search
main
0

Наедине… с театром . Классный час – на сцене

Я всегда радуюсь общению с ребятами, особенно на занятиях драматического кружка. Увлекаюсь работой – с промахами, трудными поисками и, конечно, успехом. Правда, от коллег моих я не раз слышала: «Все бы хорошо в школе, если б не кружковая работа».

А по-моему, в кружке, в неформальной обстановке, дети чувствуют себя свободнее, чем на уроке, поэтому они бывают более открыты и искренни, с ними проще и интереснее решать самые трудные задачи, а значит, можно полнее раскрыть их природные возможности.

Великий Антон Макаренко утверждал, что воспитание должно осуществляться на каждом квадратном метре земли. Возможно ли это? Ведь мы знаем, что дети не любят, когда их воспитывают. Вот кружковая работа и есть те квадратные метры, которые позволяют формировать характеры подростков, средствами искусства воздействовать на их души и умы.

В этом году мой 11-й класс, который я веду 4-й год, заканчивает школу. Класс не профильный – общеобразовательный, т.е. ребята в нем обычные, без ярких способностей, есть и слабые, но в целом мой класс – дружный, ровный в поведении, во взаимоотношениях со всеми, доброжелательные и уважительные ребята, не имеют вредных привычек. Думаю, что успехов в воспитании подростков (и не только этого класса!) нам с родителями удается добиться благодаря внеклассной работе, в которую я вовлекаю каждого ученика: в спортивные секции, в кружки не только в школе, но и при Доме культуры, Доме детского творчества. 49 лет я преподаю литературу в старших классах, и все эти годы, и тогда, когда 17 лет была директором, веду литературный кружок, который с годами вырос в школьный театр со своей биографией и традициями. Мы ставили сцены из «Евгения Онегина» и «Горе от ума», из «Ревизора» и «Женитьбы», инсценировали рассказы Чехова и Тургенева, эпизоды из романа Толстого «Война и мир». Менялось время – менялся и обновлялся наш репертуар.

Однажды к нам на репетицию пришел работник культуры, похвалил ребят за игру, а меня – за режиссуру, но дал совет-наставление: «Учтите, что ваша публика другого поколения – «пепси», а им классика не нужна, даже Пушкин и Гоголь могут нравиться нам, а им – нет…»

Что ж, над этим стоило подумать. На очередном занятии кружка мы обсудили эту проблему с ребятами, вспомнили и проанализировали наши выступления и реакцию публики, отзывы зрителей. К моей радости, кружковцы не согласились с мнением противника классики. «Ведь наша главная публика – школьники. Мы просто обязаны с помощью своего театра поднимать интерес подростков к литературе, к изучаемым произведениям, к художественному слову», – рассуждали они, и мне это было такой высокой наградой за труд. Нам захотелось поставить пьесы о женах декабристов, о жизни Пушкина и его друзей, о Петре I. Но пьес не было, и я взялась за перо, мои питомцы просто уговорили меня попробовать написать небольшую пьесу в духе классики. Работала я, работали и мои питомцы. Они стали с интересом читать мемуары, историческую литературу, чтобы лучше узнать эпоху Петра I , историю декабризма, пушкинское окружение. Ребята учились красивым манерам, читали о нравах дворянской интеллигенции, мы вместе рисовали эскизы костюмов, декораций, продумывали мизансцены.

Мы не отказывались и от современной тематики. Так, готовясь к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, мы написали композицию «Здравствуй, Победа!», а в 2006 году – «Люблю тебя, мой край родной!». Обе постановки показывали ветеранам войны и труда в своем городе и нескольких поселках. К 60-летию образования Калининградской области и нашего района ребята-кружковцы развернули поисковую работу: собирали интересный материал о первых переселенцах – жителях разных областей нашей страны, которых война, разорив их край, жилища, заставила в 1946 году приехать сюда, на бывшие земли Восточной Пруссии, «чтоб земля российская стала здесь навек». Ребята собирали вырезки из газет, записывали воспоминания своих бабушек и дедушек, также израненных той войной, их рассказы о том, как голодали, жили в нужде и страхе. Вот так мы собрали богатейший материал, который помог мне написать пьесу «Здесь идут проливные дожди».

Ее премьера состоялась в День Победы в районном Доме культуры. В пьесе – 17 действующих лиц, у большинства вроде бы небольшие роли, но каждый исполнял свою роль как главную.

Недавно несколько кружковцев, уже окончивших школу, навестили меня, а у меня в это время гостил 45-летний сын (подполковник, живет на Алтае). Мы проговорили с ребятами около трех часов, и после их ухода сын, слышавший наш разговор, но не участвовавший в нем, сказал: «Отличные у тебя ребята! Таким не нужны «муси-пуси», «джага-джага». Но я, признаться, ждал, что они заговорят о школьных уроках, о ЕГЭ, а они – про спектакли, репетиции. Неужели это важнее?»

Я не думаю, что школьный театр в их школьной жизни – самое важное. Но это замечательно, что он остался навсегда в их сердцах. Так, Леночка Иванова рада, что поступила в вуз и будет экономистом, как мама, но «так жаль, что в институте нет театра».

Миша Беребердин учится в Морском колледже и тоже скучает по репетициям. Его мама после нашего спектакля сказала ребятам, что они заметно повзрослели. А Слава Поветьев добавил: «В спектакле мы проживали (каждую репетицию!) кусок большой жизни наших родителей – поэтому мы теперь стали другими сами».

Выпускница школы Саша Новичкова поделилась впечатлением не только о спектакле: «Меня поразил зрительный зал, который, замерев, слушал каждый монолог и чутко реагировал на слова героев. Я поняла, как нужен людям хороший театр, даже самодеятельный – все устали от безвкусицы, льющейся на нас с телеэкрана».

Эти откровения ребят мне очень дороги. Они подкрепляют мысль, что учитель, если он формирует души и характеры детей не только на уроке, – для ребят и родителей больше, чем учитель.

Нина КОЗЛОВСКАЯ, заслуженный учитель РФ, Правдинск, Калининградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте