Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Общество

Напутствие ветеранов

К 80‑летию создания системы государственных трудовых резервов
УГ - Москва, №40 от 06 октября 2020. Читать номер
Автор:

Отмечая день рождения системы профессионально-технического образования, ветераны не только принимают поздравления, но и сами хотят подсказать молодым, как построить свою профессиональную карьеру, на что обратить внимание в учебе, к чему стремиться и чего нельзя забывать. Коллектив Московского техникума креативных индустрий имени Л.Б.Красина организовал запись видео­обращения ветеранов, первых воспитанников трудовых резервов, к молодому поколению. Этот разговор состоялся в гостях у Веры Владимировны Калгашкиной.

Вера КАЛГАШКИНА, одна из первых выпускниц железнодорожных училищ:
– Я пошла в школу в шесть лет. Поэтому после окончания 7‑го класса мне было 13. Тогда и пришлось делать профессиональный выбор. Шел 1940 год. В моем родном городе было два училища: поварское и железнодорожное. Помощников машинистов паровоза обучали с 17. Несмотря на нехватку лет, я добилась поступления в железнодорожное училище. Хотела работать там, где могла принести большую пользу Родине. Для моих ровесников это был главный критерий выбора профессии. Уже через три месяца учащихся направили стажерами на паровозы. Я попала на паровоз комсомольско-молодежной бригады, но все равно оставалась самой младшей.

По комсомольской путевке приехала в Москву. На паровозы взяли только мальчиков. Девчонок, даже совершеннолетних, определили в депо Москва-Сортировочная, обучили работе на токарно-сверлильных станках. Мы делали снаряды, гордились, если доводилось войти в число передовых работников. Силы давала уверенность, что мы вносим свою лепту в победу над фашизмом. Не выходили из цехов столько, сколько требовала производственная необходимость. После войны продолжила учебу. Замеченные педагогические способности и организаторский талант привели меня в образование.

Военное и послевоенное время – самый тяжелый период в жизни страны, его достижения стали самыми дорогими, появилось заслуженное чувство гордости за самоотверженный труд на благо Родины и посильный вклад в ее победу. Авторитет рабочего человека в стране в те годы был очень велик. При выборе жизненного пути послевоенное поколение часто стремилось получить именно рабочую профессию, а потом уже продолжать образование. В профессионально-техническое образование приходили много сирот или детей из неблагополучных семей. Вливаясь в трудовые резервы, они находили тепло и заботу, которых часто и не знали за всю свою недолгую жизнь. Могли почувствовать себя нужными и полезными своей Родине людьми.

Вера Калгашкина и сейчас продолжает активную общественную деятельность. Воспитанию молодежи она посвятила 60 лет, начав с должности старшей пионервожатой в средней железнодорожной школе №9, стала начальником отдела воспитательной работы Главного управления профессионально-технического образования города Москвы. Более 20 лет она возглавляла Городской совет ветеранов педагогического труда. Ее по праву называют наставником системы столичного профобразования.

Награды: «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941‑1945 гг.», «Заслуженный учитель РФ», «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации», «Отличник профессионально-технического образования РСФСР и СССР», «Патриот России», «Почетный ветеран города Москвы».

Напутствие  молодому поколению

– Казалось бы, сегодня у молодых намного больше возможностей. Но тем труднее бывает найти себя. Желаю вам сделать правильный выбор. Времена меняются, но, выбирая профессию, надо думать о своих предпочтениях, способностях и талантах, а не только о престижности работы и заработной плате. Если выбранное дело будет интересно вам, то будет и желание работать на результат, целе­устремленно развивать необходимые умения, добиваться успеха. Счастлив тот человек, который с удовольствием начинает свой рабочий день.

Елена МАКСИМОВА:
– Системе профессионально-технического образования я посвятила всю жизнь. В 1965 году, после окончания института, начала работать помощником руководителя по культурно-воспитательной работе в швейном училище. С 1973 года – директор швейного ПТУ №120, через четыре года перешла в Главное управление профтехобразования города Москвы начальником Управления планирования, учета и распределения молодых квалифицированных рабочих кадров, более 15 лет проработала в Городском совете ветеранов педагогического труда.

Я руководила швейным училищем, которое единственное в стране обучало модисток по индивидуальному пошиву женских головных уборов и выпускало специалистов для работы на крупных швейных предприятиях Москвы.

Обучение проходило в производственных мастерских училища. Изготавливали мужские головные уборы, женские модельные шляпки, форменные головные уборы, изделия из меха, драпа, бархата, различных тканей.

Наша продукция выставлялась и побеждала на ежегодных профориентационных выставках на ВДНХ, в Политехническом музее. Выпускники успешно работали на швейном производственном объединении «Зарница» и в ателье столицы.

За 80 лет своего развития система трудовых резервов неоднократно претерпевала реорганизацию. Современная образовательная среда открывает возможности для непрерывного процесса обучения и профессиональной реализации каждого. Дистанционные программы, инновационные технологии делают процесс обучения более информативным, увлекательным и творческим. Развитие цифровых технологий помогает реализовывать жизненные приоритеты и профессиональные проекты. Большие возможности, но и большая ответственность.

Елена Максимова – ветеран профессионально-технического образования, председатель клуба ветеранов педагогического труда профессионального образования столицы «Связь поколений» при Музее профессионального образования города Москвы.

Награды: «Отличник профессионально-технического образования РСФСР и СССР», «Почетный ветеран города Москвы», медаль «За воспитание патриотов Отечества».

Напутствие молодому поколению

– Одни из вас решили, кем быть, еще в детстве, других направили родители. Кому-то еще предстоит решение этого немаловажного вопроса.
Какую профессию бы вы ни выбрали, желаю реализовать в ней свои способности и найти приложение своим талантам!
Осваивайте познавательные и развивающие активности на образовательных площадках нашей столицы. Ваши знания и мастерство приведут вас к успеху! Если есть профессия, есть желание трудиться, есть совесть, можно не сомневаться – человек пройдет достойно свой жизненный путь!

Юрий ЧУМАЧЕНКО:
– С детства любил железную дорогу, мечтал стать машинистом, грезил о путешествиях. Когда пришел поступать в железнодорожное училище №3, оказалось, что не подхожу по возрасту. Еще не исполнилось 18 лет. Решил получить смежную рабочую специальность, которая очень пригодилась мне при электрификации железных дорог.

В железнодорожном училище №3 обучался с 1 сентября 1955 по июнь 1957 года, получив специальность слесаря-электрика по ремонту подвижного состава.

В ночь на 26 июля 1957 года отправился в свою первую поездку в должности кочегара паровоза.

Влился в знаменитый коллектив депо Москва-Сортировочная. Сюда же вернулся после четырехлетней службы на флоте. В 1959 году на Сортировку пришли два первых электровоза. Отсутствие специальной подготовки даже у опытных машинистов паровозов вызывало серьезные затруднения в работе на новых локомотивах.

Одним из первых начал водить большегрузные поезда – составы по 10000 тонн, отрабатывая новую технологию, когда один машинист находился в голове состава, а другой – в хвосте. А длина состава в сто вагонов составляет около двух километров.

В одну из поездок произошло нарушение радиосвязи между машинистами. Только мастерство и отработанная слаженность в управлении локомотивами, чувство ритма, как в танце, помогли машинистам виртуозно провести поезд по маршруту, не допустив аварийной ситуации.

До сих пор с замиранием сердца смотрю на поезда, вспоминая чувство радостной гордости, охватывающее при понимании, какой мощью управляешь, ведя большегрузные составы.
Я и сегодня активно участвую в общественной деятельности и в воспитательной работе. Долгое время я был ведущим «Клуба машинистов» – рубрики газеты «Московский железнодорожник».
Являясь общественным инспектором по безопасности движения поездов, отправлялся с локомотивными бригадами в поездки через всю страну, наблюдая их в деле, поправляя, если видел ошибки.
Активно участвую в общественной жизни депо, дороги, всей компании «Российские железные дороги» и родного учебного заведения. Сегодня оно входит в состав Колледжа железнодорожного и городского транспорта.

