Школа всегда отражала суть эпохи, цементировала ее, создавая ее фундамент. Смена эпох, безусловно, период болезненный для школьного образования. Может, потому слово «реформа», несмотря на понимание ее неотвратимости и необходимости для дальнейшего развития, в педагогической среде зачастую воспринимается как нечто отрицательное, даже разрушительное. Тем не менее инновационное развитие экономики, смена технологий, индивидуализация потребностей и глобальная конкуренция заставляют школу кардинально менять свой вектор развития: она должна готовить ребенка к профессиональной мобильности, к возможному переучиванию, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир. Все это заставляет школу, хочет она того или нет, становиться иной. Президентская инициатива «Наша новая школа» включает пять ключевых направлений (см. «УГ» №12 от 24 марта 2009 года). О том, как конкретно будет реализовываться каждое из положений инициативы, подробно рассказал на брифинге для журналистов директор департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России Игорь РЕМОРЕНКО.
Комментарий «УГ»Президентская инициатива «Наша новая школа» родилась не на пустом месте. Во-первых, она подготовлена трехлетним опытом реализации приоритетного национального проекта «Образование», ориентированным прежде всего на поддержку лучших учителей и лучших школ России. Кроме того, в ней объединены многие проекты, реализующиеся на протяжении последних лет в рамках Федеральной целевой программы развития образования («Одаренные дети», «Здоровьесберегающие технологии в школе», «Повышение квалификации педагогов», «Новые системы оплаты труда», «Нормативно-подушевое финансирование»). Разумеется, есть и новые направления, в первую очередь касающиеся преодоления ветхости российских школ в прямом и переносном смысле.Однако некоторые положения инициативы требуют более детального уточнения. В течение ближайших трех лет планируется завершить во всех 86 субъектах РФ работу по введению новых систем оплаты труда. Однако уже сегодня во многих регионах (всего их 34), реализующих комплексные проекты модернизации образования, не удается сформировать стимулирующий фонд оплаты труда на уровне, который бы оправдывал существенный объем работы по созданию такого фонда. Заявленный 30-процентный стимулирующий фонд на практике для большинства оказался достижим только в весьма отдаленной перспективе. Без этого простимулировать педагога за качество и результаты его деятельности – в чем и состоит смысл введения НСОТ – не удастся.Следует также обратить особое внимание на то, что для отработки пилотных моделей деятельности автономных учреждений общего образования, которая согласно тексту инициативы должна завершиться в 2011 году, времени остается недостаточно. На данный момент эта организационно-правовая форма деятельности школ не имеет сколь-либо значительной апробации.В «Нашей новой школе» планируется, что старшеклассники будут выбирать профиль обучения. Однако введение профильной школы, особенно в сельской местности, вызывает много вопросов.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Обновление образовательных стандартов
Впервые к стандартам предъявляются три группы требований, о которых «УГ» неоднократно писала: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения. Среди требований к результатам в проекте инициативы обозначены главными умение учиться, опора на передовую науку и закономерности возрастного развития. В то же время в структуре обновленных стандартов достойное место займет вариативная часть и «неаудиторная занятость» – различного рода творческие занятия, спортивные секции, кружки. Все это можно будет найти в школе, что существенно облегчит жизнь и сэкономит время не только детям, но и их родителям. Чтобы школа вышла на качественно новый уровень образования, необходимы определенные условия реализации образовательных программ, их теперь впервые пропишут в обновленных стандартах. Впрочем, это не значит, что там будет детально описываться все необходимое оборудование. Как обозначено в проекте президентской инициативы, «следует установить такие требования к условиям, которые бы обеспечивали опережающее развитие современной образовательной инфраструктуры». К условиям реализации образовательных программ, помимо оснащения школ, относятся также вопросы привлечения к работе талантливых педагогов, внедрения эффективных методов финансирования образовательных услуг.
Внедрение обновленных стандартов невозможно без адекватной обратной связи – системы качества образования. Школе предстоит развивать оценку качества при переходе с одной ступени на другую, вводить инновационные механизмы добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений, включая общественно-профессиональную экспертизу. О реальном качестве образования в стране помогают также судить разнообразные сопоставительные исследования, в том числе международные, такие как TIMS, PISA. Важно также создавать методики сопоставления качества образования в различных регионах России.
Система поддержки талантливых детей
Примечательно, что одно из положений «Нашей новой школы» касается выявления и поддержки талантов. В проекте президентской инициативы обозначено два направления, в рамках которых будут поддерживать талантливых ребят – «необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят». Общая среда – это общеобразовательная школа, где предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений ребят (ученические портфолио). Под специальной средой понимается деятельность физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Широкое распространение должны получить заочные и очно-заочные школы для старшеклассников независимо от места их проживания для освоения программ профильного обучения, а также слеты одаренных детей.
Развитие учительского потенциала
Ключевое понятие «Нашей новой школы» – фигура учителя. Без него невозможна реализация никаких реформ. Именно от учителя зависит, какой будет Россия. Проект инициативы предусматривает «внедрение системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших учителей и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать с детьми». Совершенствование оплаты труда – один из важнейших механизмов развития учительского потенциала. Разработчики инициативы считают наиболее приемлемыми новые системы оплаты труда педагогов, ориентированные на результат. Сейчас по этим системам работают 34 региона России, в течение трех лет планируется перевести на них всех учителей страны. Особая роль в проекте инициативы отводится педагогическому образованию и повышению квалификации педагогов. Примечательно, что в инициативе предусматривается привлечение в школы людей с базовым непедагогическим образованием с дальнейшей их переподготовкой. Принципиально, что программы переподготовки кадров и повышения квалификации предлагается строить по модульному принципу, гибко меняющемуся в зависимости от интересов педагогов. Кроме того, современному учителю не обойтись без знания информационных технологий и умения использовать их в преподавании своего предмета.
Подготовка учителя во многом зависит от системы современного педагогического образования. Так, при формировании проекта инициативы были предложения присоединить педвузы к классическим университетам для повышения качества подготовки педагогов в них. Планируется также усилить психолого-педагогическую подготовку будущих учителей, сделать акцент на освоение инновационных программ бакалавриата и магистратуры. Кроме того, педпрактику предлагается проводить в школах, где реализуются инновационные программы развития, чтобы будущие учителя действительно могли чему-то научиться. Среди принципиальных моментов в пункте «развитие учительского потенциала» – обновление системы аттестации и квалификационных требований.
Современная школьная инфраструктура
«Российская школа не должна быть ветхой и в прямом, и в переносном смысле» – эти слова президента страны, по сути, касаются не только необходимости создания современной инфраструктуры школ с оборудованными медпунктами, столовыми, спортзалами, медиацентрами, лабораториями, но и выдвигают новые принципы работы школ. Важнейшие из них – переход на подушевое финансирование и новую систему оплаты труда, внедрение в школьную практику управляющих советов, а также отработка моделей деятельности автономных учреждений. Безусловно, должен быть установлен новый порядок проектирования, строительства и формирования материально-технической базы школ. Принципиальное требование сегодняшнего дня – обновление СанПиНов, безопасность и комфортность пребывания ребенка в школьных стенах.
Здоровье школьников
Забота о здоровье школьников становится одним из важнейших приоритетов «Нашей новой школы». Причем работу по этому пункту президентской инициативы планируется вести по нескольким направлениям. Наряду с традиционным – борьбой за снижение количества часов – предлагается повысить заинтересованность ребят в учебе, расширить проектную деятельность на уроках, широко использовать в школьной практике здоровьесберегающие технологии, а также увеличить количество социальных практик, что должно сделать обучение более увлекательным, а следовательно, положительно влияющим на здоровье школьника. Кроме того, в новой школе к каждому ученику должен быть индивидуальный подход, чем, впрочем, уже давно могут гордиться инновационные российские школы. В рамках этого подхода планируется диспансеризация всех школьников, наличие карты здоровья у каждого ребенка, создание стимулов для здорового образа жизни и жесткий индивидуальный контроль за здоровьем каждого.
P.S. Полный текст проекта президентской инициативы «Наша новая школа» вы можете найти на сайте Министерства образования и науки РФ.
Напоминаем, что до 1 июня будет идти общественное обсуждение этого проекта. Ваши предложения и замечания вы можете присылать по адресу: Москва, Ананьевский переулок, 4/2, строение 1, а также по электронной почте ug@ug.ru c пометкой «Наша новая школа».
Комментарии