Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Наш дом – на Пресне

УГ - Москва, №25 от 22 июня 2010. Читать номер
Автор:

Дети тихо на цыпочках идут друг за другом по коридору «Ц-ц-ц, мы невидимки» – это средняя группа пробует, как это – быть невидимыми. А подготовительная группа сегодня изучает профессию «репортер» – дети берут интервью у гостей, которые пришли на открытые занятия, фотографируют ребят из другой группы, придумывают подписи под фотографиями и потом составляют одну общую газету. А малыши сегодня изучают птиц: в группе кипит работа – одни дети строят скворечники, другие – склеивают птиц из бумаги, третьи слушают книжку про перелетных птиц. Вот в Службу ранней помощи пришли родители с детьми на групповые занятия. Это детский сад комбинированного вида №1465.

В 1996 году открылся первый интегративный детский сад «Наш дом на Пресне». В нем было 4 группы: массовая, ОНР, две группы сложной структуры дефекта. С 1996 года на базе детского сада стала работать городская экспериментальная площадка «Интеграция детей с генетическими нарушениями (в том числе с синдромом Дауна) в группы здоровых сверстников». С 1999 года открылась группа кратковременного пребывания для детей с ранним детским аутизмом «Особый ребенок». С 2006 года открылись консультативный пункт Службы ранней помощи, лекотека. За эти годы сложилась практика воспитания детей, которую все теперь называют инклюзивной.

В 2009 году детскому саду построили новое современное здание в районе Таганки. Но очень хотелось сохранить и в старом, обжитом здании дух и традиции «Нашего дома». Поэтому решили остаться частью коллектива на старом месте, а частью переехать на новое. Сад разделился непросто, при этом мы сохранили дружеские, творческие, деловые связи. Детский сад №1465 остался одной из базовых сетевых площадок ресурсного центра «Детский сад для всех!».

Основными задачами детского сада №1465 стали сохранение традиций и организация нового коллектива, поскольку в ряды влились новые люди.

Начали с организации предметно-развивающей среды. Создание в группах и помещениях детского сада функциональной, разнообразной среды обеспечивает ребенку возможность осуществлять выбор деятельности в соответствии с его интересами. Рассмотрев принципы организации среды в разных программах (базовой программы под ред. Васильевой, программы «Сообщество», программы «Радость», М.Монтессори, вальдорфской педагогики, программы «Истоки» и других), остановились на следующих:

Среда должна быть безопасной.

Среда должна быть комфортной и уютной.

Развивающая среда группы должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).

Среда должна быть информативной.

Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.

Среду оборудовали так, чтобы каждому ребенку было комфортно и уютно, чтобы каждый мог найти занятие и компанию по интересам. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность всех педагогов ДОУ. Педагоги наполняют среду предметами, атрибутами, пособиями, побуждающими детей к активной деятельности – как самостоятельной, так и совместной со взрослыми и другими детьми (различные игры, сенсорные материалы, книги, листы с заданиями, бросовый материал для поделок, карандаши, краски, пластилин, плакаты). Приветствуется и активное участие детей в создании развивающей среды (использование детских работ в оформлении интерьера группы, участие в изготовлении игр и игрушек). Оборудование и материалы разместили в разных предметных зонах (изо, познание окружающего мира, «АБВГДейка», сюжетно-ролевой игры, конструирования, кулинарии, математики и настольных игр). В этих зонах ребенок может заниматься самыми разнообразными видами деятельности. Очень важно, что ребенок имеет возможность сделать свой собственный выбор, где и чем именно ему заниматься. Развивающие материалы подобраны в соответствии с интересами ребенка и учитывают разный уровень развития детей, находятся в зоне ближайшего развития. Задания могут меняться в зависимости от интересов и потребностей детей.

В соответствии с традициями «Нашего дома» каждое утро начинается с утреннего круга. Дети собираются вместе, рассаживаются в кружок, приветствуют друг друга, играют в разнообразные игры (направленные на развитие коммуникации, сенсорное или физическое развитие), обмениваются новостями, задают вопросы, определяют тему работы, под руководством воспитателя планируют, что каждый будет делать по этой теме и кто еще будет участвовать в совместной работе. После круга дети распределяются по подгруппам и начинают работу над выбранным тематическим проектом самостоятельно или под руководством взрослого. Для организации работы в подгруппах можно привлекать родителей и специалистов.

Проект выбирается на неделю или две. И каждый день реализуется в разных заданиях. Темы могут быть самые разные в зависимости от интересов детей и педагогических задач. Например, в этом году в подготовительной группе дети выбирали темы «Я и моя семья», «Город», «Профессии», «Путешествия», «Научные опыты», «Скоро в школу». А результатами работы микрогрупп были по теме «Путешествия»: коллаж «Эйфелева башня», книга «Путешествие по Египту», плакат «Что мы знаем о Северном полюсе». По теме «Город» дети на протяжении недели делали дома из разных материалов, потом составили из них город, назвали его город «Чудесных радостей», придумали герб, флаг и историю города. По теме «Профессия» дети делали атрибуты профессий (колпак повара, например), фоторепортаж, осваивая профессию репортера.

Роль взрослого при работе над проектом может быть разной: организатор, помощник, наблюдатель. Воспитатель может перемещаться от группы детей к группе, наблюдая, как продвигается работа. Помещение оборудовано так, чтобы воспитателю было видно, что происходит в каждой подгруппе.

После того как дети поработают над проектом, они собираются все вместе, рассказывают и показывают, что у них получилось. Этот этап может проходить в виде экскурсии или как презентация своих работ в кругу.

В инклюзивной группе работают специалисты разного профиля: дефектолог, психолог, логопед, массажист, воспитатели, тьютор. Одной из важнейших задач работы специалистов в инклюзивном ДОУ является диагностика актуального уровня развития детей и зоны ближайшего развития. При проведении диагностики специалисты используют свои методы диагностики и на междисциплинарном совещании обсуждают и согласовывают свое видение по каждому ребенку, а также разрабатывают индивидуальный план развития, обсуждают задачи развития группы, план работы по выбранной детьми теме проекта.

Коррекционно-развивающие занятия специалисты сада проводят как в рамках комплексного занятия «Круг» – фронтально, решая задачи на социализацию, двигательное, речевое, когнитивное развитие, так и организуя, сопровождая работу над проектом как с малой группой детей, так и индивидуально. Взаимодействие специалистов на занятиях планируется заранее в процессе междисциплинарных совещаний.

Почему комплексное развитие детей через организацию их активности в микрогруппах в предметно-развивающей среде эффективно для инклюзивного образовательного процесса?

Это позволяет в одном и том же помещении организовать активность детей с разным уровнем развития. Гиперактивный ребенок может передвигаться по помещению, останавливаясь и присоединяясь к работающим над интересным делом группам детей. С развитием его способности концентрировать внимание время его остановок будет увеличиваться. Ребенок с РДА может заниматься индивидуально со специалистом, включаясь по возможности в групповые обсуждения.

У каждого ребенка в микрогруппах может быть задание в соответствии с его уровнем развития. Например, работая над тематическим проектом «Птицы», ребенок с задержкой речевого развития может отбирать картинки с птицами, ребенок, который может писать печатными буквами, записывает их названия, другие дети называют птиц вслух и все вместе составляют один большой плакат «Что мы знаем о птицах».

Для многих детей с особыми потребностями большую трудность составляет включение в ту деятельность, которая им неинтересна и непонятна. Это в большей степени относится к детям с симптомами РДА. Поэтому принцип ориентации образования на интересы ребенка, организация и насыщение пространства стимулирующими активность и инициативу материалами для таких детей оказывается более эффективным, чем обучение через фронтальные занятия.

Для постепенной социализации для детей с трудностями адаптации в группе может быть создано свое пространство, где собираются игрушки и предметы, которые их интересуют. Таким образом, с одной стороны, поддерживаются интересы детей, с другой стороны, за счет включения в общее информационное, коммуникативное поле у детей постепенно развиваются социальные навыки.

Сопровождающий ребенка с ОВЗ взрослый может заниматься с ним индивидуально по темам проектов, которые выбраны в группе, на утреннем и заключительном круге рассказывая о той работе, которую ребенок делал вместе со взрослым. По мере возможности ребенок сам демонстрирует свои достижения в группе. Как только ребенок будет готов присоединиться к группе, взрослый может помогать ему в совместной работе-игре с другими детьми.

Итак, за этот учебный год в «Нашем доме на Пресне» удалось создать творческую команду педагогов и специалистов, поддержать инициативу и творчество детей, объединить в одном образовательном пространстве детей возрастной нормы и детей с особыми возможностями здоровья, решить задачи развития и коррекции для детей с разными стартовыми возможностями.

Е.САМСОНОВА, руководитель Ресурсного центра «Детский сад для всех»; О.МАЗИНА, заведующая детским садом №1465 «Наш дом на Пресне»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту