search
main
0

Нас спасет изобилие духа Неогуманизм как мировоззренческая основа гражданского образования

Пояснительная записка

Данный модуль предназначен в помощь преподавателям граждановедения, а также учителям всех учебных дисциплин для их педагогической деятельности по гражданско-гуманистическому образованию и воспитанию учащихся общеобразовательных учреждений.
Название общеобразовательного модуля: “Неогуманизм как мировоззренческая основа гражданского образования╩.
Основное содержание и специфика модуля.
1. Дается информация о глобальных проблемах человечества как проблемах, затрагивающих жизненно важные интересы всех государств, регионов и людей планеты. Нерешаемость этих проблем может привести к бессмысленности всей человеческой культуры, в том числе и культуры общеобразовательной.
2. Информация, содержащая краткое описание глобальных проблем, используется для мотивации позитивного утверждения в обществе неогуманизма (неогуманистических ценностей) как философско-мировоззренческой основы обновления общественных отношений в ХХI веке.
3. Подчеркивается необходимость активного участия в формировании неогуманистического мировоззрения института среднего школьного образования в рамках образования гражданского.
4. Учителям предлагается перечень практических занятий, имеющих своей целью усвоение основных неогуманистических ценностей, выявление возможности практического использования элементов неогуманизма на уроках истории, литературы, географии, биологии, физики, математики и т.д.
Ожидаемые результаты обучения и межсессионного самообразования.
Учителя должны: усвоить необходимый перечень фундаментальных понятий, соответствующих неогуманистическому взгляду на человека, общество, природу и принципы жизни человека в современном мире; знать об основных исторически формировавшихся фрагментарных направлениях мировой гуманистической мысли; иметь представление об основных современных мировых и национальных кризисных явлениях и предлагаемых способах их преодоления; уметь распознавать основные общегражданские неогуманистические ценности и быть готовыми к их активному использованию в конкретной педагогической деятельности; получить дополнительные навыки самостоятельного творческого мышления и более четко определиться в своих гражданских позициях.

Содержание программы

1. Человек как биосоциальное и духовное существо. От индивида к личности.
2. Общество. Социальное бытие человека.
3. В поисках древнего и средневекового гуманизма. Человек и общество в религиозных воззрениях (буддизм, христианство, ислам).
4. Гуманистические взгляды на человека и общество в позднее средневековье и новое время.
5. Человек и общество в философских системах ХIХ-ХХ вв. (позитивизм, марксизм, прагматизм, экзистенциализм).
6. НТР и глобальные проблемы человечества. Проблемы обновления связей человека с природой и обществом.
7. Образование как основная сфера культурного обновления общества в условиях обостряющегося глобального кризиса.
8. Основные неогуманистические ценности в системе гражданского образования.

Словарь основных понятий

Бюрократия – система государственного управления, когда вследствие неразвитости гражданского общества фактическая власть в государстве принадлежит высшему чиновничеству и обслуживающей его номенклатуре.
Валовой национальный продукт (ВНП) – один из главных макроэкономических показателей, выражающий в рыночных ценах совокупную стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. В пересчете на душу населения является показателем среднего уровня жизни населения.
Глобальные проблемы – совокупность жизненно важных проблем человечества, которые встали перед ним со второй половины ХХ в. и от решения которых зависит не только социальный прогресс, но и само существование жизни на Земле.
Гражданственность – качественное состояние личности, проявляющееся в высокосознательном использовании своих прав и свобод и выполнении своих обязанностей в интересах общественного прогресса.
Гуманизм – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая в качестве высшей ценности достойную жизнь человека, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека главным критерием любых социально-политических институтов, включая государство, а принципы равноправия, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми.
“Ловушка Мальтуса╩ – критическая ситуация, когда опережающий развитие мировых производительных сил рост народонаселения приведет к массовому обнищанию человечества, что равносильно закату цивилизации.
Мировоззрение – обобщающая система взглядов на окружающий мир, место и роль в нем человека, на отношение людей к объективной реальности и друг к другу. В соответствии с М. формируются убеждения, идеалы, принципы жизни и нормы поведения.
Научно-технический прогресс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, призванное служить основой социального прогресса. Однако с середины ХХ в. в результате научно-технической революции (НТР), наряду с положительными результатами, НТП стали проявляться и отрицательные. Особую актуальность приобрела проблема духовной “цены НТП╩ и проблема кризиса “технократической культуры╩.
Неогуманизм – формирующаяся интегративная мировоззренческая концепция существования человека в эпоху обострения глобальных проблем современности. В основе Н. лежит целостное представление о человеке, природе, человечестве и о возможных путях гармонизации связей между ними, а также о повышении личной ответственности человека за судьбы человеческих общностей и мира в целом.
Позитивизм – философское направление, утверждающее в качестве действительной ценности не отвлеченные идеи, идеалы или образы искусства, а конкретные положительные результаты практической деятельности человека и знания о них.
Прагматизм – направление современной западной философской мысли, которое видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии, ведущем к непосредственному, конкретному результату, успеху, преимуществу. Чаще всего обыденный П. проявляется в стремлении к материальной выгоде, игнорирующем нравственное содержание успеха и отдаленные последствия действий.
Суверенность – право верховной власти проводить независимую политику. В псевдодемократическом бюрократическом государстве С. очень часто приводит к игнорированию государством жизненно важных гражданских интересов во имя “национальной╩ независимости.
Технократизм – одно из направлений западной мысли, утверждающей главенствующую роль в обществе принципов научно-технической рациональности. По мнению идеологов Т., на базе предельной (машинной) рационализации всех социальных отношений можно реализовать программу всеобщего благосостояния.
Эгоцентризм – крайняя форма индивидуального, группового или государственного эгоизма, когда постоянно обнаруживается попытка любую ситуацию, любые средства использовать к собственной материальной, политической и прочей выгоде.
Экзистенциализм – одно из направлений философско-художественного осмысления действительности ХХ в., ключевым понятием которого является “экзистенция╩ (подлинное существование человека). Экзистенции противопоставляется “бытие╩ как обезличенное прозябание “массового╩, “двумерного╩ человека в комфортных условиях предельно технотизированного и бездушного мира.
Этатизм – одно из направлений политической мысли, рассматривающее государство как наивысший результат и цель существования общества.

Тема 1. Основные глобальные проблемы современности
Лекция
Мир перешагнул порог нового столетия и тысячелетия, но по-прежнему в высшей степени актуальны вопросы, связанные с альтернативами развития человеческой цивилизации. Это развитие поставлено под угрозу, т.к. “побочные продукты╩ его все более и более ставят под сомнение прогрессивность совокупной деятельности человека.
“Мир, – как писал русский ученый М. Бахтин, – вступил в борьбу с самим собой до полного самоуничтожения, обессмысливая тем самым всю историческую культуру╩. Нынешнее глубоко ненормальное и неблагополучное состояние человеческой системы нельзя приравнять к каким бы то ни было циклическим кризисам или кризисным ситуациям, в которых находились отдельные племена и народы в прошлом (человечество, мол, спасали не раз технические революции). Во-первых, ранее существовал огромный природный ресурс выживания, во-вторых, кризисные явления носили все-таки локальный характер и охватывали сугубо материальные стороны человеческой жизни, в-третьих, эти кризисы еще вписывались в общую тенденцию (программу) культурного освоения природы человеком.
Ныне кризис носит эпохальный, глобальный и принципиально новый характер. Физических, ресурсных возможностей Земли может не хватить для его преодоления даже с помощью новейших технологий и научных разработок (остается традиционная энергетическая база). Условия преодоления кризиса вырисовываются таковыми, что требуется выход за пределы предшествующей тенденции культурного развития. Все это делает сегодняшнее положение человечества уникальным.
Уникальность ситуации, в которой оказался мир, и преобладание пессимистических прогнозов относительно будущего человечества заставляют всех мыслящих людей вновь задаваться извечными философскими вопросами, среди которых главным является вопрос о человеке. Только прояснив этот вопрос, мы сможем начать решать проблему выхода из состояния планетарного конфликта с природой, духовного конфликта со всей технотизированной культурой, который может закончиться всеобщей гибелью под ее обломками.
Поиск новых ценностей и принципов жизни, учитывающих особенности современного бытия (наличие высоких технологий, небывалая динамика прироста мирового населения, беспрецедентная антропогенная нагрузка на природу, всемирная урбанизация и мировая интернационализация), перестает быть делом интеллектуальных элит и элитарных групп, организаций (вроде Римского клуба) и становится делом каждой культурной личности, каждого гражданина планеты.
Таким образом, вырисовывается, пожалуй, самый главный аспект современного гражданского образования и воспитания: через дисциплины, используя самые современные технологии обучения и приемы воспитания, формировать новое планетарное мировоззрение, соответствующее глобальной проблематике существования человечества. В основе этого мировоззрения лежит философская концепция неогуманизма – концепция целостного подхода к человеку, обществу и природе, гармонизации связей и взаимодействий между главными аспектами бытия.
1. Экологические проблемы или проблемы, связанные с отрицательным воздействием человека на природу
Данная проблематика чрезвычайно насыщена целым комплексом явлений. К ним относятся:
а) убывание лесных ресурсов (ежегодно на 11 млн. гектаров);
б) загрязнение мировой атмосферы (ежегодно выбрасывается свыше 32 млрд. т парогазовых соединений, вредных для человека), в связи с чем возрастает угроза т.н. парникового эффекта;
в) уменьшение количества пригодной для употребления пресной воды;
г) загрязнение (прежде всего нефтью) Мирового океана;
д) расширение т.н. озоновых дыр;
е) усиление загазованности городов (прежде всего выхлопными газами);
ж) обострение проблемы захоронения радиоактивных (р/а) отходов и др.
2. Энергетические проблемы
По оценкам специалистов, только за последние 55 лет было использовано столько минерального и органического невозобновимого сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. Уже добыто 85% мирового запаса меди, 87% запасов железа. Ежедневно потребляется от 50 до 70 млн. баррелей нефти. Оставшихся запасов хватит не более чем на 50-70 лет.
3. Продовольственная проблема связана с углублением разрыва между уровнем жизни населения в развитых и развивающихся странах.
В настоящее время, несмотря на прогресс, уровень ВНП на душу населения в двадцати наиболее развитых странах колеблется от 17 до 24 тыс. долларов в год. Средняя продолжительность жизни – 76-80 лет. Далее идет группа стран с низким достатком (Мексика, Колумбия, страны СНГ, Россия, восточноевропейские страны, Китай, Индия). ВНП на душу населения в них колеблется от 2 до 8 тыс. долларов (в России – ближе к 2 тысячам), средняя продолжительность жизни 60-70 лет. Наконец, в мире существует большое количество стран с нищенским достатком (например, Нигерия, Руанда, Уганда, Кения, Сомали, Эфиопия, Конго, Сьерра-Леоне, Северная Корея, Индонезия, Куба, Ливия). В этой группе стран ВНП на душу населения составляет 300-1000 долларов, средняя продолжительность жизни 50-60 лет. В этих же странах затраты на образование в 24-30 раз меньше, чем в развитых странах. Именно в них чрезвычайно высока смертность (до 40 млн. человек в год умирают только от голода), именно здесь вместе с консервацией нищеты воспроизводится примитивное, часто агрессивное мировоззрение, авторитарные режимы, антигуманистические политические системы, что, несомненно, является постоянной угрозой мировой стабильности.
4. Демографические проблемы
Эти проблемы обусловлены следующими процессами: опережающими научно-техническое развитие темпами прироста населения; неравномерностью этого прироста; усилением миграции населения из бедных стран в богатые с непредсказуемыми результатами.
За последние 30 лет прирост населения составил 2,2 млрд. чел. Из них 2 млрд. (90% прироста) приходится на развивающиеся страны (“громадное сжатие человеческих частиц╩). К этому следует добавить технологическую и политическую отсталость, консервацию примитивных форм и способов производства, авторитарные и антигуманистические режимы. Можно представить себе, к каким “тектоническим╩ последствиям может привести перенаселенность Земли.
5. Проблема задолженности развивающихся стран усугубляет продовольственную и демографическую ситуации. Мировая задолженность в 1999 г. составила 1,5 млрд. долларов, 90% которой опять же приходится на развивающиеся страны. Состояние по крайней мере 50% развивающихся стран ныне оценивается как критическое. Эти страны, согласно критериям Э. Энгеля, отстали в своем развитии от передовых на… четыре века и только сейчас осуществляют переход от аграрного состояния к индустриальному. В целом же мир нищает, попадая в т.н. ловушку Мальтуса. Увеличивающийся разрыв в уровне жизни становится все более серьезной причиной мировой нестабильности.
6. Проблема войны и мира
Мир нищает, но в то же самое время в арсеналах развитых стран ныне хранится столько ядерных зарядов, суммарная мощность которых в несколько миллионов раз превосходит мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму (погибли свыше 200 тыс. чел.). Даже сегодня, когда, казалось бы, окончилась почти полувековая “холодная война╩, на военные нужды в мировом масштабе ежедневно тратится до 3 млрд. долларов (ежегодно – св. 1. трлн. долларов), что составляет 6-8% мирового ВП. С учетом эволюции военных технологий в сторону возможностей все большего уничтожения мирного населения и расширения зоны обладания этими технологиями, суперсовременным оружием можно утверждать, что ныне каждый локальный конфликт может стать прелюдией ядерного апокалипсиса.
7. Рост наркомании, распространение СПИДа
Генофонд человечества продолжает “обстреливаться╩ не только вредными отходами техногенной цивилизации, но и мировой аморальностью. В мире сейчас только зарегистрированных (видимая часть айсберга) около 35 млн. ВИЧ-инфицированных, в 2000 г. от СПИДа умерли три млн. чел. Поражает динамика распространения иммунодефицита в России. В 1987 г. были зарегистрированы всего 24 ВИЧ-инфицированных, в 1997 г. – 5 тысяч, в 2000 г. – свыше 50 тысяч!
Наркомания охватила 7-12% мирового населения. Более 40% мирового наркопотока проходит транзитом через Россию.
8. Массовизация культуры, функционализация человека
Не менее чем биологические, подрываются и духовные основы жизни. Известные гуманисты ХХ в. с тревогой замечали, что в процессе развития технико-информационных средств преобразования материальных условий жизни, в погоне за повышением производительности труда, прибылью и роскошью, за управляемостью конкретными объектами ломался весь внутренний мир человека, изгонялась духовность. Ее место занимала унифицированная функциональность, вульгарный прагматизм “массового человека╩. В узкопрофессиональных сферах функциональная дрессировка человека, несомненно, приносит свои плоды. Там же, где необходимо решать сложные, комплексные гражданско-гуманистические проблемы, там, где требуются высокая духовность и сложная по структуре творческая деятельность, функционально расщепленный массовый “двумерный╩ (выражение К. Ясперса) человек оказывается совершенно непригоден. К тому же в сфере функциональных отношений он теряет свою субъективность, а с ней и высший стимул жизни, становясь всего лишь объектом манипулирования со стороны политиков и бизнес-элит. Духовное опустошение тесно связано и с деградацией физиологической.
9. Государственный эгоцентризм как фактор, препятствующий планетарному единению во имя решения глобальных проблем, был осознан еще в 60-70-е гг. ХХ в. Несмотря на существование всевозможных международных организаций, практически все страны остаются в высшей степени эгоцентричны и чрезвычайно ревностно исповедуют “религию суверенитета╩ (выражение А. Тойнби). Чудовищный военный нарост, непомерно разбухшие бюрократические структуры, редкое проявление мудрости во внешнеполитических отношениях и, как следствие, слабость совместной борьбы с международным терроризмом, распространением СПИДа, наркомании, нищеты, агрессивностью, бездуховностью – яркое тому доказательство.
Ортодоксальная приверженность “идолу государственного суверенитета╩ в условиях обострения глобальных проблем и интернационализации мирового порядка уже сейчас наносит, по мнению А. Печчеи, колоссальный ущерб многим народам и нациям, сковывая их собственное развитие и роковым образом отдаляя перспективу соединения усилий народов по преодолению мирового кризиса.
Главным субъектом, творцом и хранителем принципа государственного суверенитета (ГС), естественно, является этакратия (государственные властные структуры и их номенклатура), стремящаяся превратить свое национальное государство в свою вотчину и в пределах этих вотчин решать глобальные проблемы. Отсюда – низкая эффективность подобных усилий.
10. Возрастание роли бюрократии
Малоуправляемость демографическими процессами, функционализация личности, парад суверенитетов, расширяющиеся зоны обладания оружием массового поражения (ОМП), рост преступности, наркомании – это позволяет все громче и громче заявлять государству о своем приоритете и в решении многих гражданских проблем.
А это нельзя не признать опасным ввиду преобладания у реакционной части бюрократии специфически корпоративных интересов над общегуманистическими. Но самое главное свойство всей бюрократии, как утверждают социологи, это лишение человека его сущности во имя более легкого им управления и ориентации в выгодном именно для бюрократии идеологическом направлении. Именно в бюрократических структурах чаще всего совершаются сделки типа самость, сущность в обмен на комфорт и привилегии. А те, кто пожертвовал своей сущностью, естественно, не потерпит ее проявления и у других. Так усиливается тенденция умаления человеческого в человеке через подключение бюрократии (аппарата) к “массам╩ и “масс╩ (как фактора псевдодемократии) к аппарату. Вместо общества – совокупности дифференцированных живых клеток, подчиненных общей программе развития организма в новых условиях, создается неототалитаристское “общество – кристалл╩ (выражение П. Тейяр де Шардена), неспособное порождать новые направления и формы прогрессивного гуманистического мышления и поощрять гуманистическую деятельность. В результате производится не изобилие духа (а только такое изобилие способно спасти планету), а изобилие грубой материи (вожделенная сверхцель каждого тоталитарного режима). Развитие техники, накопление богатств, усовершенствование внешних условий жизни – вещи, несомненно, полезные, но, как писал С. Франк, “сделавшись некой довлеющей самоцелью, превращают всю историю человечества в сизифов труд╩. Отсюда вытекает всеобщая проблема формирования современной “рациональной бюрократии╩, или “государственных менеджеров╩ всех уровней.

Тема 2. Общая характеристика глобальных мировых проблем
Практикум
Учителям предлагается самостоятельно сделать выводы по прослушанной 1-й части лекции:
1. Относительно характера глобальных проблем. Они находятся в сложном и тесном переплетении, что не позволяет разрешить эти проблемы одну за другой, а только в комплексе; проблемы не только совокупного человеческого сообщества, но и проблемы государств, регионов, поселений и каждого человека в отдельности.
2. Относительно степени их осознания.
3. Относительно принципиальной новизны надвигающегося глобального кризиса (его уже невозможно разрешить только в рамках старых культурных традиций, скажем, в рамках традиционного либерализма, прагматизма, социализма и т.д.; требуется переворот во всей системе взаимосвязей: “человек – природа – социум╩, а любой переворот в практической жизни порождает и новое мировоззрение).
4. Относительно нового восприятия глобальных проблем как вызова всему человечеству, а не отдельным странам, регионам и городам. На каждый вызов должен быть ответ. Ответ на данный вызов должен стать общегражданским делом. Но чтобы он стал таковым, должна быть задействована вся мировая система общего среднего и профессионального образования. При этом инициатива должна все-таки исходить от наиболее развитых государств и обществ.

Тема 3. Критическая оценка неоконсервативных программ преодоления глобального кризиса
Практикум
Учителям предлагается дать критическую оценку каждого из направлений программы преодоления глобального кризиса, рекомендуемых современными прагматиками.
Всю совокупность ныне существующих направлений антикризисной программы можно свести к нескольким.
1. В течение ХХI в. (на протяжении жизни трех поколений) необходимо сократить численность населения Земли до одного миллиарда человек. Это потребует введения обязательных квот численности населения для каждой страны (очевидно, максимально жесткими квотами будут наделены развивающиеся страны). Например, для России такая квота составила бы к 2020 г. 50 млн. чел.
2. Необходимо еще более ускорить НТП таким образом, чтобы большинство стран мира в кратчайшие сроки смогло перейти к выпуску более наукоемкой и экологически чистой продукции на базе высоких технологий. Но самое главное – надо осуществить наконец революционный переход от традиционной энергетики, основанной на органическом топливе (уголь, нефть, газ), к нетрадиционной (термоядерной, солнечной, топливно-водородной и т.д.).
3. Развивающимся (полуаграрным) странам мира необходимо отказаться от создания у себя промышленности, технологически повторяющей ныне существующую индустрию развитых стран, а сразу вводить суперновые, природосберегающие, “зеленые╩ технологии, соответствующие постиндустриальному обществу.
4. Необходимо перейти к значительному сокращению материального потребления (касается в первую очередь наиболее зажиточных слоев населения), изменив принципы и модели потребления в пользу более аскетической жизни.
5. Необходимо самым решительным образом сократить военные расходы хотя бы наполовину. Это даст человечеству свыше 500 млрд. долларов в год, которые можно будет использовать для реализации как экологических, так и технологических программ.
В процессе критического осмысления этих направлений неизбежно возникают вопросы типа: кто и какими способами будет организовывать осуществление этих программ, каковы механизмы контроля и гарантии того, что четыре тысячи этносов Земли будут в ближайшее время вовлечены в эти процессы?
Учителя неизбежно приходят к выводу, что концепция прагматического переустройства мира, даже с применением самых современных информационных систем и технологий, выглядит утопичной. Совокупная программа нереальна уже в силу того, что предполагает недемократический, даже сверхавторитарный характер руководства реализацией программы сразу по всем направлениям, что неизбежно вызовет политические и социальные конфликты. Традиционно же либеральный подход к программам также окажется неэффективным, ибо все позитивное застынет на уровне международных “рекомендаций╩.

Тема 4. Неогуманизм как философская основа нового мировоззрения и всеобщего гражданского образования
Лекция
Концепция неогуманизма (НГ), заявленная в свое время А. Печчеи, ныне находится в стадии формирования. Впрочем, надо быть готовым к тому, что это будет ее постоянным состоянием. Ясно одно: что только он способен обеспечить трансформацию человека, поднять его качества и возможности до уровня, соответствующего новой возросшей ответственности человека в этом мире.
Что мы сегодня знаем о неогуманизме?
Практически все религиозные, философские, художественные фрагментарно-мировоззренческие системы содержали и содержат в себе элементы гуманизма, но в рассеянном, рассредоточенном, даже разобщенном состоянии. Когда-то именно в таком виде гуманизм был востребован разрозненными культурными сообществами. В наше время, отмеченное глобализацией антигуманных процессов, не может быть не востребован интегративный гуманизм, учитывающий многообразие социальных и культурных особенностей и могущий свести их к всечеловеческим ценностям.
В нем вновь ставится главная философская проблема – проблема человека; постулируется взгляд на него как на существо, “способное себя перерастать╩ (выражение Н. Бердяева), способное гуманизировать как природную, так и социальную среду, способное осознать несовершенство земного дома и свое собственное несовершенство, готовое неустанно трудиться ради обновления своей души и окружающей жизни.
Неогуманизм вполне соответствует общеисторической тенденции освобождения человека от всех форм рабства (приращения свободы). Но свобода, как справедливо писал Н. Бердяев, “не идет от материи, свобода идет от духа╩. Только избыток духовности даст нам богатый набор поведенческих стереотипов и идей, соответствующих все увеличивающейся неопределенности индивидуального человеческого существования.
Неогуманизм, впитывая в себя гуманистические фрагменты прошлого, вновь призван (но на более высоком уровне) оправдать конкретное стремление каждого человека не только выживать, но и жить достойно в новых условиях усложнения и интернационализации социального бытия.
Он утверждает не только необходимость гуманизации внутреннего мира человека, но и природной, и социальной сферы (тождественно очеловечиванию прогресса). Творческая природа и гуманизированный мир человека чаще всего должны обнаруживаться, проявляться в сфере конкретных, практических дел и взаимодействий человека с человеком, природой, социумами. Высокие технологии и материальные средства требуют столь же высоких технологий социальных отношений.
Неогуманизм исходит не из принципа особого возвеличивания человека как “меры всех вещей╩ или “образа и подобия Бога на земле╩, обосновывающего чаще всего эгоистические устремления, а из принципа гармонии связей в триаде: человек – природа – социум, следовательно, и гармонии, взаимопроникновения существующих фрагментарных гуманистических взглядов и идей с целью соединения их в единый, гибкий, самообновляющийся и адаптирующийся к локальным культурам комплекс.
Доступность и всеобщность неогуманистических принципов, идей, ценностей могут быть осуществлены, развернуты только через систему общегражданского образования, и в эту новую культурную эволюцию, преодолевающую традиционную технократическую культуру, должны быть вовлечены преподаватели всех учебных дисциплин. Учитель должен стать активным субъектом гражданского образования на неогуманистической основе, что предполагает:
а) изменение социального статуса учителя; он должен непременно входить в средние слои “среднего класса╩ (низшее “бюджетное звено╩, отчужденное от общественных благ, работает низкоэффективно);
б) развертывание не просто гражданского образования для учителей-гуманитариев, но и образования для всех без исключения учителей, что, в свою очередь, потребует переподготовки кадров “учителей учителей╩.
Надо также иметь в виду, что новое интеграционное мышление некоторое время будет конфликтовать с идеологическими догмами, нормами традиционной комфортной жизни, личным и групповым эгоцентризмом, стереотипами обыденного мышления и поведения, следовательно, потребует от субъектов нового гражданского образования определенного мужества, целеустремленности, последовательности и (что немаловажно) материальной поддержки со стороны всех заинтересованных международных организаций и национальных фондов.
Но самое главное – должна быть изменена ментальность преподавателя и руководителей образовательных учреждений всех уровней.
Учитель должен подняться в своих мироощущениях до уровня планетарного человека или патриота в самом высоком смысле слова, отвергающего и заскорузлость “квасного╩ патриотизма, и социальную бесплодность космополитизма.
Процесс формирования неогуманистического ГРАЖДАНСКОГО мировоззрения, таким образом, становится главной профессиональной задачей современного педагога.

А. ЛОПУХОВ,
учитель истории и обществознания

Калуга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте