Мы участвовали в конкурсе учреждений, внедряющих инновационные программы. В 2006 году получили губернаторский, а в 2007-м – президентский грант. Первый мы израсходовали на компьютерное оборудование для всей школы. Когда мы участвовали в конкурсе на президентский грант, наши материалы в рейтинге Челябинской области оказались самыми высокими – 105 баллов из 110 возможных. И с учетом некоторых других факторов – мы имели шестой рейтинг в России по количеству победителей российских олимпиад, наша инновационная площадка работает по теме, связанной с одаренными детьми, – мы и получили предложение об освоении полутора миллионов рублей из областного бюджета на приобретение оборудования для предметной лаборатории по образовательной области «естествознание». Почему именно такая, ведь наша гимназия гуманитарная?
Два года назад мы принимали участие в проведении Всероссийской олимпиады по физике и хорошо справились с этой задачей. А благодаря лаборатории создается возможность найти и проявить себя и тем детям, которые склонны к естественным наукам. Более того, одна из наших учителей физики – Евгения Михайловна Елькина – обладатель президентского гранта. Она воспитала много одаренных детей, среди них – победитель международной олимпиады. Елькина – трижды победитель в двух номинациях в конкурсах благотворительного фонда Дмитрия Зимина «Наследие». Первая – «Учитель, воспитавший ученика», а вторая – «Наставник будущих ученых». Фонд Дмитрия Зимина нацелен на развитие естественных наук в России и осуществляет поддержку учителей. Чтобы определить тех, кого он будет награждать, фонд опрашивает студентов вузов и аспирантов.
Еще одним условием создания предметной лаборатории было софинансирование из местного бюджета. Город должен был выделить полтора миллиона рублей. Только при таком условии область давала свою долю. Город и область это сделали! Мы должны были израсходовать их в чрезвычайно спешном порядке. И мы создали лабораторию! Но сначала за свои средства отремонтировали кабинеты.
С одаренными детьми наша школа работает давно, больше 40 лет. Самой школе 42 года. В 1992 году она стала гимназией. Мы углубленно изучаем английский язык со 2-го по 11-й класс. А вообще дети, которые придут к нам учиться, изучают английский с 4 лет, еще в Центре развития ребенка – детском саду №30, с которым гимназия поддерживает контакт. С 5-го класса дети изучают второй иностранный язык: немецкий или французский на выбор. А с 8-го класса мы даем им возможность попробовать себя в других, уже не гуманитарных областях, в первую очередь математике и физике. Это диктуется тем, что Снежинск – город ядерщиков, а также уже сложившимися традициями и запросами родителей.
Система работы с одаренными детьми складывается из многих компонентов. И, наверное, первый из них – традиции. Второе условие – это, конечно, уровень квалификации учителей. Сегодня у нас шестеро имеют звание «Заслуженный учитель России», 29 учителей награждены знаками «Почетный работник общего образования», «Отличник образования», 21 человек получил государственные награды. 93 процента имеют высшую и первую квалификационную категорию.
Систему дополнительного образования, которая создана в гимназии, поддерживает Управление образования и финансирует администрация Снежинска. В понятие «дополнительное образование» у нас входят в первую очередь предметные факультативы. Они расширяют и углубляют знания детей по разным предметам в послеурочное время.
Например, Евгения Михайловна Елькина занимается с детьми проектной деятельностью при изучении физики и работе физического практикума. Ее факультатив занимается экспериментальной физикой. Еще один учитель, Николай Иванович Легаев, проводит факультатив «Лабораторный эксперимент по физике в 8-9-х классах», рассчитанный на два года.
Итак, на основании потребностей наших детей сформировались три блока дополнительных образовательных программ по шести направленностям. Первый – факультативы, расширяющие и углубляющие учебные программы, при этом развивающие интеллектуальную и академическую одаренность. Второй блок ориентирован на индивидуализацию знаний детей. Третий способствует развитию социально-лидерской, творческой и спортивной одаренности.
Дополнительным образованием в гимназии охвачены все дети, занимающиеся по 116 дополнительным образовательным программам.
Для самореализации гимназистов необходимо их успешное выступление на уровне выше институционального. В 2007-2008 учебном году число участников дистанционных и открытых олимпиад достигло 680. За 5 последних лет победителями и призерами предметных олимпиад на муниципальном уровне стали 572 гимназиста, на региональном – 72, на федеральном – 13, на международном – два. Причем эти цифры имеют явную тенденцию роста.
Высокий рейтинг гимназия имеет в региональных, российских и международных математических турнирах, например в уральских турнирах юных математиков. Ежегодно гимназия участвует более чем в 30 творческих конкурсах, фестивалях, форумах. В апреле 2007 года на Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура – Урал, Сибирь» две представленные работы по литературному краеведению заняли призовые места. Два года подряд наши гимназисты становились победителями и призерами региональной научно-исследовательской конференции «Наследие».
Во внеклассной предметной деятельности используются многообразные формы. Это математические, физические и химические бои, школа олимпиадного резерва по русскому языку, истории, обществознанию, физике и математике, научно-исследовательские лаборатории, научное общество учащихся, школьная научно-исследовательская конференция «Старт в науку», интеллектуальные игры, конкурсы, турниры, творческие студии, летняя школа по математике, физике и информатике, предметные недели и декады, музыкально-литературные гостиные.
Результатом всей этой многообразной работы стало вовлечение и педагогов, и детей в совместную интеллектуальную и творческую деятельность, создание благоприятной среды для самореализации личности, для ее профессионального самоопределения, для развития одаренности не только у отдельных, особо выдающихся ребят, но практически у всех гимназистов, ведь самая актуальная задача в современной педагогике – не развитие одаренных, а развитие одаренности в каждом.
В гимназии развито ученическое самоуправление, которое формирует социальную одаренность и лидерские качества. Здесь действуют совет старшеклассников, совет среднего звена, совет НОУ.
Развитие одаренности невозможно без психолого-педагогической поддержки, которая в первую очередь предполагает систему диагностики.
В 1-х классах проводится оценка интеллектуального уровня детей, а во 2-4-х классах проходят развивающие занятия. Это позволяет интеллектуально одаренным детям легко войти в систему наук, а ученикам со средними интеллектуальными способностями – успешно осваивать гимназическую образовательную программу. В 4, 5, 7, 9-х классах осуществляется диагностика структуры интеллекта. В 10-11-х классах проводятся психологические тренинги для успешной сдачи ЕГЭ.
Кроме того, гимназия привлекает специалистов Снежинского федерального ядерного центра, а также преподавателей челябинских вузов для подготовки учеников к ЕГЭ, для оказания помощи при написании научно-исследовательских работ и для преподавания в Школе олимпиадного резерва. Мы тесно сотрудничаем с Центром дополнительного образования, с детской музыкальной школой, с городскими библиотеками…
Огромную роль в достижении намеченных целей по развитию одаренности играют мотивационные ресурсы. В гимназии установлены стенды «Золотые и серебряные медалисты», «Отличники гимназии», «Победители олимпиад», «Спортивные достижения». Еженедельно обновляется раздел «Достижения учащихся» на официальном сайте гимназии. Регулярно проводятся выставки лучших творческих работ и отчетные концерты творческих коллективов. В научно-исследовательской лаборатории краеведения «Малахитовая шкатулка» собраны все научно-исследовательские работы ребят и их публикации (сборники «Одаренные дети: проблемы и перспективы», «Бирюковские чтения», «Наш мир», материалы конференции «Юность. Наука. Культура»). Талантливые ребята имеют материальную поддержку (постоянные и разовые стипендии), финансируются их поездки на турниры, конкурсы, конференции, в том числе за счет средств фонда попечительского совета. Решением педагогического совета утверждены благодарности выпускникам 11-го класса за особые успехи в изучении отдельных предметов, благодарственные письма педагогам по результатам работы с одаренными детьми, благодарственные письма родителям…
Комментарии