search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века Регионы вводят в школах дистант и закрывают детсады из-за коронавируса

Над Канадой небо синее

Не так давно группа российских преподавателей из различных регионов, которые являются активными участниками российско-канадского образовательного проекта “Дух демократии” между университетом Нью-Бранзвик (г. Фредериктон, Канада), Межрегиональной ассоциацией “За гражданское образование” и “Учительской газетой”, получили возможность ближе познакомиться с канадской системой гражданского образования. Они побывали в ряде школ, встретились с преподавателями, провели беседы, выступали на пресс-конференциях, обсудили проблемы образования с представителями властных структур, а также провели самостоятельно ряд занятий в учебных аудиториях.
Проект “Дух демократии” (руководитель с канадской стороны профессор Э. Хьюз, с российской – Наталия Воскресенская) предполагает, что учащиеся не только знакомятся с теоретическими вопросами политического устройства, но и проявляют собственную активность в обсуждении острых социальных вопросов, устанавливают контакты со своими сверстниками, совместно занимаются поиском различной информации по обсуждаемой проблеме. При этом меняется роль преподавателя: от позиции навязывания определенных установок он переходит к открытому рассмотрению различных точек зрения, противоречивых позиций, неоднозначных подходов. Ученики же широко используют безграничные ресурсы информационной компьютерной системы, находят необходимые сведения из интернета. Затем свои мысли они оформляют в виде писем сверстникам или в качестве высказанных мнений для обсуждения в сети “Интернет”. Таким образом, делается важный шаг в воспитании у подростков стремления к формированию собственной аргументированной позиции, а в конечном счете и к созданию предпосылок для более эффективного функционирования в России элементов гражданского общества, о котором так много говорится в последнее время.
Возникает вопрос: “А что происходит в системе образования в тех странах, которые считаются лидерами в развитии демократических институтов?”. На этот вопрос и попытались ответить преподаватели Москвы, Московской, Самарской и Орловской областей, приехавшие в Канаду.
10-дневная поездка оказалась очень насыщенной не только новыми впечатлениями от знакомства со страной, достаточно близкой России и с точки зрения масштабов территории (2-е место в мире после нашей страны), климатических условий и многого другого. Помните строки: “Над Канадой небо синее и дожди идут косые, так похожа на Россию…”. Преподавателей ждали интересные встречи с самыми разнообразными людьми – от регионального министра образования и депутата в парламенте до простых учителей и школьников. И всегда можно было найти что-то неожиданное, новое, неизвестное прежде и весьма полезное для нашего опыта становления системы гражданского образования. Например, встреча в законодательном собрании провинции Нью-Бранзвик с его председателем показала, что многие депутаты в Канаде знакомы с образованием отнюдь не понаслышке: многие из них в прошлом преподаватели и сталкивались с этими проблемами, а замечательный исторический экскурс, который провел государственный чиновник столь высокого ранга, продемонстрировал его несомненный педагогический талант. Кстати, следует заметить, что в честь приезда педагогов из России в столице провинции Нью-Бранзвик городе Фредериктоне несколько дней перед законодательным собранием развевался российский флаг. Согласитесь, факт весьма приятный и о многом говорит. Дух демократии проявляется в этой стране во всем, даже в деталях – в данном случае детали существенной и значительной.
В доме губернатора провинции состоялась неформальная встреча с министром образования Денисом Фурлонгом, который был в нашей стране в 1974г. и сохранил о ней самые теплые воспоминания. Он очень интересовался происходящими изменениями, многому удивлялся и даже выразил желание своими глазами увидеть современную Россию. И если в прошлом нас объединяли в основном хоккейные встречи между советскими и канадскими командами, заметил министр, а разделяло нечто большее, то сегодня появилось много новых точек соприкосновения, в том числе и в образовании. В частности проект “Дух демократии” позволяет не только обсудить схожие проблемы, но и постараться внести определенную лепту в их решение. Так, созданный в интернете сайт для преподавателей общественных дисциплин имеет 2 части – на английском и русском языках, а значит, адресуется преподавателям самых разных стран (с учетом знания ими одного из двух языков) – и Восточной Европы, и Американского континента. Основные темы сайта “Дух демократии” близки всем, кто занимается вопросами гражданского образования, преподавания прав человека, воспитания толерантности и уважения к представителям других культур – социальное многообразие, уважение частной жизни, справедливые правовые процедуры, политическое участие и протест, свобода, ответственность и обязанность, гражданственность, права человека и другие. Здесь не только даются некоторые теоретические материалы, статистические сведения, юридические документы и иллюстрации, но и помещены уроки преподавателей, которые активно участвуют в проекте.
Следует отметить, что во время поездки в Канаду российские преподаватели не только знакомились с опытом зарубежных коллег, но и продемонстрировали собственные наработки в области преподавания общественных дисциплин, в организации внеклассной воспитательной работы. На несколько дней российских учителей разделили на 4 группы, каждая из которых отправлялась в одну из канадских школ для более интенсивного общения и детального знакомства. При этом некоторые из них находились в крошечных городках провинции и были близки по своей сути к российским сельским школам. Здесь помимо посещения занятий проходили встречи россиян с канадскими школьниками разных возрастов, которые задавали нам самые разные вопросы о нашей стране и ее особенностях. В одной из школ состоялась даже специальная пресс-конференция. Она проходила в большом актовом зале, поскольку количество желающих поговорить с российскими учителями было таким огромным, что к микрофонам выстраивались целые очереди. Встреча затянулась на несколько часов. Естественно, ребят интересовали изменения, которые происходят в нашей стране. Вопросы касались их сверстников, интересов и образа жизни молодых людей. Они спрашивали о проблемах наркомании, о том, как строится система образования в России. Полезным оказался и обмен опытом в сфере школьных организаций. Интересный факт: в одной школе нас познакомили с двумя президентами. На вопросы россиян по этому поводу молодые канадцы ответили, что посчитали важным, чтобы президентами были молодой человек и девушка.
Помимо таких встреч в ряде школ прошли занятия, которые подготовили российские учителя. Они были посвящены традициям и обычаям нашей страны, знакомили канадцев с историей и культурой России. Например, на одном из занятий школьники раскрашивали бумажные тарелки, используя технологию гжельского рисунка, а на другом пытались изучить сюжеты оберток от конфет и предположить, какую они могут дать информацию о стране. По результатам этих встреч затем в местной прессе появились статьи и фотографии.
Заключительная часть поездки проходила в столице страны Оттаве. Попасть в канадский парламент оказалось не так уж трудно: 15 минут в очереди, тщательный досмотр вещей и ты можешь спокойно бродить по коридорам законодательного собрания. Заходили гости и на специальные трибуны, с которых можно наблюдать за ходом парламентских слушаний. В Канаде существует замечательная традиция – ежедневный час ответов на вопросы, в ходе которого оппозиция имеет возможность обратиться к любому представителю большинства (здесь же находятся и министры) с критическим замечанием, которое облекается обычно в форму вопроса или реплики и адресуется конкретному депутату, сидящему на противоположной стороне. В Канаде есть четкое разделение на большинство и меньшинство, а сам зал парламента разделен на две части – с одной стороны сидят депутаты “правящей партии” (большинства), на противоположной – оппозиция. В центре находится спикер, который может давать разъяснения или прерывать обмен мнениями, если кто-либо нарушает правила или обстановка чересчур накаляется. А уровень эмоциональности был довольно высок – это могли почувствовать даже те, кто не владел в достаточной степени английским или французским языком.
Столица также поразила нас обилием прекрасных музеев, один из которых российская делегация осматривала особенно долго и тщательно – музей цивилизации. В нем представлена история заселения канадской территории от индейских аборигенов до прихода европейцев, этапы развития цивилизации, основные занятия местных жителей.
Дни пролетели незаметно, но в целом посещение Канады российскими преподавателями оказалось очень полезным и насыщенным. Мы стали ближе друг к другу, потому что у россиян и канадцев появились новые друзья. И хотя их разделяет океан, теперь контакты могут быть более прочными и не столь редкими: есть электронная почта, которая позволяет общаться и вместе думать о будущем наших стран и мира в целом. Хорошо, что есть такие поездки, которые сближают народы разных стран и материков. Российские преподаватели выразили надежду, что если проект будет продолжаться, то не только взрослые, но и дети станут ближе друг другу, а значит и жизнь наша – лучше и безопаснее. Друзья никогда не станут ненавидеть друг друга, даже если этого захочет кто-то из политиков. Наверное, в этом и есть главный смысл проекта “Дух демократии”.

Наталия Воскресенская,
Ирина Димова,
Андрей Иоффе

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте