогическую практику учащиеся колледжа. На высоком уровне организуются мастер-классы, открытые уроки, и будущие учителя своим примером пробуждают у школьников интерес к труду педагога.«Нам очень важно, чтобы в системе педагогического образования не было провалов. Кадры в школах стареют, а нам нужно направить туда молодежь – лучшую, подготовленную. И моя задача – удержать молодежь в профессии, показать им и всю прелесть профессии, и ее сложности», – признается директор колледжа. Осуществляемый учебным заведением инновационный проект состоит в реализации сетевого взаимодействия с муниципалитетом, с высшей школой и между другими учреждениями среднего профессионального образования. В рамках этой сети происходит выстраивание системы непрерывного педагогического образования. Все начинается с ранней профориентации дошкольников, которая продолжается в начальной школе, затем проходят дни открытых дверей для старшеклассников. В профессию привлекают школьников: в НСПК полноценно функционирует 9-й педагогический класс, где помимо общеобразовательных предметов преподаются также педагогика и психология. Многие его выпускники становятся потом студентами колледжа. А на вопрос: «Что ждет выпускников колледжа дальше?», Екатерина Викторовна отвечает: «Для педагогических специальностей дальше – работа в школах и детских садах, и, конечно, поступление в вуз. Вот тут есть к чему стремиться и дальше продолжать проект. Необходимо выстраивать отношения с вузами, чтобы наши программы пересекались и у наших выпускников была возможность освоить программу бакалавриата, скажем, не за четыре, а за три года. Мы ориентируем студентов колледжа, которые нацелены на высшее образование, на получение второй педагогической специальности, для того чтобы они остались в школе. Мы стремимся не только дать образование, но и удержать ребят в этой очень сложной профессии – профессии учителя».Государственная политика, нацеленная на повышение социальной значимости и престижа специальностей начального и среднего профессионального образования, в том числе и рабочих профессий, начала приносить свои плоды и в Краснодарском крае. И это видно на примере Новороссийского социально-педагогического колледжа. Если несколько лет назад студентов здесь было около 500 человек, то теперь тут овладевают профессией более 1300 обучающихся.В 2017 году конкурс в НСПК составил от 3,5 до 5 человек на место в зависимости от специальности. А это значит, что современная молодежь постепенно приходит к пониманию того, что страна нуждается не только и не столько в экономистах и юристах, сколько в учителях, воспитателях и высококвалифицированных рабочих кадрах. Молодые люди начинают осознавать, что приобретенная ими специальность – основа для будущей жизненной стабильности, и это может послужить делу развития системы образования, а также возрождения производственных предприятий в масштабе всей страны.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте