Работа в рамках нацпроекта направлена как раз на создание эффективного, инновационного, технологически выстроенного и в то же время доступного образования на всех ступенях, начиная со средней школы и заканчивая послевузовским. Это будет способствовать и повышению престижа образования. Если образование престижно, к нему приковано внимание родителей. И дети начинают чувствовать ценность образования, причем их не обманешь. Они понимают, что знания напрямую конвертируются в жизненный успех. В этом смысле поддерживать престиж образования – это государственная задача и задача для всего общества.
Позвольте мне пожелать вам успехов в вашем очень сложном и таком важном для любого государства – и для нашего в том числе – труде, творческих успехов, и чтобы у вас все было благополучно. А всем нам я хотел бы пожелать безусловных достижений в создании фундамента российского образования XXI века.
(Из выступления на встрече Дмитрия Медведева с директорами и учителями общеобразовательных школ – победителей конкурсов в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Богородское, 29 сентября 2006 года.)
Проект в области образования – один из наиболее масштабных и базовых. На самом деле – ключевой, поскольку он определяет развитие страны на ближайшее десятилетие.
Я уверен, что сложнейшая пора в развитии российского образования осталась позади. Впереди у нас нормальное позитивное развитие.
(Из выступления Дмитрия Медведева на республиканском совещании по образованию в Республике Башкортостан. Село Красная Горка, 11 августа 2006 года.)
Ученики – это, безусловно, богатство школы. Нужно следить, чтобы они не растворились в беспредельном пространстве нашей огромной страны, с одной стороны, и, с другой – чтобы они не стали быстрой добычей для иностранных компаний, которые могут предложить, может быть, интересные условия, а мы блестяще одаренных детей потеряем.
Знания в настоящее время превратились в тот фактор, который имеет не только нравственную и педагогическую ценность, но вполне материальное измерение. В мире растет понимание того, что вся экономика наступившего столетия будет основана на знаниях, будет основана на инновациях, и поэтому ценность интеллектуального ресурса многократно возросла.
Мы все-таки находимся на правильном пути, и, несмотря на трудности 90-х годов, наша школа начала возрождаться. Все мы работаем в очень разных условиях: в некоторых местах в школах учится по пять, по семь человек, в некоторых местах – две тысячи двести. В некоторых местах учителя получают уже достаточно высокую зарплату – таких мест, к сожалению, пока немного. В большинстве мест заработная плата пока небольшая. Это означает только одно – мы на государственном уровне должны работать над тем, чтобы выравнивать условия. Причем это очень сложная работа применительно к жизни нашего государства. У нас уникальное государство – оно настолько огромное, что даже управление таким государством несоизмеримо с тем, как происходит управление в других странах. Поэтому выравнивание условий и вытаскивание условий труда в школах, развитие образования в масштабах страны – это большая государственная задача, которую мы начали решать, в том числе и при помощи национального проекта.
Нацпроект отличается от повседневной работы тем, что он должен привести в действие какие-то новые механизмы. На сигнальном уровне уже получен результат, и после выделения федеральных денег сразу средства начали выделять и регионы, муниципалитеты. Но этого мало. Нужно создавать основу для того, чтобы эта система была пролонгирована, чтобы появлялись новые источники финансирования. И такой механизм можно создать уже сегодня. Этот механизм сейчас в стадии подготовки. Со следующего года начнет реализовываться система так называемых пилотных регионов, где будет проходить эксперимент по широкомасштабному переходу к новой системе образования, к нормативно-подушевому финансированию, к новой отраслевой системе оплаты труда – в общем, к тем инновациям, которые в ряде субъектов РФ уже действуют, но в оптимальной форме, скажу вам откровенно, не действуют нигде. Это серьезный процесс, который нам всем предстоит, и в конечном счете нужно выйти на ситуацию, когда эти пилотные регионы сомкнутся с другими и мы получим новую среду. Вот какова судьба проекта.
Комментарии