search
main
0

Найди себя. Закон доминанты все объясняет

Школа № 19 города Рыбинска получила в 2001 году статус федеральной экспериментальной площадки. К этому высокому статусу школа, носящая имя Алексея Алексеевича Ухтомского, шла двенадцать лет. В течение десятилетий в советской школе господствовало ошибочное мнение, что воспитание, т.е. воздействие на человека извне, чуть ли не всемогуще, что оно может в короткий срок переделать личность человека. Совершенно не бралась в расчет и не стимулировалась внутренняя активность личности, направленная на нее саму, не учитывались ее потребность самосовершенствоваться, способность к самоактуализации. А именно эти факторы современная гуманистическая психология и педагогика выдвигают на первый план в развитии личности. Кроме того, выпускники школы должны быть подготовлены к новым общественным, рыночным отношениям: обладать самостоятельностью, предприимчивостью, быть социально защищены, нравственно стойки, закалены, чтобы противостоять всякого рода соблазнам в окружающей жизни, не пасовать перед трудностями в условиях конкурентной деятельности; здоровы физически и психически.

является сквозным. В настоящее время в стадии разработки находятся программа и методическое пособие для детского сада «Я вхожу в мир сам» и пособие для студентов вузов «По жизни с идеей». может быть использован школой в различных вариантах: как отдельный психолого-педагогический курс, как образовательно-воспитательный документ, как пособие в помощь классному руководителю, воспитателю, социальному педагогу. Но все варианты ведут к одному – воспитанию нравственного человека, уверенно идущего по жизни, ибо, как утверждали древние, все победы в мире начинаются с победы над собой.

Продолжение. Начало №35

Для выполнения этих задач школа очень нуждается в надежных образовательных технологиях, готовящих личность новой формации.

Сегодня в России уже существует первая технология саморазвития, построенная на основе психолого-педагогических знаний подростковых особенностей и охватывающая весь учебно-воспитательный процесс. Одной из главных ее целей является формирование человека саморазвивающегося, самосовершенствующегося. Разрабатывали технологию саморазвития личности школьников ярославские ученые и учителя-практики под руководством профессора Германа Константиновича Селевко. Идея технологии возникла на базе разработанной и осуществленной в 19-й школе авторской модели «Школа доминанты самосовершенствования личности». Педагогический коллектив использовал идеи Ухтомского. В дальнейшем выяснилось, что эти идеи наилучшим образом подходят для реализации технологии развивающего обучения в среднем и старшем звеньях, где изначальная познавательная мотивация учения значительно ослабевает.

Доминантность в психическом развитии

Мотивы и вызываемое ими поведение личности могут быть ситуативными и долговременными, устойчивыми и неустойчивыми. Это зависит от многих причин, в том числе от законов человеческой психики.

Одним из таких законов, играющих важнейшую роль в развитии личности, является закон доминанты.

Фундаментальный общебиологический принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых систем любых уровней организации, выдвинул и обосновал русский ученый Алексей Алексеевич Ухтомский. Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой личности.

Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека определенную направленность и активность в данной сфере. Доминантный очаг может представлять собой функциональное образование в структуре личности, обеспечивающее стойкую направленность внимания, выполнение какой-либо целенаправленной и системной деятельности. Доминанта способна стягивать другие внешние раздражители, подкрепляя тем самым активность психики в данной сфере и тормозя работу других сфер.

Психологическая доминанта может выступать как мотивация, ориентация, установка, господствующая потребность личности в реализации той или иной направленности, являясь мощным активатором деятельности. По словам Ухтомского, доминанта – это «центр, вокруг которого группируются вся деятельность, поведение, творчество человека».

Вся жизнедеятельность человека представляет собой совокупность, цепь сменяющих друг друга доминант; они могут быть более или менее сильными, осознаваемыми и неосознаваемыми, ситуативными, средней продолжительности и долговременными (сравним: ближние, средние и дальние перспективы по Макаренко).

Если создать у школьников устойчивую доминантную установку на самосовершенствование, это разрешило бы многие сегодняшние трудности воспитания и обучения.

Рождение идеи

В конце 80-х годов, в период подъема инновационного движения, педагогический коллектив СШ № 19 Рыбинска, работая над освоением наследия Ухтомского, увидел, что ученый дал ясные и четкие указания по воспитанию доминант самосовершенствования личности человека.

По Ухтомскому, самые важные для человека и общества доминанты поведения, которые следует воспитывать, – это доминанта постоянного нравственного совершенствования, доминанта на лицо другого человека и доминанта творчества, искания истины.

Согласно указаниям Ухтомского, чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными в психическом развитии, необходимы три группы условий.

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, наличие опыта успеха и достижений.

3. Адекватные целям стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

Выполнение этих условий составляет организационную основу новой технологии. Доминанта самосовершенствования личности становится в педагогическом процессе целью и средством, включая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.

Цель технологии саморазвития личности – создать и поддерживать у школьников доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя. Создание доминантной мотивации на самосовершенствование, формирование в школе культа самосовершенствования личности поможет в решении многих сегодняшних проблем образования, в частности позволит отказаться от внешнего принуждения.

Технология саморазвития личности включает в себя все сущностные особенности развивающих технологий, но имеет принципиально новое качество, заключающееся в том, что деятельность ребенка организуется как удовлетворение не только познавательных потребностей, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

в самоутверждении (через самоуправление, свободу выбора, занятия по интересам);

в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление и реализация своих способностей и сил в положительной деятельности);

в защищенности (самоопределение, профориентация, коллективная деятельность);

в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

На удовлетворение этих потребностей направлены вся учебно-воспитательная работа школы, деятельность всех воспитательных институтов социума.

В учебный план школы с 5-го класса вводится обучение детей сознательному управлению своим развитием: они получают методологические знания о своей внутренней психической организации, знакомятся с механизмами, управляющими изнутри их мыслями, чувствами, поведением. Подростков учат эффективной организации своего учения, саморегуляции поведения. Таким образом, активизируется действие психогенных факторов развития личности.

Учебно-воспитательный процесс, дающий удовлетворение всех интересов и потребностей ребенка, повышает уровень общей мотивации к школе, школьной жизни, компенсируя тем самым убывание чисто познавательного интереса к учебным предметам. Введение человековедческого психолого-педагогического курса значительно расширяет арсенал инструментальных средств, используемых педагогами для индивидуализации процесса обучения и решения проблем мотивации.

Три подсистемы модели

«Технология саморазвития личности школьника» ставит целью активизацию психогенных факторов развития, педагогическое руководство процессами саморазвития, побуждение школьников к самосовершенствованию.

На общепедагогическом уровне технология саморазвития личности включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы.

1. Подсистема «Теория» отвечает первому условию Ухтомского. Эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания, влияния личности на саму себя определяется уровнем осознания ребенком целей и возможностей своего развития. Благодаря технологии саморазвития ребенку открывается «тайна» процессов, идущих в его психике. Серия специальных предметов и курсов знакомит учащихся с теоретическими понятиями и закономерностями самопознания, самовоспитания, самообразования. В учебный план школы вводится существенный, принципиально важный компонент – курс «Самосовершенствование личности» (с 1-го по 11-й класс).

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этот курс является теоретической базой для всех учебных предметов и для внеурочной деятельности.

2. Подсистема «Деятельность» предназначена для выполнения второго условия Ухтомского и охватывает, по существу, всю внеклассную составляющую работы школы. Она нужна для организации самостоятельной и творческой деятельности учащихся, сопровождаемой удовлетворением разнообразных потребностей самосовершенствования. Эта деятельность реализуется во внеурочных занятиях ребенка во второй половине дня. Учащиеся вовлекаются в широкую и многообразную внеклассную творческую деятельность по интересам, которая дает практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности.

Ставится цель – дойти до каждого учащегося, предоставить каждому возможность проявить себя в одной из сфер дополнительного образования.

Развитие самостоятельности, умений и навыков самосовершенствования учащихся происходит в различных укрупненных структурах: «воспитательные центры», «открытый университет самосовершенствования», научное общество учащихся, ученическое самоуправление. Формы деятельности учащихся разнообразны: разновозрастные отряды, полемические клубы, тренинг общения, работы исследовательского характера, смотры, конкурсы, конференции. Широко практикуются игры различного характера.

В научных обществах учащихся большое внимание уделяется развитию исследовательских умений, способности учеников самим получать информацию, осваивать новые, ранее неизведанные пространства знаний и навыков.

При этом клубная (внеклассная, внеурочная) творческая деятельность учащихся выступает примерно в одинаковом соотношении с изучением основ наук.

3. Подсистема «Уклад».

Третья группа условий, необходимых, по Ухтомскому, для эффективного формирования доминанты самосовершенствования, – это стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды жизнедеятельности ребенка, адекватные поставленным целям. Свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческое горение, стремление окружающих к самосовершенствованию – вот психологический климат, способствующий формированию доминанты самосовершенствования. Большие изменения претерпевает организация учебного процесса. Она приобретает следующие принципиальные черты:

превращение педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;

перенесение акцента с преподавания на учение;

использование не только познавательной мотивации, но и мотивации других потребностей учащихся;

ставка на самостоятельную и творческую деятельность учащихся;

активизация и стимуляция процесса осмысливания учения;

перенесение центра тяжести педагогического процесса в сторону формирования самоуправляющих механизмов личности – СУМ;

систематическое и последовательное формирование общеучебных умений и навыков.

В содержании учебных предметов особо акцентируются те разделы, которые имеют большее значение для самовоспитания (проблемы нравственности, мировоззрения, общения и др.). Сами методы предметного обучения становятся одной из главных целей учебно-воспитательного процесса. На протяжении периода обучения учащийся «пропускается» через большинство важнейших общешкольных технологий (методов и способов работы), которые образуют постепенно усложняющуюся и развивающуюся систему вовлечения ребенка в процесс самостроительства личности.

Курс «Самосовершенствование личности»

Развитие ребенка идет нелинейно и одновременно во всех направлениях. За время обучения в школе происходит смена сенситивных периодов для проявления определенных потребностей и развития функций самосознания. К ним и привязаны разделы курса «Самосовершенствование личности» по классам; кроме того, в логике курса прослеживается иерархическая структура потребностей, обоснованная А. Маслоу.

7 – 10 лет – познание окружающего мира, первичная социализация – «Этика поведения», 1-4-е классы.

10 – 11 лет – самопознание – «Познай себя», 5-й класс.

11 – 13 лет – самовоспитание, самообучение – «Сделай себя сам», 6-й класс; «Научи себя учиться», 7-й класс.

13 – 14 лет – самоутверждение – «Утверждай себя», 8-й класс.

14 – 15 лет – самоопределение – «Найди себя», 9-й класс.

15 – 17 лет – самоактуализация – «Управляй собой», 10-й класс; «Реализуй себя», 11-й класс.

Для каждого раздела разработаны программа, учебное пособие и методические рекомендации.

Курс «Самосовершенствование личности» является сквозным. В настоящее время в стадии разработки находятся программа и методическое пособие для детского сада «Я вхожу в мир сам» и пособие для студентов вузов «По жизни с идеей».

1-4-е классы. «Этика поведения». Для младшего школьника характерно внимание к моральной оценке поступка, стремление быть хорошим в оценке окружающих. Этому отвечают специальные уроки человечности, на которых ребенку помогают определить свою моральную позицию, почувствовать и постигнуть важность соблюдения этических правил. Кроме того, он обучается рефлексии, получает сведения о некоторых своих психических качествах, своем «Я».

5-й класс. «Познай себя». С 5-го класса начинается систематизированное изложение понятий и проблем самосовершенствования личности. Психолого-педагогический курс – это как бы «психология и педагогика для себя», на уровне возрастного развития ребят. Естественно, первая его часть – изучение своей психики, так как процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. Ребенок должен осознать, кто он есть, как он себя оценивает, что и почему с ним происходит. Поэтому курс начинается с доступного пятиклассникам обзора психологических качеств личности, имеющиеся у детей представления о своей личности приводятся в систему. Это помогает школьникам понять себя, создать осознаваемый образ своего «Я».

В дальнейшем познание себя пронизывает все разделы курса, включая 11-й класс. В рубрике программы под названием «развивающее повторение» в каждом классе предусмотрено расширение сведений по психологии личности.

Аналогичная концентрическая структура «развивающего повторения» предлагается и для других разделов.

6-й класс. «Сделай себя сам». Одно из примечательных явлений подросткового возраста – начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собственные физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.

Самовоспитание – это процесс намеренного изменения своих качеств, возведение человеком себя самого на более высокую ступень физического, духовно-нравственного, социального и творческого развития.

Пособие «Сделай себя сам» поможет школьникам выдержать жизненные трудности, опираясь на свои внутренние силы, организуя себя, воспитывая в себе волю, выносливость, самостоятельность, целеустремленность. Особое место в книге занимают беседы о воспитании воли, трудолюбия, ответственности, создании мажорного настроения. Даются советы, как научиться дружить и выполнять общественные поручения, стать организованным деловым человеком. Интересными для подростков являются темы: «Ваш досуг», «Скажи себе: нет! (Перевоспитание вредных привычек)», «Как работать над собой» и «Ваш дневник».

7-й класс. «Научи себя учиться». В традиционной образовательной технологии самообразование является вторичным процессом, и только с переходом человека к самостоятельной жизни оно становится основным средством его духовного развития и обогащения. Однако именно в школе необходимо заложить основы самостоятельного труда.

Курс «Научи себя учиться» направлен на осознание подростком своего знания или незнания, на развитие умений добывать знания, планировать, самоорганизовываться, работать с информацией, умений самооценки и самоконтроля, необходимых в процессе обучения и самообразования. Этот курс очень тесно связан с предметным преподаванием. Учителя-предметники могут использовать рекомендации курса в своей работе.

8-й класс. «Утверждай себя». В 8-м классе рассматриваются проблемы самоутверждения подростка в различных сферах его жизнедеятельности.

В восьмом классе (переходный, критический возрастной период) под влиянием биологических и социальных факторов приоритетное развитие получает утверждение своего «Я» в общении с окружающими людьми. Появляется потребность в признании своего «Я», своего имени, своей внутренней психологической сущности и внешних физических данных, своей сущности как представителя пола (половая идентификация). Ребенок хочет, чтобы его признали в своей группе, коллективе (в определенных социальных ролях), он стремится реализовать свои права среди людей, притязает на взрослость.

Процессы самоутверждения часто сопровождаются искаженными, негативными способами общения: обидами, оскорблениями, задевающими честь и достоинство другого человека; насильственными физическими и психическими воздействиями на людей, особенно на тех, кто слабее или не может дать отпор посягательству. Девиантные формы поведения, связанные с самоутверждением, по современным данным, проявляются у 60% подростков.

Курс «Утверждай себя» поможет правильному, положительному самоутверждению личности в различных сферах: социальной, духовно-нравственной, половой, деловой, творческой, разовьет у подростков защитные способности, чтобы противостоять внешним посягательствам.

9-й класс. «Найди себя». В 9-м классе проблема самоопределения личности приобретает чрезвычайно актуальный характер: учащиеся должны сделать выбор своего дальнейшего жизненного пути, профессионального развития. Поэтому акцент делается на профессиональное самоопределение, но важное место отводится и осмыслению жизненных и духовных ценностей.

Одна из задач курса – создание системы целевых ориентаций подростка, которые бы определили ближайшие, средние и более дальние перспективы. По Макаренко, «чем богаче жизненная перспектива личности, чем богаче ее внутренний мир и культура, тем меньше ее зависимость от непосредственного окружения». Педагог помогает подростку увидеть в своем окружении доступную близкую цель, которая принесет радость (например, встреча, игра, подарок).

Затем подросток ставит перед собой перспективу средней дальности, которая заключается в стремлении к какому-то событию, отдаленному по времени, ожидание которого создает у него приподнятое настроение, побуждает к активной деятельности. Такого рода перспективами для подростка могут быть: включение в работу кружка, секции, участие в походе по родному краю, путевка в спортивно-трудовой лагерь.

И, наконец, для дальней перспективы учащемуся предлагается выбор профессионального направления. Ставя большую цель подготовки и приобретения профессии, подростки активизируют свою деятельность, стремятся к искоренению своих недостатков, легче включаются в процесс самовоспитания.

10-й класс. «Управляй собой». Курс «Управляй собой» учит подростка владеть собой – управлять своим внешним обликом и поведением, а также физическим и психическим состояниями. Умение владеть собой понимается прежде всего как способность действовать, поступать определенным образом, управлять своими эмоциями, разумом и поведением в соответствии с соображениями своего высшего самоуправляющего механизма – сознания.

Однако эмоционально-волевая и действенно-практическая сферы личности не всегда подчинены холодному рассудку, особенно в «бунтующем» возрасте, когда у ребенка возникает желание нарушить установленные обществом нормы. Чтобы научиться «властвовать собой», надо знать законы саморегуляции, уметь их применять. Курс «Управляй собой» дает обзор классических форм воздействия на свое внутреннее состояние и внешнее поведение, включает различные тренинги, упражнения.

11-й класс. Курс «Реализуй себя» обращен к старшим школьникам, будущим выпускникам. Самореализация – это процесс и результат реализации человеком своих жизненных сил, возможностей и способностей, своего предназначения в жизни.

Самореализация является важнейшей стороной человеческого счастья. Потребность в самореализации заложена в человеке природой, она проявляется в форме интересов, стремлений, ценностных ориентаций и социальных установок, целей жизни. Стремление к самореализации, еще не имеющей завершения, называют самоактуализацией.

По Маслоу, самоактуализация означает активное переживание, постоянный духовный рост и выбор: движение вперед или отступление.

Самоактуализация – это доверие к своему «Я», а не опора на авторитеты, честность перед собой и другими, способность принять ответственность за свои действия и решения.

Самоактуализация – это прежде всего труд ради будущего.

Одиннадцатиклассники уже живут этим ближайшим будущим, связывая его с выбранной профессией, со статусом будущего Мужа или Жены, Отца или Матери, Человека и Гражданина. Социально важными качествами в современных условиях становятся предприимчивость, конкурентоспособность, деловитость. Обостряются требования ко всем трем сторонам социализации личности (социальной адаптации, автономизации и социальному закаливанию).

Курс «Реализуй себя» готовит юношей и девушек к важнейшим социальным ролям послешкольной жизни – ролям труженика, семьянина и гражданина.

Ситуации-пробы. В серии пособий по самосовершенствованию личности содержится более сотни ситуаций-проб, охватывающих обширную тематику жизненных ситуаций. Они могут использоваться и как домашние задания к конкретным урокам.

В таких ситуациях-пробах подростку предоставляется свобода выбора способа социального поведения и рекомендуются правильные с позиций общечеловеческой культуры решения. В обсуждениях и дискуссиях по конкретным ситуациям у школьника формируется отношение к принципиальным вопросам этики, эстетики, философии, политики. До того, как реальная жизнь поставит школьника в определенные ситуации, у него уже будет осмысленная позиция. Таким образом, он окажется более подготовленным к встрече с жизненными трудностями, к принятию адекватных самостоятельных решений.

Социальные ситуации-пробы также стимулируют у ребят доминантную установку на самосовершенствование, вселяют веру в собственное «Я», формируют убеждение, что причины неудач человека кроются прежде всего в нем самом, а не в обстоятельствах.

Диагностика и рефлексия

Умения самосовершенствования. Представление личности о себе самой в области владения умениями самосовершенствования адекватно прежде всего сумме знаний об этих процессах. Ограниченность или недостаточность этих знаний делают личность беспомощной перед лицом обстоятельств и ситуаций, ведут к негативным отклонениям от нормального хода развития.

В большинстве случаев подростки не знают, что они имеют возможность сами, по своей воле, изменить свое самочувствие, эмоции, поведение, мышление, изменить себя, формировать свою личность. В повседневной жизни эти процессы спонтанно возникают и сами уходят, и поэтому подростки часто считают, что они целиком и полностью зависят от внешних условий. Они, конечно, понимают, что одни и те же условия по-разному переживаются разными людьми, но не экстраполируют этот факт на себя.

При изучении курса каждый этап самосознания завершает самооценка. Надо уметь оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически, рефлексировать свое поведение – это основа для выработки устойчивых критериев самосовершенствования.

Одна из главных целей курса «Самосовершенствование личности» – формирование адекватного «Я» в области осознания умений и способностей воспитывать, развивать, совершенствовать свою личность. Этому способствует систематическое обращение к самооценке различных аспектов Я-концепции, сопровождаемое рефлексивным анализом. Пример: аспект «Я-самоутверждение». (См. таблицу).

Результаты самооценки как по отдельным умениям самоутверждения, так и в целом (по пятибалльной системе) суммируются и усредняются по классу. Полученные средние данные служат основой для относительно качественной самооценки учащихся.

Курс «Самосовершенствование личности» может быть использован школой в различных вариантах: как отдельный психолого-педагогический курс, как образовательно-воспитательный документ, как пособие в помощь классному руководителю, воспитателю, социальному педагогу. Но все варианты ведут к одному – воспитанию нравственного человека, уверенно идущего по жизни, ибо, как утверждали древние, все победы в мире начинаются с победы над собой.

Герман СЕЛЕВКО, руководитель межрегиональной экспериментальной площадки «Технология саморазвития личности учащихся», Ярославль

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте