search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах
0

Наш дом – на Пресне

Дети тихо на цыпочках идут друг за другом по коридору «Ц-ц-ц, мы невидимки» – это средняя группа пробует, как это – быть невидимыми. А подготовительная группа сегодня изучает профессию «репортер» – дети берут интервью у гостей, которые пришли на открытые занятия, фотографируют ребят из другой группы, придумывают подписи под фотографиями и потом составляют одну общую газету. А малыши сегодня изучают птиц: в группе кипит работа – одни дети строят скворечники, другие – склеивают птиц из бумаги, третьи слушают книжку про перелетных птиц. Вот в Службу ранней помощи пришли родители с детьми на групповые занятия. Это детский сад комбинированного вида №1465.

В 1996 году открылся первый интегративный детский сад «Наш дом на Пресне». В нем было 4 группы: массовая, ОНР, две группы сложной структуры дефекта. С 1996 года на базе детского сада стала работать городская экспериментальная площадка «Интеграция детей с генетическими нарушениями (в том числе с синдромом Дауна) в группы здоровых сверстников». С 1999 года открылась группа кратковременного пребывания для детей с ранним детским аутизмом «Особый ребенок». С 2006 года открылись консультативный пункт Службы ранней помощи, лекотека. За эти годы сложилась практика воспитания детей, которую все теперь называют инклюзивной.

В 2009 году детскому саду построили новое современное здание в районе Таганки. Но очень хотелось сохранить и в старом, обжитом здании дух и традиции «Нашего дома». Поэтому решили остаться частью коллектива на старом месте, а частью переехать на новое. Сад разделился непросто, при этом мы сохранили дружеские, творческие, деловые связи. Детский сад №1465 остался одной из базовых сетевых площадок ресурсного центра «Детский сад для всех!».

Основными задачами детского сада №1465 стали сохранение традиций и организация нового коллектива, поскольку в ряды влились новые люди.

Начали с организации предметно-развивающей среды. Создание в группах и помещениях детского сада функциональной, разнообразной среды обеспечивает ребенку возможность осуществлять выбор деятельности в соответствии с его интересами. Рассмотрев принципы организации среды в разных программах (базовой программы под ред. Васильевой, программы «Сообщество», программы «Радость», М.Монтессори, вальдорфской педагогики, программы «Истоки» и других), остановились на следующих:

Среда должна быть безопасной.

Среда должна быть комфортной и уютной.

Развивающая среда группы должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).

Среда должна быть информативной.

Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.

Среду оборудовали так, чтобы каждому ребенку было комфортно и уютно, чтобы каждый мог найти занятие и компанию по интересам. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность всех педагогов ДОУ. Педагоги наполняют среду предметами, атрибутами, пособиями, побуждающими детей к активной деятельности – как самостоятельной, так и совместной со взрослыми и другими детьми (различные игры, сенсорные материалы, книги, листы с заданиями, бросовый материал для поделок, карандаши, краски, пластилин, плакаты). Приветствуется и активное участие детей в создании развивающей среды (использование детских работ в оформлении интерьера группы, участие в изготовлении игр и игрушек). Оборудование и материалы разместили в разных предметных зонах (изо, познание окружающего мира, «АБВГДейка», сюжетно-ролевой игры, конструирования, кулинарии, математики и настольных игр). В этих зонах ребенок может заниматься самыми разнообразными видами деятельности. Очень важно, что ребенок имеет возможность сделать свой собственный выбор, где и чем именно ему заниматься. Развивающие материалы подобраны в соответствии с интересами ребенка и учитывают разный уровень развития детей, находятся в зоне ближайшего развития. Задания могут меняться в зависимости от интересов и потребностей детей.

В соответствии с традициями «Нашего дома» каждое утро начинается с утреннего круга. Дети собираются вместе, рассаживаются в кружок, приветствуют друг друга, играют в разнообразные игры (направленные на развитие коммуникации, сенсорное или физическое развитие), обмениваются новостями, задают вопросы, определяют тему работы, под руководством воспитателя планируют, что каждый будет делать по этой теме и кто еще будет участвовать в совместной работе. После круга дети распределяются по подгруппам и начинают работу над выбранным тематическим проектом самостоятельно или под руководством взрослого. Для организации работы в подгруппах можно привлекать родителей и специалистов.

Проект выбирается на неделю или две. И каждый день реализуется в разных заданиях. Темы могут быть самые разные в зависимости от интересов детей и педагогических задач. Например, в этом году в подготовительной группе дети выбирали темы «Я и моя семья», «Город», «Профессии», «Путешествия», «Научные опыты», «Скоро в школу». А результатами работы микрогрупп были по теме «Путешествия»: коллаж «Эйфелева башня», книга «Путешествие по Египту», плакат «Что мы знаем о Северном полюсе». По теме «Город» дети на протяжении недели делали дома из разных материалов, потом составили из них город, назвали его город «Чудесных радостей», придумали герб, флаг и историю города. По теме «Профессия» дети делали атрибуты профессий (колпак повара, например), фоторепортаж, осваивая профессию репортера.

Роль взрослого при работе над проектом может быть разной: организатор, помощник, наблюдатель. Воспитатель может перемещаться от группы детей к группе, наблюдая, как продвигается работа. Помещение оборудовано так, чтобы воспитателю было видно, что происходит в каждой подгруппе.

После того как дети поработают над проектом, они собираются все вместе, рассказывают и показывают, что у них получилось. Этот этап может проходить в виде экскурсии или как презентация своих работ в кругу.

В инклюзивной группе работают специалисты разного профиля: дефектолог, психолог, логопед, массажист, воспитатели, тьютор. Одной из важнейших задач работы специалистов в инклюзивном ДОУ является диагностика актуального уровня развития детей и зоны ближайшего развития. При проведении диагностики специалисты используют свои методы диагностики и на междисциплинарном совещании обсуждают и согласовывают свое видение по каждому ребенку, а также разрабатывают индивидуальный план развития, обсуждают задачи развития группы, план работы по выбранной детьми теме проекта.

Коррекционно-развивающие занятия специалисты сада проводят как в рамках комплексного занятия «Круг» – фронтально, решая задачи на социализацию, двигательное, речевое, когнитивное развитие, так и организуя, сопровождая работу над проектом как с малой группой детей, так и индивидуально. Взаимодействие специалистов на занятиях планируется заранее в процессе междисциплинарных совещаний.

Почему комплексное развитие детей через организацию их активности в микрогруппах в предметно-развивающей среде эффективно для инклюзивного образовательного процесса?

Это позволяет в одном и том же помещении организовать активность детей с разным уровнем развития. Гиперактивный ребенок может передвигаться по помещению, останавливаясь и присоединяясь к работающим над интересным делом группам детей. С развитием его способности концентрировать внимание время его остановок будет увеличиваться. Ребенок с РДА может заниматься индивидуально со специалистом, включаясь по возможности в групповые обсуждения.

У каждого ребенка в микрогруппах может быть задание в соответствии с его уровнем развития. Например, работая над тематическим проектом «Птицы», ребенок с задержкой речевого развития может отбирать картинки с птицами, ребенок, который может писать печатными буквами, записывает их названия, другие дети называют птиц вслух и все вместе составляют один большой плакат «Что мы знаем о птицах».

Для многих детей с особыми потребностями большую трудность составляет включение в ту деятельность, которая им неинтересна и непонятна. Это в большей степени относится к детям с симптомами РДА. Поэтому принцип ориентации образования на интересы ребенка, организация и насыщение пространства стимулирующими активность и инициативу материалами для таких детей оказывается более эффективным, чем обучение через фронтальные занятия.

Для постепенной социализации для детей с трудностями адаптации в группе может быть создано свое пространство, где собираются игрушки и предметы, которые их интересуют. Таким образом, с одной стороны, поддерживаются интересы детей, с другой стороны, за счет включения в общее информационное, коммуникативное поле у детей постепенно развиваются социальные навыки.

Сопровождающий ребенка с ОВЗ взрослый может заниматься с ним индивидуально по темам проектов, которые выбраны в группе, на утреннем и заключительном круге рассказывая о той работе, которую ребенок делал вместе со взрослым. По мере возможности ребенок сам демонстрирует свои достижения в группе. Как только ребенок будет готов присоединиться к группе, взрослый может помогать ему в совместной работе-игре с другими детьми.

Итак, за этот учебный год в «Нашем доме на Пресне» удалось создать творческую команду педагогов и специалистов, поддержать инициативу и творчество детей, объединить в одном образовательном пространстве детей возрастной нормы и детей с особыми возможностями здоровья, решить задачи развития и коррекции для детей с разными стартовыми возможностями.

Е.САМСОНОВА, руководитель Ресурсного центра «Детский сад для всех»; О.МАЗИНА, заведующая детским садом №1465 «Наш дом на Пресне»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте