Вселенский опыт говорит, что погибают царства
Не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства.
А погибают оттого (и тем больней, чем дольше),
Что люди царства своего не уважают больше.Булат Окуджава, 1968 г.
Патриотическое воспитание современной молодежи – одна из ключевых государственных задач. Именно патриотизм как качество характера защищает человека от проявления агрессии и стремления участвовать в экстремистских и террористических акциях, а знание отечественной истории и культуры способствует формированию чувства гордости за Родину, учит отстаивать ее интересы.
Но как избежать двойных стандартов, как сделать воспитание уважения к своей стране процессом живым, а не формальным, как быть услышанным детьми и подростками, за которыми будущее нашего государства? Ответы на эти вопросы ищет современная российская школа.
Безусловно, основным средством патриотического воспитания является учебная деятельность. Воспитательный потенциал таких предметов, как история, литература, русский язык, обществознание, неисчерпаем: историко-патриотическое просвещение обучающихся, вдумчивое чтение произведений русской литературы, знакомство с богатейшими возможностями русского языка, знание государственных законов и понимание их требований – тот фундамент, на котором базируется образование юного гражданина России.
Однако не только уроки являются средством формирования патриотизма у современных школьников. Важную роль в этом процессе играют многообразные формы внеурочной работы: «Разговоры о важном», встречи с интересными людьми, патриотические акции, краеведческие проекты, занятия в пространстве школьных музеев, мероприятия учреждений культуры, образовательные возможности, предлагаемые городом.
В школе №1231 имени В.Д.Поленова функционируют шесть школьных музеев, каждый из которых имеет свою богатую историю: музеи истории школы в зданиях на Плющихе, в Спасопесковском и Кропоткинском переулках, музей боевой и трудовой славы 2‑й артиллерийской спецшколы в здании на Пречистенке, музей «Арбатское братство» в здании школы в Б.Афанасьевском переулке, музей «Тропинка» в здании в 1‑м Неопалимовском переулке призваны рассказывать ученикам о традициях нашей образовательной организации и важных событиях в ее жизни, о боевом прошлом людей, уходивших на фронт из стен входящих в наш комплекс школ (так, музей в 1‑м Неопалимовском переулке посвящен героической судьбе Героя Советского Союза Е.Ф.Колесовой, работавшей в школе №47 (теперь здание школы №1231) учителем начальных классов, и истории подвига, совершенного выпускником школы Абрамом Исааковичем Левиным).
Музей – пространство, позволяющее прикоснуться к истории, но необходимо связывать прошлое с настоящим, чтобы ребята чувствовали важность этой связи для будущего, ощущали себя звеном в цепи поколений. 16 марта 2023 года в школьном музее в Большом Афанасьевском переулке была открыта информационная доска, посвященная Мире Георгиевне Баклановой (13.06.1927 – 23.12.2022), труженице тыла во время Великой Отечественной войны. Многие ученики школы хорошо знали Миру Георгиевну, которая была частым гостем школьных праздников и с удовольствием общалась с ребятами, своим примером доказывая справедливость слов А.П.Чехова: «Прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого».
Такое же прикосновение к истории – недавняя встреча наших восьмиклассников с ветераном группы «А» Центра специального назначения ФСБ России С.В.Милицким, одним из девяти человек в РФ, удостоенных 4 орденов Мужества, участником освобождения заложников в Буденновске, Лазаревском, Москве («Норд-Ост»), Беслане. После разговора с Сергеем Владимировичем, живым свидетелем и непосредственным участником этих трагических событий, страницы новейшей истории России не будут для наших учеников просто сухими строчками в учебнике. Сильное впечатление произвели на ребят слова Сергея Владимировича о том, что для него «Альфа» – это «школа жизни, умение держать удар, терпеть и, несмотря ни на что, добиваться победы».
Множество важных патриотических акций организуют для наших школьников управы районов Хамовники и Арбат, большую работу ведет Московский центр «Патриот.Спорт», отдельного рассказа заслуживает работа по патриотическому воспитанию в кадетских классах. Самое главное во всех этих начинаниях – искренность в разговоре с детьми, пример взрослых, отношение которых к своему делу и к Родине ребята остро видят и чувствуют, и внимание взрослых к тому, как школьники воспринимают эти разговоры, рассказы, акции и совместные дела. Воспитание всегда начинается с уважения, а патриотическое воспитание – с уважения к своим семье, школе, городу. Из этого уважения рождаются гордость за страну и любовь к Родине, о которой так справедливо говорил Дмитрий Лихачев: «Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим».
Виктория ТИУНОВА, директор школы №1231 имени В.Д.Поленова
Комментарии