search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

Нам не нужен специалист «со стороны». Большие проблемы маленьких школьников

Изменения, происходящие в российской системе образования, не могут и не должны обходить стороной начальную школу. Другое дело – предусмотреть возможные последствия реформирования, извлечь максимум положительного и постараться не допустить провальных решений из всего «ассортимента» предложений, проектов, рекомендаций. Такую задачу определили для себя участники Всероссийской конференции «Модернизация начального образования в России: проблемы и перспективы», которая прошла недавно в Петербурге.

То, что не все гладко в существующем положении начальной школы, понятно давно. Совершенно не случайно в программе модернизации педагогического образования практически в каждом разделе существуют статьи, связанные с начальным образованием. Несомненно, оно нуждается в обновлении. Но именно с этого утверждения начинаются первые «спотыкания». Если подразумевать, что под обновлением скрывается введение раннего изучения иностранного языка и информационных и компьютерных технологий, то стоит ли ради этого заводить масштабный механизм по имени «модернизация»?

Считается, будто развитие начального образования будет идти за счет улучшения содержания, а посему разрабатывается множество программ. Но старая истина оказывается дороже: на этом этапе обучения важнее метод, а не содержание. Последнее всего лишь подручное средство.

Из различных программ начальной школы, по результатам исследований кафедр ФНО, в качестве самых эффективных выделены программы Занкова, Эльконина, Давыдова, и прежде всего потому, что к ним прилагаются новые способы обучения. Те программы, где к новому содержанию применяются «дедовские» приемы, дают очень низкий результат. Поэтому одним из условий модернизации начального образования специалисты считают союз специалиста по данной дисциплине, методиста, психолога.

Еще одна проблема – искусственное снижение интереса у ребенка к учебе. В разговорах о преемственности дошкольного и начального образования заходят настолько далеко, что старшие группы детских садов фактически дублируют первые классы школы. Ребенок продолжает учиться и… перестает осознавать свою новую социальную роль ученика.

Участники конференции недоумевали: почему Министерство образования РФ сопротивляется расширению квалификационной рамки учителя начальных классов? Самарские ученые провели исследования, результат которых показал: качество изучения иностранного языка у младших школьников повышается в восемь раз, если им его преподает их непосредственный учитель. Специалист «со стороны», как правило, не владеет методикой обучения и не знает психологии детей данного возраста.

Пожалуй, самой «больной» темой на конференции оказалась тема учебников для начальной школы. Их многочисленность – важное достижение последних лет, но содержание многих далеко от природосообразности. Усложненность – главная беда нынешней учебной литературы. Ребенку порой трудно не только решить задачу, но и понять задание.

Как заметила Мария Воюшина, доктор педагогических наук, профессор, сейчас появляются учебники, составленные по принципу «два притопа, три прихлопа». Веселые и занимательные. Но для того чтобы выработать навык, нужна определенная повторяемость. Каждое последующее задание должно быть сложнее предыдущего, и к нему необходимо добавление новых целей. Если учебник составлен как мозаика, можно взять упражнение № 205, а потом упражнение № 203 и наоборот, то для чего тогда такая последовательность? Сложнее всего то, что учебники стали выходить комплектами. Это удобно школе, но удобно ли учителю, уважающему учебник по русскому языку и вынужденному работать по «нелюбимому» учебнику по математике?

Те, кто составляет учебники, в свою очередь поделились сомнениями в правильности введения весовых нормативов на учебную литературу. Лимиты таковы: книга для 1-4-х классов не должна весить более 300 граммов, для 5-6-х – 400 граммов, 7-8-9-х – 500 граммов, 10-11-х – 600 граммов. Причем различия между дисциплинами не делается. Хуже всех в этой ситуации приходится литературе, чья хрестоматия вряд ли уложится в норматив. А для младших школьников архиважно соседство понятия и текста.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте