search
main
0

Надо драться. Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе

Тема: Начало Великой Отечественной войны и поэзия военного времени.

Цели:

– познакомить учеников с героическими и трагическими страницами начала войны и поэзией этого времени. Выяснить, благодаря каким качествам русский народ выстоял в этой страшной войне;

– продолжить развитие навыков выразительного чтения наизусть, речи, умения работать с картой, выделять главное, делать выводы;

– воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Оборудование урока:

1. Карта «Великая Отечественная война».

2. Фотохрестоматия «Великая Отечественная война»; проигрыватель.

3. Выставка книг по теме «Великая Отечественная война».

4. Иллюстрации и слайды.

5. Таблица «Соотношение живой силы и техники Красной Армии и немецких войск перед началом битвы за Москву».

Урок проводится в медиаклассе. Во время занятия на экран проецируются слайды по теме изучаемых событий.

1. Начало войны

Учитель истории объясняет материал.

Учитель истории: Ребята, по ходу моего объяснения подумайте над вопросом: «Каковы причины неудач Красной Армии в начальный период войны?»

После объяснения и работы над вопросом ученики записывают в тетрадь причины неудач Красной Армии в начальный период войны.

2. Мобилизация

Учитель истории объясняет материал. Работа с документами.

Заявление о направлении на фронт

Москва – Кремль

Председателю Верховного Совета СССР тов. Калинину М.И.

Гр-н Туркменской ССР Чарджоуской области Сакарского района Чариев Баба-Кули

Прошу зачислить меня в ряды действующей Красной Армии и направить на фронт, чтобы влиться в ряды своих братьев – патриотов советской Родины и наносить зарвавшимся фашистам сокрушительный удар.

Чариев Б.

02.07.41 г.

* * *

Михаил Иванович!

Почему же меня, дважды закаленного в боях, не берут на фронт. Мне сейчас 30 лет, здоровый мужчина, надо драться и помогать командирам, политработникам и красноармейскому составу.

Я старший военный фельдшер запаса.

Жду от вас ответа.

Ст. Цементная Рязанской области Михайловского района, поселок Горепка, 4 дом, 2-й этаж. Свеченков Петр Иванович

08.07.41 г.

Просьба в Верховный Совет.

Мы, братья Мацневы – Сергей, Григорий и Василий, и брат двоюродный Пестин Петр просим зачислить нас в одну часть и опубликовать наше воззвание, это даст победу нашей стране.

Наш адрес: Москва, Солянка, дом 9, кв. 10.

10.07.41 г.

Дорогой Михаил Иванович!

Мой младший брат находится на фронте, отец и средний брат – ополченцы.

Я давно написал в Ростокинский РВК города Москвы свое заявление об отправке на передовые позиции. Мобилизация была в разгаре, а мне не была прислана повестка.

Я 1916 года рождения, возвратился домой из армии в 1940 г. Никому нет пользы меня «солить». Я не нахожу себе места, когда слушаю сводки Совинформбюро. Я прошу послать меня на фронт, единственные мои помыслы в настоящее время – бить фашистскую сволочь, зловонных шакалов.

Мой адрес: Москва-75, Останкино, Студгородок, д. 26, кв. 26. Рафаэль Достян.

ЦГАОР СССР. – Ф. 7523. – Оп. 12. – Д. 236. –

Л. 67, 67 об., 121; Д. 244. – Л. 154. 154 об.

Учитель истории: Почему представители всех народностей Советского Союза стремились попасть на фронт?

Прослушивание песни «Священная война».

Учитель литературы рассказывает о песне, истории ее создания.

Сообщение ученика о подвиге Николая Гастелло.

3. Оборона Брестской крепости

Сообщение ученика о майоре Гаврилове.

4. Смоленское сражение

Прослушивание в записи стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

Учитель литературы вместе с учениками анализирует стихотворение.

5. Оборона Одессы

и Севастополя

6. Блокада Ленинграда

Учитель литературы говорит о творчестве Анны Ахматовой (стихотворения «Клятва», «Мужество») и Ольги Берггольц (стихотворение «Я говорю с тобой под свист снарядов»).

Ученики читают стихи наизусть. Затем идет анализ этих стихотворений.

Учитель литературы акцентирует внимание учащихся на особенностях поэзии военного времени.

Вывод об особенностях поэзии военного времени ребята записывают в тетрадь.

7. Оборона Москвы

Ученики читают наизусть стихотворение Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом».

Учитель литературы вместе с учениками анализирует это стихотворение.

Прослушивание песни «Моя Москва».

Сообщение ученика об истории создания песни.

Сообщение ученика о подвиге героев-панфиловцев.

8. Контрнаступление Красной Армии и разгром немецко-фашистских войск под Москвой

Прослушивание записи «Левитан сообщает о разгроме немецкой группировки под Москвой»

Ребята делают вывод об историческом значении победы Красной Армии под Москвой и записывают его в тетрадь.

Закрепление

1) Почему, несмотря на неудачи в первый период Великой Отечественной войны, русский народ выстоял и победил?

2) Перечислите крупные сражения начального периода войны.

3) Какую роль сыграла поэзия в годы Великой Отечественной войны?

4) Каковы особенности поэзии Великой Отечественной войны?

5) Назовите поэтов Великой Отечественной войны и их произведения.

Выставление оценок.

Светлана ВЕЛИКАНОВА, учитель истории; Ольга ОЛЕМСКАЯ, учитель литературы Давыдовской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов, Воронежская область

Работа с документами.Дорогой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте