search
main
0

Найти себя

Пришло время для содержательных изменений в системе дополнительного образования

Если не на улицу, то куда детвора бежала с превеликим удовольствием? Конечно же, в кружок или на секцию. Потому что в кружке или на секции было интересно и увлекательно. Хотя почему «было»? В системе дополнительного образования и сегодня занимается огромная армия мальчишек и девчонок. Правда, мир меняется, и они меняются вместе с ним. Система дополнительного образования в этом случае тоже не может стоять на месте, в ней тоже происходят изменения. В чем их суть, мы решили выяснить у специалистов самого крупного и современного учреждения дополнительного образования – Дворца творчества детей и молодежи.

По словам заместителя директора – руководителя регионального модельного центра дополнительного образования Ульяновской области Ирины Антиповой, сегодня серьезное внимание уделено содержанию дополнительного образования. В нем появляется проектная и научно-исследовательская работа как основной аспект результативности. Безусловно, в дополнительном образовании всегда присутствовал данный аспект, но сейчас на повестке дня стоит вопрос о развитии технологического образования в России, а технологическое образование подразумевает под собой результативность.
В Ульяновской области особое внимание уделяется развитию инфраструктуры дополнительного образования. К 2024 году к уже действующим 23 детским и молодежным академиям, детскому технопарку «Кванториум» и 4 ЦМИТам должны добавиться новые: не менее 3 ключевых центров дополнительного образования детей в вузах Ульяновской области, 3 детских технопарка на территории муниципальных образований и не менее 5 центров ранней профориентации обучающихся. Не менее чем в 2 раза должно вырасти количество ЦМИТов. Филиалы и опорные площадки детских и молодежных академий будут открыты и в муниципальных образованиях. До 2024 года охват дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет составит 85%, в том числе 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам технической и естественно-научной направленностей.
– Ирина Владимировна, расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем же суть содержательных изменений?
– Проектная и научно-исследовательская деятельность должна войти в содержание каждой образовательной программы. Ребенок, обучаясь в любом кружке, должен не просто что-то конструировать, лепить, вышивать, а познавать, исследовать, изучать, понимать конечный результат своей деятельности, то есть проводить исследование, понимать назначение того, что он делает, и какую пользу это принесет, то есть заниматься проектированием. Вся деятельность ребенка в допобразовании должна быть направлена на его увлечение, приобретение жизненных и профессиональных компетенций, выбор своей будущей профессии. Содержательная часть допобразования становится метапредметной и вариативной. В зависимости от того, когда ребенок пришел, он проходит все уровни обучения – от стартового, базового, до погружения в исследовательскую деятельность, когда формируется научный взгляд. И здесь мы говорим о разноуровневости образовательных программ. Если ребенок только что пришел в объединение, его нельзя сразу погружать в проектную деятельность. Нужно сначала сформировать базовые знания и мотивированность к какому-то исследованию. И только после этого он может работать над проектом или исследованием.
Таким образом, дополнительное образование становится тем видом образования, которое направлено на выявление увлечений детей, раннюю профилизацию, научно-технологическое, исследовательское развитие детей по выбранному направлению.
Если, например, говорить о техническом направлении, то, как рассказали специалисты Дворца творчества детей и молодежи, на данный момент деятельность по научно-техническому образованию в большей степени направлена на популяризацию научно-технического творчества, на создание условий для саморазвития, развития интереса к науке, технике, изобретательству, раскрытие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей. Дополнительные общеобразовательные программы составляются таким образом, чтобы способствовать формированию у детей целостного представления об окружающем мире и влиянии на него техносферы.
При обучении активно сочетаются теория и практика, что позволяет осваивать базовые знания, являющиеся стартовой площадкой для будущих инженеров, программистов, конструкторов, изобретателей, людей рабочих профессий, владеющих современными технологиями.
К наиболее ярким представителям научно-технического творчества можно отнести следующие направления: «Авиамоделирование», «Робототехника», «Программирование», «Инженерная графика» и творческое исследовательское объединение «Солярис». В этих объединениях ведется действительно серьезная и емкая работа по обучению детей научно-техническому творчеству. В направлении «Авиамоделирование» основной упор сделан на проектную деятельность. Также особое внимание обращается на использование новых технологий и материалов. Деятельность в объединении «Солярис» протекает в форме реализации «соляристических» творческих проектов, в основе которых лежит некая оригинальная идея либо технологическая проблема.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте