search
Топ 10

Нам не жить друг без друга

Яков ЛЬВОВИЧ, руководитель Главного управления образования Воронежской области: – Мы дружим с Северо-Восточным округом (кстати, руководитель управления Валентина Григорьевна Кобозева – наша, воронежская, она долго жила в нашей области). Мы дважды привозили в этот округ передовой отряд наших заведующих роно. Все-таки нужно признать, что все серьезные новшества сначала появляются в Москве, все проблемы успешно решаются в столице.

В Северо-Восточном округе мы впервые увидели настоящие попечительские советы, которые созданы не для сбора родительских денег, а для настоящего социального партнерства. Я был в гимназии № 1518, встречался с ее директором Мариной Фирсовой, которая мне рассказала о работе совета, туда входят уважаемые люди, предприниматели, которые помогают школе не на уровне банального меценатства, а на уровне заинтересованного сотрудничества, ищут перспективные пути развития образовательного учреждения, а затем определяют – на что хватит бюджетных денег, а где нужно провести работу с бизнес-структурами и договориться о помощи. Вообще в округе я почувствовал, что хорошее отношение к школам формируется не только управлением образования, но и префектом Ириной Яковлевной Рабер и ее командой. Кстати, это тоже московский опыт, который нам очень нравится – на помощь образованию настроен весь социум.

Могу сказать, что пять лет назад я был включен в совет руководителей и очень многому научился у Любови Петровны, опытного учителя и управленца.

Прежде всего в московской системе образования отработана многоуровневая система управления – от Департамента образования через округа, управы к учреждениям. Мне сразу понравилась такая управленческая многозвенность, и мы сейчас в Воронежской области используем опыт москвичей.

Создавая автоматизированную систему управления образованием Воронежской области, мы тоже ориентировались на опыт Москвы, на те формы, которые есть в информационной системе управления столицы. Мы, конечно, от москвичей тут отстаем, но стремимся именно к их высокому уровню. В Москве не просто от департамента идет связь, они постарались внедрить все формы обратного мониторинга относительно того, как поступающие документы потом используются и исполняются. Мы сейчас все это тоже отрабатываем. Все это очень важные вещи, потому что они сразу выводят уровень работы на другую высоту, на иное качество, на иные возможности.

Нина МИНЬКО, начальник Южного окружного управления образования:

– В нашем округе сложились устойчивые связи со многими регионами России, но особенно крепки они с Курской областью. В этом году мы принимали делегации педагогов, методистов и руководителей образовательных учреждений Курской области, которые участвовали в семинарах, «круглых столах», конференциях по актуальным проблемам современного образования. Уезжая, наши коллеги увозили учебную дидактическую, методическую литературу, изданную нашим окружным управлением образования.

Важным предметом сотрудничества для нас становится обмен опытом работы, изучение, обобщение передового опыта, использование его в педагогической практике. За последнее время педагогические работники и специалисты нашего округа побывали во многих образовательных учреждениях Курска и Курской области. Надо ли объяснять, что такие встречи расширяют профессиональный кругозор работников образования, развивают их методологическую культуру, профессиональные коммуникации, формируют локальные педагогические сообщества?! Наши школьники часто выезжают в экспедиции, которые помогают им глубже познакомиться с историей, культурой, традициями Курской области, изучить особенности развития этого региона, установить дружественные отношения с местными сверстниками. У нашего округа системно и творчески развивается взаимодействие с управлением образования Курской области, которое возглавляет мой коллега Виктор Александрович Некрасов. Наверное, поэтому стали традиционными и наши с ним встречи, и встречи руководителей образовательных учреждений, педагогов, учащихся в рамках проектных недель, исследовательских конференций и других мероприятий, которые мы организуем и проводим вместе. В нашей работе широко используются информационные технологии, мы обмениваемся материалами управленческого, методического, организационно-педагогического характера, вместе работаем над различными виртуальными проектами.

Виктор НЕКРАСОВ, руководитель Комитета образования Курской области:

– Сотрудничество с Южным округом Москвы обогащает нас. Нам повезло с партнерами. Ведь в этом округе есть современные формы управления и свои подходы к созданию экономической модели образования, нормативное финансирование, управляющие, попечительские советы и многое другое, что, конечно, мы очень тщательно изучаем. Правда, больше анализируем, чем внедряем, потому что финансовые возможности Курской области и Москвы, конечно, мягко говоря, очень разные. Но изучение опыта Южного округа нам очень важно для понимания того, что происходит, и для перспективы. Когда я был в Москве и познакомился с экономической моделью Южного округа, то после этого при формировании бюджета области мы попытались позиции, которые наработаны в Москве, внедрить и у себя. Может быть, даже не сами позиции, а подходы к финансированию образования. Что нас приятно удивляет, так это не только помощь москвичей, но и тот искренний, неподдельный интерес, с которым делегации столичных управленцев, директоров школ, педагогов знакомятся с нашей работой. У них нет никакого высокомерия, они никогда не подчеркивают, что по множеству направлений работы Москва лидирует, хотя на самом деле это, конечно, так. Мне удалось побывать в учреждениях образования Южного округа, это было для меня очень важно для выстраивания системы управления, для принятия управленческих решений. Всегда должно быть зеркало, в которое нужно смотреть, на фоне работы Южного округа мы отчетливо понимаем, как складывается и оценивается наша работа. 28 сентября, когда делегации регионов поедут по московским учебным округам, я, конечно, поеду в Южный округ, независимо от того, какая тема «круглого стола» будет объявлена. Мне в этом округе интересно все!

Валентина КОБОЗЕВА, начальник Северо-Восточного окружного управления образования:

– В 2006 году мы продолжали активное сотрудничество с нашими партнерами – Адыгеей, Башкортостаном, Тюменской, Воронежской и Свердловской областями, Хабаровским краем, Ханты-Мансийским округом, Санкт-Петербургом. Это участие во Всероссийском слете военно-патриотических клубов и объединений, в окружном Фестивале национальных культур, организация повышения квалификации для педагогов дополнительного образования, подготовка и проведение регионального фестиваля «Одаренные дети», дистанционной олимпиады для старшеклассников по программе «SEED», в которой участвовали 35 школьников из Сургута, работа психологов окружного центра детского и юношеского творчества «Бибирево» в лагере «Орленок» во время тематической смены «Лидеры ХХI века».

Татьяна СЕМЕНКОВА, начальник Департамента образования Кемеровской области:

– Вот уже в течение года действует соглашение между Департаментом образования Кемеровской области, Российской академией образования и Московским городским педагогическим университетом по проблеме формирования менеджмента в сфере правовой и финансово-экономической деятельности образовательных учреждений. Специалисты Российской академии образования и Московского городского педагогического университета предложили нам модель организации хозяйственной деятельности образовательных учреждений, которая уже апробирована в Москве.

Считаем этот опыт востребованным и для других субъектов РФ. Например, сейчас актуальна проблема перехода образовательных учреждений на нормативно-подушевое финансирование.

В 2006 году каждый муниципалитет должен разработать свой норматив финансирования образовательных учреждений в соответствии с их видами. Мы приняли решение с сентября 2006 года обучить всех директоров общеобразовательных учреждений Кузбасса по всем этим вопросам. При организации курсовой подготовки будем опираться на разработки известных ученых в области экономики образования, профессоров МГПУ Михаила Левицкого и Тамары Шевченко, которые сотрудничают с нами в рамках действующего соглашения.

Бадма САЛАЕВ, министр образования и науки Республики Калмыкия:

– Сегодня мы с большим вниманием изучаем ту экономическую модель образования, которая разрабатывается московской системой образования, стараясь перенять положительный опыт в области образовательного экономического менеджмента. В Москве, в частности в Южном округе, создан совет управленцев, мы в Калмыкии создали клуб управленца для руководителей образовательных учреждений, который тесно взаимодействует с 14 муниципальными клубами.

В ноябре 2006 года на заседании правительства Республики Калмыкия будет заслушан вопрос о принятии программы «Формирование менеджмента в системе образования республики». В этом направлении мы будем работать вместе с Московским городским педагогическим университетом. В частности, мы предполагаем участие в реализации нашей программы специалистов в области экономического образования под руководством профессора академика РАО Михаила Левицкого.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту