В августе 2020 года, выступая на Форуме педагогов Подмосковья, ректор ФИОКО Сергей Станченко заявил, что надо «полным ходом и срочно восстанавливать муниципальные методические службы». За прошедшее с этого дня время внимание к методическим службам усилилось. На это повлияли в первую очередь темпы изменения требований к профессиональным навыкам педагогов и запрос на персонализацию повышения их квалификации, предполагающий методическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов педагогов. Кроме того, увеличилась потребность образовательных организаций в прикладных методических продуктах. Отдельно стоит сказать о стремительном росте рынка онлайн-образования, который привнес свои тренды в вопрос методической работы и заставил пересмотреть ее понимание. О том, кто такие современные методисты, какие области их труда сформировались на сегодняшний день и какие задачи им еще предстоит решать, читайте в статье.
Экскурсия в историю понятия
Методист – это специалист, который помогает организовать образовательный процесс, используя различные модели и методики.
Принято считать, что методическая работа появилась в Античности, с зарождением самого обучения и потребности в наставниках. Позже, когда для обучения стала применяться всевозможная литература (сначала по преимуществу религиозная), понадобились решения о способах преподавания с ее использованием.
Слово «методист» связано с протестантским течением, которое, отколовшись от англиканской церкви в ХVIII веке, стало особенно рьяно проповедовать смирение и терпение. Носители религиозных истин – методисты – влияли на жизнь и поступки прихожан посредством проповедей и назиданий.
Этимология слова восходит к греческому μετά- + ὁδός, что означает «путь». В отечественных толковых словарях наиболее распространено толкование, где методиста определяют как спeциaлиcта пo мeтoдикe, носителя методов. Метод в свою очередь – это совокупность рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.
В российском образовании отправной точкой работы методистов стали педагогические общества начала XIX века. Они поспособствовали объединению передовых педагогов для решения проблем народного просвещения. Позже, к середине XIX века, для совершенствования мастерства педагогов начинают проводиться учительские съезды, конференции, совещания, семинары, на которых основными были вопросы повышения уровня знаний учителей, методы и приемы преподавания и воспитания учащихся. В практику школы входили педагогические чтения и беседы, организация музеев и выставок, всячески поощрялись методические изыскания учителей, рекомендовалось взаимное посещение уроков.
Официальная квалификация «методист»
Связь методической и педагогической работы сохраняется до сих пор. В номенклатуре должностей педагогических работников образовательных организаций должность методиста отнесена к «педагогическим работникам».
Официально квалификация «методист» была закреплена Единым квалификационным справочником (ЕКС) в 2010 году. Характеристика специалиста предусматривала, что он:
– анализирует состояние учебно-методической и воспитательной работы, вносит предложения по повышению ее эффективности;
– принимает участие в разработке методических и информационных материалов;
– оказывает помощь педагогическим работникам в определении содержания учебных программ, форм, методов и средств обучения;
– содействует организации работы по научно-методическому обеспечению образовательной деятельности;
– организует разработку, рецензирование и подготовку к утверждению пособий, типовых перечней оборудования, дидактических материалов;
– анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы учреждений.
На сегодняшний день обозначенные характеристики не утратили актуальности, но стремительное развитие онлайн-образования внесло коррективы и в общее представление о методистах, и в их функционал.
Другие методисты
Сегодня с очевидностью можно говорить о параллельном существовании двух «разновидностей» методистов.
Одних условно можно назвать обычными, классическими. Это как раз те, кто выполняет вышеназванный функционал в государственных образовательных организациях – школах, дошкольных учреждениях, организациях дополнительного образования.
Вторые – это методисты онлайн-школ, онлайн-курсов, в том числе организуемых внутри бизнес-корпораций и компаний. Эта «разновидность» методистов – продукт рыночного спроса на работников, способных спроектировать и запустить образовательный курс. Методисты онлайн-школ владеют навыками маркетингового анализа, знают, как устроена обучающая платформа, способны предложить дизайн программы и реализовать его, используя ресурс экспертов-преподавателей программы. В сфере EdTech обязанности методиста часто связаны с ролью кураторов процесса сборки курса, когда помимо базовых навыков методической работы востребованы и коммуникативные навыки, чтобы брифовать экспертов-преподавателей – выяснять в ходе общения их цели, задачи, пожелания, и менеджерские, чтобы грамотно управлять процессом.
Отдельно скажем о методистах, сопровождающих образовательный процесс корпоративных университетов. Здесь функционал варьируется от организационного обеспечения программы до непосредственного участия специалиста в ее проектировании и реализации.
За время пандемии рыночный спрос на методистов онлайн-школ и корпоративных методистов заметно вырос. Более того, их функционал оброс неким миссионерским смыслом: сформировать у взрослых работников позитивный опыт обучения, повысить их мотивацию стать приверженцами обучения через всю жизнь (lifelong learning).
Особенности методической работы в общем образовании
Несколько иная ситуация с обычными, классическими методистами.
