Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Наша школа будет новой

УГ - Москва, №07 от 15 февраля 2011. Читать номер
Автор:

П​роект «Управление изменениями на основе организации сетевого взаимодействия ресурсных центров и инновационных сетей» успешно реализуется в Южном округе с участием окружных ресурсных центров.

Ресурсные центры и инновационные сети в ЮАО нужны для развития не только учреждений, входивших ранее в экспериментальные площадки, но и массовых образовательных учреждений, до того не принимавших участия в экспериментальной деятельности. Экспериментальная деятельность московских школ за последнее десятилетие показала также, что отдельные образовательные учреждения могут плодотворно работать в составе двух-трех экспериментальных площадок (например, языковое образование учащихся и информационные технологии), а экспериментальные темы позволяют школам формировать образовательное пространство с учетом современных направлений развития образования. Поэтому такие образовательные учреждения могут рассматриваться как ресурсные центры по двум-трем направлениям развития, а ресурсные центры на основе своего опыта – фокусировать несколько направлений инновационной деятельности, аккумулируя опыт всех образовательных учреждений сети. В процессе инновационной деятельности могут использоваться ресурсы (кадры, материально-техническая база) всех учреждений, входящих в инновационную сеть. При этом инновационная деятельность охватывает массовую школу, предполагая обучение педагогов, организационное сопровождение окружного учебно-методического центра и отдела стратегии развития образовательных учреждений ЮОУО.Программа инновационной деятельности, концепция каждого Ресурсного центра, план работы и планируемые результаты мы рассматриваем на заседании координационного совета ГЭП 2-го уровня по конкретным направлениям, после чего их утверждает окружной экспертный совет, как и перечень ресурсных центров на каждый учебный год, после чего его визирует начальник ЮОУО Нина Минько.Другое звено, реализующее инновационные задачи в структуре ГЭП 2-го уровня, – инновационная сеть, которая формируется вокруг одного Ресурсного центра или нескольких центров. Состав участников инновационной сети определяется на основе их свободного выбора, его утверждает в сентябре экспертный совет ЮОУО, так же определяются механизмы взаимодействия между всеми участниками сети.В состав инновационной сети могут входить:- образовательные учреждения, которые ранее входили в состав сетевой инновационной площадки (по выбранному направлению экспериментальной работы);- образовательные учреждения, которые ранее вели экспериментальную деятельность по другим направлениям;- образовательные учреждения, которые экспериментальной деятельностью ранее не занимались, то есть учреждения массовой практики.Участники инновационной сети могут осваивать экспериментальный результат и вести дальнейшую экспериментальную разработку.Результатами взаимодействия ресурсных центров и инновационной сети могут быть сборники публикаций и методических разработок, обобщающие инновационный опыт сети, публичные мероприятия, проведенные на базе ресурсных центров с привлечением кадровых, научно-методических ресурсов сети, методические разработки сетевых мероприятий для учащихся, педагогов и руководителей, планы и обучающие материалы внутрисетевой системы повышения квалификации.Сегодня ресурсные центры работают в ЮАО на базе 18 образовательных учреждений – победителей ПНПО, обеспечивая трансляцию инновационного опыта по актуальным вопросам развития современного образования. В направлении обновления содержания образования работают гимназии №№1569, 1552, 1526, лицей №1553. Инновационные подходы к организации образовательного процесса разрабатывают ЦО №№975, 1450, 1272, 2000, 1862, 548. Над проблемой реализации различных форм сетевого взаимодействия образовательных учреждений для совершенствования системы самоопределения учащихся и обеспечения качества профильного обучения работают ЦО №1451, школы №№540, 932, 936, 1472, 470, 982. ЦО №№936, 1828, 1472 отрабатывают модель многофункционального Ресурсного центра. Четырнадцать РЦ уже презентовали свою модель в рамках международного сотрудничества округа с Болгарией и Беларусью.