Рекомендую для лучшего понимания студентами необходимости изучения правил и инструкций объяснять, для чего они писались, что от их выполнения зависит. Надо понимать, что за каждым правилом стоит трагический случай, после которого его и приняли к обязательному выполнению.

Так, для работы на локомотивах необходимо знание электротехники. Специалистам железной дороги приходится работать с оборудованием, находящимся под высоким напряжением.

Юрий Чумаченко – Герой Социалистического Труда, член правления общественной региональной организации «Трудовая доблесть России», член Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России. В прошлом машинист знаменитого локомотивного депо Москва-Сортировочная. Является почетным членом совета клуба ветеранов педагогического труда ПТО «Связь поколений» при Музее профессионального образования города Москвы.

Награды: орден Ленина, Золотая медаль «Серп и Молот», ордена Октябрьской Революции, «Знак Почета», звание «Почетный железнодорожник».

Напутствие молодому поколению

– Никогда не останавливаться на достигнутом, постоянно повышать свою квалификацию. Любить свою семью, Родину.
Относиться к своим профессиональным обязанностям так же серьезно, как вы относитесь к своим обязательствам перед родными и любимыми людьми. Желаю вам успеха в ваших начинаниях. А успех случайно не приходит, его надо заслужить!

Семен АНДРЕЕВ:
– Начинал трудовую деятельность в Ленинграде в ремесленном училище №13 в 1956‑1958 гг. Работал на Ижорском заводе имени Жданова. С 1965 г. – помощник руководителя (сегодня эта должность называется «заместитель директора») по культурно-воспитательной работе в ПТУ №6 Ленинграда.

С 1968 года работа в Москве – в аппарате Государственного комитета РСФСР по профессионально-техническому образованию. С 1983 года – начальник Управления общественных дисциплин и воспитательной работы, член коллегии Госпроф­обра. Трудовую деятельность завершил в мэрии Москвы. Более 45 лет трудового стажа, из них более 10 лет в ПТО.

Все, что я считаю наиболее важным, я стараюсь сохранить в своих книгах. Это наша история, память о героях страны, о героях трудовых резервов.

Написал книги о выпускниках системы ПТО: «Совершенное ими бессмертно» – о Героях Советского Союза (3 книги) и «Звезды рабочей доблести» – о Героях Социалистического Труда; «Имена Героев Родины в названиях улиц Москвы» – о москвичах. Принимал участие в создании книги «Атлас Москвы 1941‑1945» и написании биографических статей для Московской энциклопедии («Лица Москвы»).

Я всю жизнь благодарен всем мастерам и преподавателям, фронтовикам, у которых учился в ремесленном училище, и тем, с кем позднее работал. Профтех­училище – это не только профессия, это жизненные принципы, которыми руководствуюсь по сей день.

Семен Андреев – выпускник ремесленного училища, ветеран профессионально-технического образования, автор книг о героях войны и труда, почетный член совета клуба ветеранов педагогического труда ПТО «Связь поколений» при Музее профессионального образования города Москвы.

Награды: медаль «Дружба» Монгольской Народной Республики, знак за подготовку Международного конгресса миролюбивых сил, грамоты Министерства культуры РФ и ЦК Профсоюза работников культуры, грамота Президиума Верховного совета Республики Карелия, почетная грамота мэра Москвы.

Напутствие молодому поколению

– Помните, что в основе всего лежит личный труд. Стремитесь к новым знаниям! Ищите новые возможности! Интересуйтесь жизнью и историей родной страны! Храните наше государство, свободу и независимость которого отстояли наши предки, храните заветы поколения, воспитанного трудовыми резервами.

Александр ЛАНЦОВ:

– В детстве я пережил войну, оккупацию, девятилетним пацаном смог бежать из пересылочного немецкого лагеря, выжить и добиться исполнения своей мечты.
Деревенским мальчишкой я очень любил читать книги и рисовать. После войны пахал землю наравне со взрослыми и мечтал стать художником. В 15 лет уехал покорять Москву, окончил Художественно-графическое педагогическое училище, потом институт. 60 лет преподавал рисование и черчение в школах и техникуме, работал за рубежом.

