Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Взгляд

Надежда Казакевич, Санкт-Петербург: Дурные предчувствия, или что ждет нас в начале нового учебного года

Дата: 27 августа 2020, 19:05
Автор:
Надежда Казакевич. Фото из архива автора

Я работаю в частной школе, где учащихся немногим больше 60 человек. Есть все параллели, в каждой – по одному классу. Казалось бы, школа маленькая, и проблемы, связанные с выполнением требований Роспотребназдора, должны быть минимальными, но…

​Конечно, выполнить все требования по предотвращению распространения COVID-19 в больших школах заметно сложнее, однако если учесть, что помещения малокомплектных школ тоже существенно меньше, то разница не принципиальная.

Начну с того, что некоторые требования Роспотребнадзора противоречат СанПиНу. В соответствии с СанПиНом занятия не должны начинаться раньше половины девятого. Чтобы уложиться в одну смену и растянуть учебный день как можно меньше, какие-то классы должны будут приходить в школу к 8.00, а потом ждать начала урока. Пришедшие дети будут досыпать в кабинете. А кто-то предпочтет поспать лишних 15 минут дома и придет с опозданием. Что делать в этом случае? Сейчас, конечно, тепло, ну, погуляют опоздавшие дети на улице. Но Земля вращается, наступление холодного времени года неизбежно. А холодное время года еще и темное, особенно у нас в Питере – расплачиваемся зимней тьмой за белые ночи. В общем, посещаемость первых уроков вызывает большое сомнение.

Еще один момент такой. Количество классов, которое может входить в школу одновременно, определяется числом входов в здание. Однако раздевалки обычно сосредоточены в одном месте. В результате дети неизбежно пересекутся. Дать возможность раздеваться в кабинете? Это опять-таки противоречит СанПиНу, а если школа малокомплектная, то и места для верхней одежды в кабинете может не оказаться.

Смещение времени входа в школу – это полбеды. Настоящая беда – «плавающие» перемены. Выпустить детей в коридор в перемену необходимо – кабинет должен проветриваться, но если в это время другие дети учатся, как не помешать учебному процессу? В сентябре можно выходить с детьми на улицу (кто в это время будет следить за ними?), но золотой сентябрь быстро закончится, и что потом? Смещение времени уроков возможно, когда почти все предметы ведет один учитель, то есть в начальной школе. Как сделать так, чтобы не нарушалось трудовое законодательство, если учителя-предметники работают в разных классах, а режим занятий в каждом классе свой? Все эти вопросы Роспотребнадзор не интересуют.

Можно ли реально свести к минимуму общение детей из разных классов? Допустим, в школе это удастся. Но ведь дети после уроков будут выходить на прогулки, встречаться с друзьями, их пути будут пересекаться и со случайными людьми. Так нужно ли ломать весь режим работы школы? Я в этом не уверена. В измененном режиме очень многие положительные стороны очного учебного процесса могут быть утеряны. Например, рекомендуется ставить сдвоенные уроки. Но если предмет по учебному плану два часа в неделю, эффективность будет резко снижена: материал после каждого урока должен «отлежаться», он закрепляется в ходе выполнения домашнего задания, а также домашнее задание позволяет ученику осознать, что он недопонял на уроке, и задать вопрос учителю. Если урок сдвоенный, удвоить домашнее задание будет нельзя, да и бесполезно это.

Скажу, наверное, криминальную вещь: чем такой скользящий режим, лучше для сокращения числа детей, находящихся в школе одновременно, организовать обучение в две смены, но без всяких скользящих перемен и начала занятий.

Есть еще вариант: частично дистанционное обучение (кроме 1-7 классов). Это тоже позволит регулировать численность одновременно находящихся в школе детей. Правда, такой вариант будет очень сложно реализовать: если в какой-то день класс на дистанционке, а у учителя есть уроки и в очных, и дистанционных классах, то учителю придется вести онлайн-уроки из школы, используя школьную технику и ПО, что крайне неудобно для тех учителей, которые пользуются своими наработками.

Отдельный вопрос – средства индивидуальной защиты. Предлагается вариант: учитель в маске (в Питере это только рекомендация), дети без. Пользы никакой от такого варианта: вероятность заразиться от детей снижается несущественно, а вреда для здоровья учителей может быть много: говорить в маске тяжело, нагрузка на голосовые связки увеличивается, маску надо будет менять не раз в 2 часа, а раз в 20 минут, она будет быстро намокать. Для детей учитель в маске тоже не подарок: четкость речи нарушается, слова учителя становится труднее воспринимать.

В общем, ждем начало учебного года с тревогой. Постановления Роспотребнадзора заставляют вспомнить поговорку: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить»…

Об авторе:

Надежда Абелевна Казакевич – учитель физики и химии, эксперт ЕГЭ по физике, в прошлом – научный сотрудник Государственного института прикладной химии.


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt