search
main
0

Нам отражение дано…

​Не буду лукавить – я не сразу приняла понятие «отражение», доставшееся мне. Может, потому, что у меня не было домашних заготовок, которые при незначительной трансформации могли бы превратиться в мастер-класс по заданной теме. А может, само понятие звучало для меня не слишком педагогическим. Но чем глубже я знакомилась с этим явлением, тем больше понимала, насколько важно и современно оно для школы сегодня.

Мы даже не задумываемся, как часто сталкиваемся с отражением. И я говорю не только о том, что утро для многих из нас начинается с изучения своего отражения в зеркале. В акустике отражение становится причиной эха. А в медицине отражение ультразвука используют при проведении УЗИ-диагностики. Физики понимают отражение как физический процесс взаимодействия волн или частиц с поверхностью. Философы называют отражением всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. А я учитель иностранного языка, и в контексте моего предмета отражение – это явление, имеющее, как медаль, две стороны и ребро.Одна сторона медалиЯзык – это всегда отражение культурных традиций народа и процессов, происходящих в обществе. Исторические события, научные открытия, мода меняют наш язык, появляются новые слова, какие-то слова начинают употреблять реже, другие – меняют свое значение. Мне стало любопытно, как события XX века повлияли на изменение языка. Родилось много вопросов, в поисках ответов на них я нашла программу Google books Ngram Viewer, создающую график частотности употребления слов или словосочетаний. Можно задать временной отрезок в диапазоне с 1800 по 2008 год, программа ищет интересующее вас слово или словосочетание в письменных источниках, имеющихся в Интернете. Какие потрясающие открытия можно сделать! Как вы думаете, в каких годах в XX веке был пик частотности употребления слова Freedom (свобода)? В 1944-м и в 1967-м. И это неудивительно, если вспомнить исторические события этих лет.(См. график 1.)А вот еще одна интересная вещь. Глаголы чаще употребляют в настоящем или в прошедшем времени? На самом деле глаголы действия в европейских языках чаще встречаются в прошедшем времени, а глаголы чувств – в настоящем. Конечно, общаясь друг с другом, мы в прошедшем времени рассказываем о том, что мы уже сделали, а в настоящем – о том, что переживаем.А вот как меняются наши интересы. Я ввела в программу фразы watching TV (просмотр телевизора), reading a book (чтение книги), going to the theatre (поход в театр) и посмотрела, как менялась частотность употребления этих словосочетаний с 1950 по 2000 год. (См. график 2.)С начала 1990-х годов телевизор одерживает победу (надеюсь, не окончательную) над книгами и театром. Что тогда можно сказать о компьютерных играх? (См. график 3.)Зачем нужна такая информация? Во-первых, важно понимать, что приблизительно первые 2000 слов в частотном списке покрывают до 80% устных и письменных текстов, и учитель должен знать, какие слова входят в эти 2000 на сегодняшний день. С другой стороны, интересные лингвистические факты могут стать основой исследовательской деятельности учащихся и в целом повысить мотивацию к изучению предмета.Другая сторона медалиДругая сторона медали – речь человека. Речь есть отражение внутренней культуры, кругозора, интеллекта. То, что мы говорим, и то, как мы говорим, отражает состояние духовности, показывает образовательный и культурный уровень. «Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта…» – пишет Корней Чуковский в своей книге о русском языке «Живой как жизнь».Многих педагогов сегодня не устраивает уровень развития речи их учеников. Современным подросткам иногда сложно построить монологическое высказывание, содержащее более 2-3 неразвернутых предложений. Что с этим делать? И возможно ли сделать что-либо? Для меня ответ очевиден – необходимо создавать культурный контекст на каждом уроке, на каждой перемене, в любой ситуации общения с ребенком. В своем кабинете я создала уголок «Топ-50, которые нельзя пропустить». Это прозрачные файлы с названиями фильмов, книг, картин, музыкальных произведений, которые когда-то повлияли или продолжают влиять на меня как личность и которыми мне бы очень хотелось поделиться с моими учениками. Каждый ребенок может добавить свои названия к списку. Мы смотрим, читаем, слушаем и создаем таким образом общее культурное пространство. Это становится поводом для общения, взаимодействия, развития кругозора.Ребро медали – урокЕсли речь зашла об общении, значит, пора поговорить об отражении на уроке. Поскольку язык есть средство общения, современные подходы к изучению языка основаны на законах психологии. В психологии отражение – это норма копирования кого-либо как способ общения с ним. Такое копирование может включать в себя жесты, выражение лица, тон речи, акцент, подбор слов, метафоры.Таким образом, в контексте урока отражение становится педагогическим приемом, способом организации процесса изучения материала, при котором деятельность учеников – это, с одной стороны, отражение того, что делает учитель, а с другой стороны – отражение деятельности друг друга, в процессе которого происходит взаимообучение. В качестве примера можно привести прием работы с карточками, в которых у каждого ученика есть только часть информации, и чтобы получить общую картину, ученики должны вступить во взаимодействие друг с другом и восполнить недостающие данные. Другим примером может служить изучение новых слов по той или иной теме. У каждого ученика есть возможность предложить слова (2-3 слова) по новой теме, которые интересны именно ему. В этом случае в списке новых слов для всей группы присутствуют слова каждого ученика, что делает процесс изучения слов личностно значимым и более эффективным.Вместо послесловияНаверное, можно еще много говорить об отражении, раскрыть другие грани понятия, придумать другие приемы, но для меня самым важным является то, что отражение позволяет сделать интересы и ценности каждого ценными для других участников группы, а знание каждого при этом становится знанием всей группы.Юлия МУКОСЕЕВА, учитель английского языка ННОУ школы «Карьера», лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2007»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте