В связи с принятием Концепции модернизации российского образования в обществе не прекращаются дискуссии. Вопросов много, но самый главный из них: как сделать современное образование эффективней и качественней, в то же время сохранив его лучшие традиции – фундаментальность и доступность?
Вот что думает по этому поводу председатель Комиссии по образованию Московской городской Думы, член Федерального координационного совета Министерства образования РФ, заслуженный учитель России Евгений Бунимович:
Одна из проблем модернизации российского образования заключается в том, что мы не знаем, какое оно. Раньше принято было считать, что наше образование чуть ли не лучшее в мире. Сейчас раздаются утверждения, что оно якобы одно из худших. Но как это проанализировать? Победы на международных олимпиадах по различным школьным предметам еще не говорят о том, что у нас хорошее массовое образование. Проблема в том, что мы не верим его результатам. Каждый год в нашей стране сдаются экзамены. И все прекрасно знают, как это происходит. Сегодня можно с уверенностью сказать, что наши школьники одни из самых списывающих в мире. Тогда в чем смысл присутствия учителя на экзамене? Я его не вижу. Таким образом мы приучаем детей обманывать взрослых и в первую очередь себя. Списывание на экзаменах – это своего рода подделка, неверие в результат.
– Многие специалисты подвергают критике эксперимент по введению единого государственного экзамена.
– Я считаю, что при всех сложностях, с которыми столкнулся ЕГЭ, это все-таки смелый шаг, это реальная попытка изменения аттестации. Все понимают, что она должна быть более объективной. Ведь что у нас происходит по классической схеме? Ученик в июне сдает экзамены в школе, потом через месяц – экзамены в вуз. Получается, что Министерство образования не доверяет своей собственной программе. Два раза человек сдает один и тот же экзамен. Он что, за это время получил новые знания, стал умнее? Нет. На протяжении месяца, а то и двух, бывший школьник находится в стрессовом состоянии. А вы спросите у любого психолога, к чему может привести постоянный стресс. Кроме того, понятно, что делать две вещи вместо одной – дорого. И неэффективно.
В эксперименте по ЕГЭ я увидел результат. Он очень интересный. И это несмотря на плохую постановку экзаменационных вопросов. Создание контрольно-измерительных материалов – очень дорогая и трудоемкая работа. Когда мы обменивались мнениями с английскими коллегами, которые проводят примерно такую же реформу образования, то выяснилось, что в Англии, где всего один часовой пояс, 1500 человек делают различные варианты измерительных материалов. А у нас 11 часовых поясов, и над КИМами работают всего около 50 специалистов. Идея ЕГЭ – неплохая. Но я против той поспешности, с которой внедряется это новшество. Например, в Новосибирской области на экзамене по физике 20% учеников получили двойки. Представляете? Каждый пятый! Возникает вопрос: или Новосибирская область хуже других, или честнее. Если честнее, то выходит, что ЕГЭ можно сдавать по-разному. Значит, на едином экзамене могут быть подставки. Тогда ЕГЭ не имеет никакого смысла.
– По опросу общественного мнения около 15% выпускников школ дают взятки при поступлении в вузы. Примерно 30% проходят платные курсы. Это можно назвать скрытой формой взятки. Если раньше искали просто квалифицированного репетитора, то сейчас ищут репетитора из вуза, в который будут поступать.
– Я задал этот вопрос многим ректорам наших ведущих вузов, в том числе и МГУ. Если, например, математические и физические формулы всегда одинаковы, то что означает поиск репетитора из конкретного вуза? Нетрудно догадаться.
В модернизации образования, как мне кажется, многие вещи заставляет делать не министерство, а сама жизнь. В Москве уже давно сложилась так называемая система школа – вуз. В этом режиме работает, например, по Западному округу 52% школ. Эта система взялась не с потолка. Ее инициаторами стали не школа и родители, а вузы. Эти налаженные связи очень эффективны. Они заставили вузы бороться за абитуриента, а школы – давать более качественные знания. В прошлом году каждый десятый школьник Западного округа поступил в вуз по совмещенному экзамену. В связи с этим совершенно абсурдным выглядит решение Министерства образования о запрещении с 2003 года совмещенных экзаменов. Якобы это не соответствует доступности образования. На мой взгляд, проблема выпускников школ Сибири и Дальнего Востока не в том, будут ли в Москве совмещенные экзамены или нет. Места есть. Но абитуриенты не едут. Ведь человек приезжает не уже поступившим в вуз, как предполагает ситуация с ЕГЭ, а на конкурс. ЕГЭ – пока эксперимент, а система школа – вуз сильна и эффективна. Было бы не правильно ее разрушать.
– Без оснащения школ учебным оборудованием говорить о модернизации и качестве образования не имеет смысла. К сожалению, в российской глубинке с этой проблемой справиться тяжело. А в Москве?
– Второй год подряд в бюджете города закладываются значительные средства (около 1 миллиарда рублей) на учебное оборудование, которое за последнее время сильно обветшало. Речь идет не только о компьютерах. Не хватает химических реактивов, физических приборов, географических принадлежностей. Этим не занимались практически 10 лет.
Программа компьютеризации в столице тоже идет довольно успешно. Город выделяет на эту программу примерно столько, сколько на нее собирается выделять Россия.
У нас нормы по компьютерам таковы, какие должны быть в России через 5 лет. Мы стараемся поставлять технику в те школы, учителя которых готовы их использовать. Добиваемся, чтобы компьютерные классы были открыты с утра до вечера.
Еще один важный момент. В московском Законе об образовании предусмотрены надбавки учителям. В среднем это около 110% по отношению к федеральной оплате.
На будущий год уже выделены 58 миллионов рублей (сумма немалая) московским учителям в качестве отраслевых надбавок. Они будут выделяться по опросам школьников и выпускников.
Проблема оплаты учительского труда – самая наболевшая. И думается, что успех или неудачи модернизации российского образования будут зависеть не только от изменения системы аттестации и обучения, но и от уважения к учителям со стороны государства. И в первую очередь, конечно же, в материальном плане.
Михаил БОНДАРЕВ
Комментарии