На фестивале проектов научно-технологической программы «Большие вызовы» представлена цифровая 3D-модель буксира-автомата, который создан школьниками в Образовательном центре «Сириус».
Научно-технологическая проектная образовательная программа «Большие вызовы» проходила в «Сириусе» в июле 2021 года. В ней приняли участие 435 школьников из 64 регионов. Учащиеся 8-10 классов создали 80 проектов по 12 направлениям, приоритетным для научно-технологического развития России.
Одним из таких проектов стала действующая модель беспилотного буксира, разработанная в рамках направления «Освоение Арктики и Мирового океана» в Образовательном центре «Сириус». Детали пропульсивного комплекса буксира-автомата: корпус, движитель, винторулевые колонки и палубы – ребята напечатали на 3D-принтере. Система управления движением модели буксира работает на основе шаговых двигателей, электронной платы с датчиками и одноплатного микрокомпьютера, подключенного к WiFi.
Буксир-автомат предназначен для работы в современных портах и позволит не только сэкономить время и место при маневрировании судов в стесненных условиях, но и избежать «человеческого фактора».
Беспилотный буксир сможет помочь судну на сложных участках движения в акватории порта – от входа в ворота до стоянки у причала, а затем и до выхода судна из порта. А рациональное использование портового пространства позволит увеличить грузопоток. Кроме того, при работе в сложных погодных условиях люди могут ошибаться, что зачастую приводит к потерям грузов, а порой и человеческим жертвам. Буксир-автомат в такой ситуации более надёжен и безопасен.
Как рассказал руководитель проекта, научный сотрудник Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф.Ушакова Савелий Стуконог, в лабораториях университета разрабатываются решения задач безэкипажного судовождения в современном порту, одно из них – группа буксиров-автоматов. В настоящее время используются канаты и тросы, буксиры же нового класса смогут работать в автономном режиме с использованием жесткой сцепки. Их маневренность обеспечивается применением азимутальных винторулевых колонок. Судоводитель управляет группой пришвартованных к судну буксиров, как единым подруливающим устройством грузового судна.
Ребятами в Образовательном центре «Сириус» создана пока только модель беспилотного буксира. Но, как пояснил инженер-механик и аналитик проекта – десятиклассник из Нижнего Новгорода Александр Осокин, на ее основе и представленных проектных решениях планируется постройка реальных буксиров.
На программе «Большие вызовы» школьникам были поставлены научные, отраслевые, рыночные задачи от ведущих российских университетов и научно-исследовательских институтов, госкорпораций, крупных компаний и общественных объединений.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало о создании школьниками в рамках «Больших вызовов» сверхтяжелой ракеты-носителя для полетов на Луну.
После дальнейшей доработки проекты ребят могут быть использованы в реальной экономике или научных исследованиях.
Комментарии