Если в коммерческом онлайн-образовании мы наблюдаем становление класса методистов, то в официальном традиционном образовании речь идет именно о возрождении методической службы. Как аргумент – слова ректора ФИОКО Сергея Станченко, которыми мы предварили статью. По его мнению, важно добиться институциональной самостоятельности методических служб, их вывода из структур региональных институтов развития образования. Такая позиция вызвана подходами, разработанными ФИОКО для оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации.
По логике ФИОКО методическая работа должна быть направлена на «сопровождение педагогов с целью повышения эффективности и результативности их деятельности, а также быструю их адаптацию». Именно на обычных, классических методистов сегодня ложится ответственность за адаптацию федеральной повестки управления качеством образования к уникальным стратегиям развития образовательных организаций.
Такой формат задач обязывает методиста быть экспертом в своей области и уметь переводить экспертное знание в метод. Обязательны ориентация в нормативной правовой базе образовательной деятельности и способность к организации профессионального взаимодействия педагогов.
Экспертность методиста проявляется в наличии и обоснованности предложенных им рекомендаций. Причем специалист должен будет уметь не только принимать явный, очевидный запрос от руководителя организации, но и считывать неочевидную сторону такого запроса, не сознаваемую самим руководителем в силу отсутствия у него должного уровня осведомленности по предмету методической деятельности.
О подготовке методистов
Стать штатным методистом в образовательной организации можно, имея педагогическое образование. В трудовой книжке будет значиться должность «методист». После двух лет стажа в должности методиста можно претендовать на «старшего методиста». Важно учитывать, что в каждой сфере образования есть своя специфика. Так, опыт работы методистом в дошкольном образовательном учреждении может не быть рассмотрен работодателем как подходящий для работы методистом в школе.
Специальной подготовкой методистов для общего образования и муниципальных методических служб до последнего времени практически не занимались. Первый опыт такой подготовки состоялся в ноябре – декабре прошлого года на базе Академии социального управления. За основу была взята программа «Методическая работа в образовательных организациях», включенная в Единый федеральный портал дополнительного профессионального педагогического образования.
Внимания заслуживает проект экспертного бюро «ПРО-сегмент» – Всероссийская школа методистов, где освоить или развить функционал специалиста могут интересующиеся методической работой педагоги, сотрудники муниципальных методических служб из разных регионов РФ.
Важно отличать подготовку методистов для официальных структур общего образования и для онлайн-образовательных программ в сфере бизнеса. Последних готовят на многочисленных курсах, никак не связанных с официальной повесткой в сфере общего образования.
Тенденции развития методических служб
Широкие перспективы методической работы в официальном образовании открывает единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденная распоряжением Министерства просвещения РФ от 4.02.2021 №Р-33 (далее – распоряжение №Р-33). Этим документом утверждены специальные рекомендации по обеспечению в регионах РФ единых организационных и методических условий функционирования центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее – центры).
Согласно распоряжению №Р-33 центры призваны организовать комплексное методическое сопровождение педагогических работников для прохождения ими индивидуальных образовательных маршрутов по дополнительным профессиональным программам из Единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования.
Одна из ключевых задач методического сопровождения – перенос педагогическими работниками (управленческими командами) приобретенных профессиональных компетенций в практику обучения и воспитания.
В распоряжении №Р-33 введен термин «методическое консультирование», которым обозначена активность методистов и тьюторов центров по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов педагогов. Также в составе методических задач обозначена популяризация новейших эффективных педагогических практик, методик обучения и воспитания.
Федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников задает, как мы понимаем, передний план задач, стоящих перед методистами системы общего образования. И очевидно, что этими своими задачами они будут существенно отличаться от «собратьев», занятых в коммерческом онлайн-образовании, не обремененном отраслевыми инициативами и проектами.
Вместо заключения
Подводя итог, можем сказать в качестве прогноза следующее:
– дифференциация классических методистов и методистов онлайн-школ будет сохраняться до тех пор, пока научное педагогическое сообщество не обоснует, что методическая работа независимо от сферы приложения имеет некие сквозные компетенции, отличающие такую работу и от сугубо управленческой, административной, и от педагогической, преподавательской;
– центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников могут стать средоточием новой идеологии методической работы, основанной на персонализации дополнительного профессионального образования педагогов, а штатные методисты центров, соответственно, могут взять под свое сопровождение соответствующие практики на уровне муниципальных управлений образования;
– общий рыночный спрос на методистов может простимулировать интерес педагогических работников общеобразовательных организаций развить в себе навыки методиста и, во-первых, аттестоваться, как только будет возможность, на квалификационную категорию «учитель-методист», а во-вторых, уже сегодня заявить себя как сокуратора персонализированных маршрутов педагогов или включиться в коммерческие проекты, связанные с управлением качеством школьного образования.
Галина САВИНЫХ, кандидат педагогических наук, руководитель экспертного бюро «ПРО-Сегмент»;
Ольга ПОПЕНКОВА, методист-консультант
Комментарии