Трудовые резервы дали мне все – образование, жилье, питание, цель в жизни. Я посвятил себя обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Сегодня продолжаю творческую деятельность: выпустил 5 сборников своих стихов «От всей души», организую выставки своих картин, со своими стихами выступаю на фестивалях и конкурсах. Моя жизнь заполнена любимым творчеством, которое тесно связано с историей страны и трудовых резервов.

Работая в школах при посольствах в Будапеште, Варшаве, Белграде, я как учитель рисования и труда отвечал за оформление залов при подготовке к приемам в советских посольствах. Оформлял стенды наглядной агитации, писал приветствия, лозунги, плакаты, фотографировал участников торжественных приемов. В Белграде участвовал в приеме, посвященном приезду Михаила Горбачева с супругой.

В советское время не было таких технических возможностей для творчества, как сегодня. Приходилось полагаться на свои умения, фантазию и опыт.

Александр Ланцов – педагог, художник и поэт. Его картины участвовали в выставках-распродажах в Будапеште, Варшаве, Белграде. Деньги от продажи картин перечислялись в Фонд мира. Член Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов.

Награды: «Ветеран Великой Отечественной войны трудового фронта», знак «Почетный ветеран города Москвы», юбилейная медаль в ознаменование 100‑летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина.

Напутствие молодому поколению

– Хочется пожелать вам не ограничивать себя какими-либо рамками. Ищите свое призвание, пробуйте, экспериментируйте, узнавайте, интересуйтесь, расширяйте горизонты. Пробуйте, не боясь неудачи. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Учитесь делать выводы из своих ошибок. В современном образовании вам предоставляются возможности попробовать себя в разных отраслях, больше узнать о них. Представьте себя в профессии. Каким вы видите свое будущее? Пробуйте, у вас все получится!

P.S. Коллектив Московского техникума креативных индустрий имени Леонида Борисовича Красина поздравляет ветеранов профессионально-технического образования с 80‑летием образования системы трудовых резервов! Мы желаем нашим дорогим ветеранам благополучия, здоровья и жизненной энергии! Мы любим вас! Восхищаемся вами! Помним ваш подвиг и берем с вас пример!

Ольга ШУБИНА, педагог-организатор Московского техникума креативных индустрий имени Л.Б.Красина

К 80‑летию трудовых резервов

В сороковом году в СССР
Трудовые резервы создали –
Для выполнения плановых дел
Молодые умы, руки ждали.

С городов, сел, деревень
Мастерству учиться приглашали,
В ФЗО дети шли каждый день
И профессии себе выбирали.

Больше тысячи разных профессий
В ФЗО готовила наша страна,
Они создали множество песен,
Но пришла к нам в июне война.

С первых дней трудовые резервы
Перешли на военный заказ.
В делах были ответственны, смелы
И просились на фронт много раз.

Но отказы всегда получали.
Говорили: «Растите, учитесь!»
Фронт продукцией мы снабжали
И просили: «Фашистов громите!»

Рукоятки порой не достанем.
И нет силы болванку поднять.
Пустой ящик подвинем, подставим,
Чтоб скорее свой план выполнять.

Государство бесплатно кормило,
В форму разную всех одевало,
Не до жира в то время нам было,
Но мы вкалывали и не роптали.

Малолетки в то время мы были,
Но трудом могли фронту помочь.
И всем сердцем Россию любили
На рабочих местах день и ночь.

И для фронта, и для Победы
Не жалели своих детских сил!
Для того чтобы солдат советский
В боях храбро фашистов бил.

Поскорее с земли Российской
Всю фашистскую свору прогнал.
И в их логове – земле берлинской
До конца фашизм добивал.

Так воспитанник трудовых резервов
Всю войну работал, учился, жил
И своим трудом неизменным
Большой вклад в Победу вносил!

Александр ЛАНЦОВ, воспитанник трудовых резервов, выпускник ремесленного училища №16 Москвы (1947‑1948 гг.), ветеран войны и труда


Комментарии

Как вы оцениваете идею подготовки вожатых, которые в дальнейшем вместе с учителями будут заниматься воспитанием в школах?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt