Я точно знала, что буду учителем русского языка и литературы, уже в четвертом классе. У меня не было учителя, который бы каким-то образом повлиял на мой выбор, просто я много читала и любила книжки про школу.
Разный социальный состав учеников формирует те задачи, которые стоят перед учителем. Например, одно время я работала в вечерней школе совхоза «Белая дача», потом в поселке кирпичного завода. Там я впервые увидела людей, которые не прочитали ни одной книжки и не собирались их читать. Были дети, у чьих родителей четыре класса образования. По моим стойким внутренним ощущениям с ними нужно было разговаривать на уроках литературы не о «Евгении Онегине», а о чем-то совершенно другом, но программа была одна. То есть нужно четко понимать, с кем ты имеешь дело, чувствовать тех, к кому обращаешься. Никакие общие знания здесь не работают.Сейчас я купаюсь в литературе в моих классах и могу говорить о ней сколько угодно. Это великое счастье для меня. Я преподаю в невероятном классе. Мне кажется, что коллективным разумом мы совершили несколько литературных открытий. Как-то мы читали стихотворение А. Ахматовой «Мне голос был…», и кто-то из ребят неожиданно сравнил его с «Пророком» А.С. Пушкина, в итоге из этого получилась цельная история. Бывают в моей работе такие высокие моменты.Мы очень много думаем на уроках, непрерывно разговариваем, постоянно ведем диалог. Для меня лекции смысла не имеют. Дети разные. Одни больше любят литературу, у других главный предмет – история. Но хороший, серьезный разговор у нас, конечно, общий.А еще мы ставим спектакли. Последняя наша постановка – «Кабала святош». Такая совместная работа в течение полугода дает чувство счастья. Есть в ней и образовательный смысл. Ребенок учится вживаться в другого человека, на него совсем не похожего.Конечно, мои ученики выбирают литературу в качестве экзамена, потому что я преподаю в гуманитарных классах. Но этот выбор не связан с любовью или нелюбовью к предмету, он связан с конкретным задачами, с тем набором экзаменов, который требуется для поступления в тот или иной вуз. Интересно, что самые лучшие мои ученики не получают ста баллов на ЕГЭ. Чтобы получить эти баллы, человек должен быть озабочен стандартом. С одной стороны, жаль, что литература перестала быть обязательным экзаменом, нет ничего, что дети должны запомнить, хотят они того или нет. С другой стороны, у преподавателя литературы теперь гораздо больше свободы.Мне кажется, что всю свою учительскую жизнь я была классным руководителем. Классный руководитель организует жизнь класса так, чтобы дети понимали, что значит жить вместе дружно и осмысленно. Бывает много индивидуальных проблем, но в общем есть целое, жизнь, которая от тебя зависит. На это затрачивается много времени и энергии, но в итоге получается класс, который не распадается после школы.Мои ученики раскиданы по всему миру. Мы с ними общаемся при помощи социальных сетей, стараемся не теряться. У меня учатся дети моих учеников. В классах, которые я выпускаю, некоторых детей я знаю с их рождения.Конечно, с возрастом я изменилась: меньше оглядываюсь на приказы и распоряжения. А раньше считала, что программа – это закон, была уверена, что должна существовать некая сумма знаний по литературе, которую необходимо донести до каждого ученика. Сейчас я понимаю, что это бессмысленно. Есть произведения, которые нужно воспринять всем своим существом. И ни сумма нравственных выводов, ни художественные приемы сами по себе не имеют смысла. Нужно увидеть, что сказал нам писатель, а не запомнить, что говорится об этом произведении. Главное – смирение перед текстом.
Комментарии