Каждый Ресурсный центр работает с заместителями директоров, руководителями методических объединений, учителями-предметниками, психологами, формирует внутрисетевую систему повышения квалификации, ориентированную на индивидуальный запрос конкретного специалиста, с помощью педагогического консультирования, проблемного исследования, взаимооценки и саморефлексии.Учащиеся 5-7-х классов участвуют в познавательно-развлекательных играх, направленных на развитие учебной мотивации; учащиеся 8-9-х классов – в играх, конкурсах, конференциях, способствующих осознанному выбору траектории обучения; учащиеся 10-11-х классов – в исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности, которая помогает им формировать ведущие компетенции, это самообразование, умение работать в команде, толерантность. Наиболее востребованы сетевые мероприятия для учащихся, мастер-классы, «круглые столы» и семинары для заместителей директоров, межшкольная сетевая система повышения квалификации по внедрению образовательных технологий, индивидуальные консультации по вопросам организации образовательного процесса и формирования внутришкольной системы оценки качества.Координаторы сетевого взаимодействия на базе школ отмечают, что малоэффективными на отдельных этапах работы были индивидуальные консультации для учителей и старшеклассников, что обусловлено отсутствием навыка выбора у педагогов и способности ориентироваться в широком спектре предложенных услуг.РЦ, работая на сеть, развивается сам и способствует развитию образовательных учреждений сети по всем направлениям инновационной деятельности. Различные формы сетевого взаимодействия ОУ позволяют использовать ресурсы школ сети для обеспечения доступности и качества обучения учащихся, активными формами работы стали семинары для педколлективов и организация развивающих интеллектуальных игр, конкурсов, турниров, марафонов для учащихся. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений на уровне учащихся расширяет спектр форм работы с мотивированными, успешными в учебной деятельности детьми, увеличивает возможности каждой школы по вовлечению обучающихся 1 – 10-х классов в интеллектуальную среду сверстников, расширяет поле выбора детьми собственной образовательной траектории, профиля обучения и в конечном итоге профессиональных предпочтений, повышает учебную мотивацию, уровень толерантности, развивает коммуникативные навыки и способствует ранней социализации школьников.С 2010-2011 учебного года с помощью сети, созданной в Южном округе, мы реализуем национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Потенциал сетевого взаимодействия позволяет использовать для этого инновационный опыт ресурсных центров по направлениям проекта, а также ресурсы сетевых учреждений.Информация к сведениюКаждый директор должен знатьОтказ в аккредитации школе №874 заставил задуматься практически всех директоров о том, как избежать такой участи. Южное окружное управление образования в помощь им подготовило краткую памятку. Основания для вынесения предписания о выявлении несоответствия требованиям ФК ГОС по учебным предметам и требованиям ФБУП, МБУП:     в ходе тестирования по учебным предметам более 50% обучающихся выполнили менее половины заданий базового уровня;     для школ, имеющих статус, более 50% обучающихся выполнили менее половины заданий повышенного уровня;     несоответствие и нарушение требований ФБУП и МБУП – несоответствие пояснительной записки учебного плана перечню изучаемых предметов, включая предметы, изучаемые на интегративном уровне; отсутствие в пояснительной записке: – сведений о распределении учебного времени между федеральным, региональным компонентами и компонентом ОУ (п. 1.3 пояснительной записки МБУП); – требований к максимальной аудиторной учебной нагрузке, а именно сведений об учете индивидуальных, групповых, факультативных занятий при определении максимальной аудиторной учебной нагрузки (п. 1.8 МБУП, СанПиН 2.4.2.1178-02); – сведений о проведении учебных сборов по основам военной службы (п. 5 пояснительной записки МБУП); – сведений по продолжительности учебного года, урока (ФБУП и п. 1.5 МБУП), урока (ФБУП и п. 1.6 МБУП); – сведений об исключении летнего экзаменационного периода из продолжительности учебного года (п. 1.5 пояснительной записки МБУП); – сведений о предпрофильной подготовке в 9-м классе (п. 4 пояснительной записки МБУП); – сведений о делении на подгруппы в 9, 11-х классах; – сведений об объеме времени для выполнения домашних заданий (п. 1.11 МБУП).Е.НЕГАНОВА; Е.ВОРОНИНА, координаторы проекта


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту