search
Топ 10

Надежные ступеньки мастера спорта

Самбо, тай-бо, скиппинг…

Кандидат в мастера спорта, обладатель черного пояса по карате, дважды серебряный призер чемпионата Европы, серебряный призер чемпионата мира… Это только малая, видимая, часть айсберга богатой личности учителя физкультуры школы №64 города Брянска Александра МИТЯЕВА.

Для тридцатичетырехлетнего мужчины Александр Александрович успел многое – построить дом, создать семью, в которой воспитываются двое детей, и, конечно же, посадить немало деревьев. Осталось книгу написать, как гласит мудрая пословица о назначении человека на земле.

Пока же Александр Митяев о книге не задумывается – хватает других дел и забот. Он философски считает, что жизнь человека – это лестница. По ней ты можешь день ото дня подниматься вверх. Главное – не оступиться на одном из подъемов, тогда кубарем полетишь вниз. А если ступаешь правильно, то можешь даже, как птица, взлететь вверх, не замечая ступенек.

Взвешенный подход к любому делу, умение строго спрашивать с себя, быть честным перед собой – притягательные качества личности Митяева. Девизом жизни для него стали слова: «Невозможно победить того, кто не сдается». Крепкую, хорошую основу для формирования характера заложили родители. Это помогло юному спортсмену избежать так называемого головокружения от успехов. Первую серебряную медаль на соревнованиях по карате в Чехии Александр получил в 14 лет, через три года – медаль такого же достоинства, но уже на чемпионате мира в Италии.

Следующая ступенька – получение высшего образования, окончание Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта.

Следует заметить, что на карате восьмилетний Саша пошел вслед за своим старшим братом. Если бы не его пример, то могло бы и не быть в жизни Александра такого замечательного отрезка пути, много давшего для взросления души. А что касается старшего брата, то он сейчас работает машинистом пассажирских поездов и вполне доволен своей профессией. Жить в гармонии и ладу с собой, идти своим путем по жизни дорогого стоит. Не каждому дается это без излишних метаний, проб и поисков.

А для Александра следующей ступенькой в жизни стала тренерская работа в детско-юношеской спортивной школе «Вымпел». Признается, что в правильном выборе был уверен на все сто, потому очень желал передать другим то, чему его научили годы занятий карате. Пять лет пролетели незаметно. Потом по призыву пошел служить в армию. Через год продолжил службу уже по контракту. Занимаясь с новобранцами, невольно поражался тому, насколько физически они не готовы к трудностям армейской жизни. Неужели им ничего не дали те же школьные уроки физкультуры? Для Александра, совмещавшего тренировки, сборы, соревнования с учебой в школе, было так естественно видеть вокруг себя таких же мотивированных ребят! И в спортивную школу приходили уже нацеленные на занятия физической культурой и спортом ребята. А что же это за парни, что ни подтянуться на перекладине, ни сделать пробежку не могут? Чем они вообще занимались на уроках физкультуры?

Так незаметно, исподволь зрело решение пойти работать в обычную школу учителем физкультуры.

Теперь, когда позади восемь лет работы с детьми в самой обычной городской школе, Александр Митяев уверен в правильности и верности своего шага. Первый год он присматривался, каким образом восточные единоборства можно будет ввести в школьную программу. Был рад, что некогда забытый комплекс ГТО снова становится популярным. Росла уверенность, что он не только позволит укрепить физическое здоровье школьников, но и сыграет положительную роль в их духовно-нравственном становлении.
Хорошо, что у него как учителя есть большая свобода выбора и использования форм, средств, методов обучения и воспитания.

Всероссийский проект «Самбо в школу» открыл новые возможности для учителя физкультуры. Александр Александрович прошел переподготовку и стал тьютором по физкультурно-спортивной направленности «Элементы самбо». Школа №64 стала одной из пяти площадок в Брянске по реализации Всероссийского проекта «Самбо в школу».

Для учителя Митяева проект открыл новые возможности, для того чтобы успешно помогать детям стать здоровыми и физически подготовленными к дальнейшей жизни. Его не могло не беспокоить, что увлечение гаджетами и компьютерами приводит в конце концов к гиподинамии, у ребят пропадает интерес к двигательной активности. Неизбежны в результате этого и проблемы со здоровьем. Современные дети, несмотря даже на небольшую разницу во времени, отличаются от прежних школьников.

– Тревожит, что ребята сознательно лишают себя живого общения, – размышляет над своими выводами учитель Митяев. – Они заменяют лайками и смайликами привычные для нас слова. Конечно, хорошо, что они уверенно владеют компьютерной грамотностью, порой даже лучше взрослых. Но начинаешь серьезно задумываться над тем, как сделать уроки физкультуры такими же необходимыми для них, как и информатики.

Для себя Александр Александрович твердо уяснил: чтобы уроки стали привлекательными для детей, необходимо дополнить учебную программу новыми видами физической активности, которые будут востребованы школьниками. Прекрасно, что предмет «Физическая культура» предполагает как основную, так и вариативную часть. Есть простор для творчества.

Главное – ребята должны понять, что только на уроках физической культуры они смогут восполнить недостаток физической активности, получив при этом возможность искренне проявлять свои эмоции, преодолевать трудности, радоваться не только своим успехам, но и победам друзей, словом, ощутить всю полноту жизни. И самой большой наградой для мастера спорта Митяева стал тот азарт, с каким его ученики вскоре стали спешить на уроки в спортзал или на спортплощадку. Что их привлекло?

Во-первых, на уроках ребята обучаются приемам самозащиты, которая на данный момент является испытанием по выбору в комплексе ГТО. Не стоит объяснять, что занятия не только повышают уровень физической подготовки, но и воспитывают волевые качества личности – смелость, решительность, уверенность в себе. А кому из ребят не хочется ими обладать?

Во-вторых, необычная форма урока как нельзя лучше помогает расшевелить даже тех, кто не чувствовал в себе никаких спортивных задатков. Урок проводится под музыку. Учитель стал использовать популярную сейчас систему тренировок в современном фитнесе под названием «тай-бо». Она сочетает в себе элементы танцевальной аэробики, упражнения на развитие силы и выносливости, движения заимствованы из мира единоборств.

По сути, тай-бо – это разновидность аэробики, которая включает в себя элементы тхэквондо, кикбоксинга, отсюда и ее название. На уроках Митяева школьники под энергичную музыку осваивают танцевальные упражнения, элементы боевых единоборств и самбо. Эмоции бьют через край, радость от движения, когда занимаются все вместе, да под музыку, обеспечена каждому.

И еще один универсальный предмет из арсенала учителя Митяева помог сделать уроки физкультуры желанными и любимыми как для девочек, так и для мальчиков – обычная скакалка. Как оказалось, она способна творить чудеса. Да, не удивляйтесь! Именно знакомая всем обычная скакалка породила в мире новый вид спорта – скиппинг. Сочетание традиционных и сложных комбинаций, прыжков, акробатические и танцевальные элементы с одной или двумя скакалками очень нравятся детям. При этом у них развиваются сила, ловкость, выносливость, координация движений, скорость. А это именно те двигательные навыки, которые необходимы для всех видов спорта и на любом уроке физкультуры.

– В моей рабочей программе, – говорит Александр Александрович, – предусмотрено включение скиппинга начиная с пятого класса. – На уроках скакалка присутствует как в подготовительной части занятия, так и в основной. Я провожу мастер-классы в других школах как с короткой, так и с длинной скакалкой. Вторая помогает организовать работу не только индивидуально, но и с группой ребят.

Коллективность действий, на взгляд учителя, очень важна. В процессе занятия скиппингом дети приучаются подчинять свои личные действия интересам команды. У них развиваются чувства взаимопомощи, ответственности за свои поступки.

На Всероссийском форуме молодых педагогов «Педагог. Профессия. Призвание. Искусство», проходившем в мае этого года в Гатчине, куда Александр Митяев был приглашен в качестве спикера, он не только поделился своим опытом, но и получил стимул для дальнейшего развития программы «Скиппинг». Это новое направление в работе учителя физкультуры – очередная ступенька вверх.

P.S. Любимое изречение мастера спорта и учителя физической культуры Александра Митяева таково: «Как говорил Альфред де Мюссе, физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения».

Надежда ТУМОВА, Брянская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту