Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Наперекор судьбе. Выжить, несмотря ни на что. И стать счастливой!

Учительская газета, №51 от 22 декабря 2009. Читать номер
Автор:

Переживание горя – наверное, одно из самых непостижимых проявлений человеческой души. Каким образом человеку, опустошенному бедой, удается не только возродиться, но и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости, восстанавливает душевное равновесие и вновь ощущает краски жизни? Иначе говоря, как страдание переплавляется в мудрость?

Это был обычный медицинский осмотр. Семья Баханцевых жила тогда на Кубани. Валентина Васильевна работала директором столовой военного санатория.

– Ну-с, милая, решайте, что будете делать, – деловито продолжая записи в медицинской карте, заключила доктор. – Оставляете ребенка?

– Ну разумеется! – даже не успев опомниться от неожиданного известия, воскликнула Валентина. И задохнулась от радости: – Я снова стану матерью!

Семь месяцев пролетели как одно мгновение. Валя точно парила над землей. Но однажды вечером голова будто взорвалась от боли. «Скорая» отвезла Валентину в больницу с высоким давлением. И тут начались схватки. Врачи решили делать кесарево сечение. В таких случаях, как правило, спасают прежде всего женщину. Но Сашенька выжила…

Время шло, девочка росла. Мужа Валентины перевели служить, он военный, в Москву. И вот здесь-то, в психоневрологической клинике, Сашеньке поставили диагноз: детский церебральный паралич. Услышав его, Валентина остолбенела. С ней опять случился гипертонический криз. Несколько дней она провела в полном ступоре. Но однажды сознание вернулось. Голова стала на удивление ясной. Мысли потекли спокойно и четко: «Что случилось, уже не изменить. Теперь это моя жизнь. Я должна ее принять. И бороться». Правда, потом пришли неизбежные вопросы: что нужно делать? с чего начинать? к чему двигаться? Но вскоре появились и ответы: надо собрать наиболее полную информацию о ДЦП и способах его лечения. А главное, о том, как жить и воспитывать ребенка с таким диагнозом.

Жила тогда семья Баханцевых на съемной квартире. Очень трудно жила. То был самый конец 90-х годов. Зарплату мужу то задерживали, то вовсе не давали. Валентина стала собирать бутылки на улице. Переломить себя ей было очень тяжело! Стыдно, позорно шарить под скамейками и в урнах ей, жене офицера, но ради семьи!

– Как вам удалось выстоять? Откуда черпали силы? – спрашиваю я хозяйку красивой трехкомнатной квартиры, в которой теперь живут Баханцевы. Мы сидим в уютной, просторной кухне. Одиннадцатилетняя Сашенька проворно собрала на стол. Она заметно хромает, однако двигается быстро и ловко.

– Наверное, это покажется странным, но из моего детства, – Валентина Васильевна немного наклоняет голову вперед. – Силу духа взращивает семья. Мой отец, лесничий, учил меня любить природу. Мир для меня всегда был живым и ярким светом.

Я хорошо понимаю Валентину. Этот свет – нечто такое, что позволяет совершать человеку самодвижение к своей сильной душе. Когда душа стремится вверх и внутрь себя самой, сила приходит к человеку. Рождается личность, силой собственной души воспитанная. Но прежде надо всмотреться в самого себя. Вслушаться в себя. Собственным слухом уловить голос своей сильной души. Этому могут научить только родители. Их любовь друг к другу. И к детям.

Отец говорил Валентине: «Устала? Можешь отдохнуть. Но ты должна все успеть». И девушка работала в огороде, следила за младшим братом, готовила обед для всей семьи. Мама учила ее терпению, отец – выносливости. И оба – умению все делать с желанием, а не с пустым сердцем. Сегодня все это Валентина Васильевна передает своей дочери. И Сашенька впитывает.

Когда девочке исполнилось четыре года, стало понятно, что ее нужно не только лечить, но и развивать: малышка совсем не разговаривала. Но что для этого делать? Интуитивно Валентина приняла верное решение: читать книжки вслух. В доме появились «Сказки» Пушкина с яркими, красочными картинками. Затем детская библиотека стала расти. Сашенька требовала, чтобы ей читали по нескольку раз, внимательно слушала и… молчала.

– Уставала я зверски! – вспоминает Валентина Васильевна. – Иногда казалось, Саша никогда не заговорит. Было ощущение, что я похожа на муху, отчаянно и бестолково бьющуюся в оконное стекло.

Но чудо все-таки свершилось! Однажды Сашенька отчетливо произнесла несколько слогов. Это придало сил. Книжки читались в неимоверных количествах. И наконец Саша заговорила!

– Как-то раз нам позвонили из отдела социального обеспечения и предложили принять участие в программе «Москва – Крым – детям». Так мы попали в санаторий для детей, страдающих ДЦП. Там Саше сделали три операции! Но я хочу подчеркнуть, – улыбается Валентина Васильевна, – что в Евпаторию мы приехали уверенными, настроенными на лучшее. Общение с врачами, с детьми, их мамами продолжало дело, начатое в Москве, – Сашенька развивалась интеллектуально. Нельзя замыкаться в четырех стенах – вот вывод, который я сделала тогда. Это был важнейший для меня вывод.

После операций врачи сказали Валентине: «Теперь результат зависит от того, насколько тщательно вы будете выхаживать дочку». Трудилась она до седьмого пота. И сделала еще один очень важный вывод: надо абсолютно верить в победу. Выхаживать больного ребенка без веры в лучшее нельзя! Дети тонко чувствуют настроение мамы.

Спустя пять месяцев они вернулись в Москву. И дома тоже продолжалась работа. Каждый день нужно было делать солевые ванны, менять эластичные бинты. А еще уколы, лекарства… После солевых ванн Валентина клала на ноги Сашеньке груз – мешочки с песком. Саша страдала от боли, но терпела. Каждый день, каждый час, минуту шла эта битва за «положительную динамику в течении болезни». А потом девочка начала «расхаживаться». По маленькому-маленькому шажочку в день, ведь Саша была в распорках и двигалась, как циркуль. Исполнилось ей тогда всего шесть лет.

А в восемь она пошла учиться. В среднюю общеобразовательную немецко-английскую школу! В это невозможно поверить, но это так.

– Когда, как я говорю, идешь в народ, понимаешь, что на свете много хороших людей, – Валентина Васильевна смотрит мне прямо в глаза, чтобы я увидела, как она уверена в этом. – Еще один важный вывод, который я сделала, – верить не только в себя, но и в то, что люди хотят тебе и твоему ребенку добра. Стучись во все двери – откроют.

О том, чтобы Сашенька училась вместе со здоровыми детьми, Валентина мечтала страстно! И пошла в самую близкую от их дома школу №1955. Знала, что берут туда далеко не всех, что отбор очень жесткий. Нашла там заместителя директора по начальным классам Ирину Калиниченко. Та выслушала очень внимательно и попросила принести рекомендательные письма. Ирина Алексеевна оказалась очень дальновидным человеком и понимала, какие могут возникнуть сложности с родителями здоровых детей. Валентина за день собрала несколько таких писем. Одно из них подписал заместитель министра обороны. Их и представили потом группе возмущенных мамаш, требовавших убрать из класса инвалида.

– Честно говоря, понять этих родителей можно, – говорит сегодня Валентина Васильевна. – Ведь даже наша учительница Людмила Николаевна Булатова тоже была в страшном смятении. Она же никогда не учила такого ребенка, а в классе 27 детей, и каждого надо научить, надо выполнить программу. Но и Сашу надо научить! Эта ответственность пугала. От учительницы потребовались огромные человеческие и профессиональные усилия. Конечно, дочь весь первый класс отставала в учебе. Я помогала изо всех сил! Купила тетради в крупную клетку. Но Саша все равно не попадала. Я брала ее пальчики в свои ладони, и так мы писали. Или я писала карандашом, а дочка обводила. Валентина Васильевна добилась разрешения находиться в школе. Два года она провела под дверью Сашиного класса. Все учителя узнали, кто такие Саша и ее мама. Все здоровались, спрашивали, каковы успехи. Это придавало сил! Валентина Васильевна испытывала радость от такой поддержки. Но особенно она благодарна учителю физкультуры Владимиру Николаевичу Пономарчуку. Вы можете себе представить лицо физрука, которому говорят, что ребенок, который плохо ходит, хочет посещать его уроки? У Владимира Николаевича такого лица не было. Мало того, он пошел в библиотеку и перечитал кучу специальной литературы о том, как надо заниматься с детьми, страдающими ДЦП.

Сегодня Сашенька Баханцева – известный человек в Северо-Восточном административном округе столицы. Ее с большим желанием приглашают на концерты. Потому что так читать стихи, как это делает она, может далеко не каждый ребенок. В любое стихотворение Саша вкладывает боль своей огромной души с такой силой, что порой даже становится страшно, как неизмеримо много знает эта девочка о страдании. Но и о счастье тоже!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту