Мировой опыт показывает, что эффективное развитие общества возможно, если стремления и действия направлены на раскрепощение личности, утверждение уважения к правам и свободам человека, если они основываются на приоритете интересов отдельных конкретных людей над государственными.
Верховенство прав и свобод личности – стержень правового государства, гражданского общества. Проблема прав человека – это задача не только мировоззренческого, идеологического, точнее сказать, идейного обеспечения реформ. Она стоит в контексте общекультурной, общеобразовательной подготовки членов нашего общества. Воспитание и образование в духе уважения и соблюдения прав человека, признание его прав и свобод высшей ценностью – стратегическая линия духовного развития современных цивилизаций.
Низкая правовая культура, правовой нигилизм, несоблюдение и неисполнение законов, будничное попрание прав и свобод человека требуют от всех социальных институтов, государственных и общественных структур, политических партий и движений, средней и высшей школы активных действий по внедрению законности, утверждению уважения и соблюдения прав и свобод человека, гражданина. Общество, основанное на подавлении, насилии, враждебности, нежизнеспособно, исторически бесперспективно.
Сегодня нет никакого сомнения в том, что права и свободы человека являются основополагающим элементом открытого демократического общества, а их признание и обеспечение – признаком правового государства. Права человека как универсальная ценность имеют всеобщее значение. Все государства мира признают, что права человека и основные свободы, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимы для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами и народами. Всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод являются одним из принципов международного права.
Среди всех прав человека есть и такое право, как право знать свои права. Во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод это право выражено не в прямой форме. Эти документы утверждают, что каждый человек имеет право искать, получать и распространять информацию и идеи, что, несомненно, включает в себя и информацию (знания) о правах и свободах человека.
Специально право на образование в области прав человека было подтверждено в нескольких международных и региональных документах о правах человека. Так, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) государства-участники, декларируя принципы взаимных отношений, особо отметили, что “они подтверждают право лиц знать свои права и обязанности в этой области и поступать в соответствии с ними”. Впоследствии это право не раз подтверждалось в рамках Хельсинкского процесса. На Московском совещании, в частности Конференции по человеческому измерению СБСЕ, 1991 г., государства-участники пришли к выводу, что образование в области прав человека имеет основополагающее значение. В этой связи крайне важно, чтобы их граждан просвещали относительно прав человека и основных свобод, а также обязательств, предусматривающих уважение прав и свобод, закрепленных в национальном законодательстве и международных документах. Они признали, что эффективное образование в области прав человека способствует борьбе с нетерпимостью, религиозными, расовыми и этническими предрассудками и ненавистью, ксенофобией и антисемитизмом. Обратим внимание: основополагающее значение имеет не образование в сфере экологии, не образование в области информатики, что крайне актуально для современного мира, а именно в области прав человека!
Региональные международные организации и договоры также обязывают государства предпринимать меры в области обучения правам человека.
Так, вступление России в Совет Европы влечет для нее не только мораторий и отмену смертной казни. Членство России в Совете Европы означает, что государство должно дать выпускнику школы, студенту, взрослому населению знания о Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и механизмах защиты посредством Европейского суда по правам человека.
Необходимо вводить в общеобразовательный минимум также другие общеевропейские нормы по правам человека: Европейскую социальную хартию, Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и др. Вообще за свою историю Совет Европы разработал более 150 конвенций и соглашений, касающихся прав человека.
Важно иметь в виду, что образование в области прав человека – это вовсе не юридическое образование и правовое просвещение. Права и свободы человека – это не только сумма национальных и международных юридических установлений, а прежде всего система морально-этических принципов и норм, система гуманистических ценностей, система философских, мировоззренческих категорий.
Так, “План действий на Десятилетие образования в области прав человека ООН. 1995-2004 годы” устанавливает, что “…образование в области прав человека определяется как усилия по обучению, распространению и информированию, которые предпринимаются для создания всеобщей культуры прав человека путем привития знаний и навыков и формирования позиций и которые направлены на:
а) укрепление уважения к правам человека и основным свободам;
в) всестороннее развитие человеческой личности и чувства человеческого достоинства;
с) содействие взаимопониманию, терпимости, равенству полов и дружбе между всеми нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;
d) обеспечение для всех людей возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
е) содействие мероприятиям Организации Объединенных Наций, направленным на поддержание мира.
Итак, с одной стороны, государства обязаны проводить обучение, распространять информацию, всемерно способствовать развитию знаний о правах и свободах человека. С другой – любой человек имеет право знать свои права. Как же осуществляется это на деле и как государство исполняет свои обязанности вести обучение правам человека в Российской Федерации? Что касается знания нашими согражданами своих прав, закрепленных в Конституции и международных договорах, поскольку они являются составной частью российской правовой системы, то здесь по-прежнему наблюдается почти всеобщая безграмотность.
А что касается нашего государства, то единственно, что оно делает, так это пока не запрещает и не препятствует обучению, распространению знаний по данной проблематике, но отнюдь не содействует, не способствует, не обязывает. Исключением был 1998 год – год 50-летия Всеобщей декларации прав человека, но кампания прошла. И если даже внутренние потребности, задачи не вынуждают власть проявлять необходимую активность, то международные обязательства тем более не стимулируют.
В последние годы по инициативе и с финансовой помощью ООН, Европейского союза, ОБСЕ, ЮНЕСКО, Совета Европы, ЮНИСЕФ, МККК и других международных и неправительственных организаций в различных регионах России проведены конференции, учебные семинары, курсы, школы по правам человека, правам ребенка, международным механизмам защиты, издаются различные материалы.
Вместе с тем почти все документы, принятые международными организациями по вопросам обучения в области прав человека, культуры мира, толерантности, демократии, в России никому просто не известны. Они не вошли ни в научный, ни в практический оборот. В частности, основополагающий документ последнего времени “Десятилетний план ООН по обучению правам человека” никогда, нигде и никем в России не публиковался (за исключением сборников Московской школы прав человека – неправительственной, небюджетной, некоммерческой организации). Среди множества “не известных” для россиян документов и Рекомендация 346 (1997), принятая парламентской ассамблеей Совета Европы “Обучение правам человека”. Она среди прочего нацеливает на изучение Европейской конвенции по правам человека, но до сих пор даже не переводилась на русский язык, как, впрочем, не переводились и другие важные документы международных организаций. Итак, наше государство, его структуры почти ничего не предпринимают, чтобы довести многие документы в области прав человека до сведения широкой общественности и ввести эту общественность в цивилизованный мир.
Для нынешней России самая большая проблема – это проблема идеалов и ценностей, на которых формируется подрастающее поколение, поколение нового тысячелетия. Для России, которая ищет духовные, идейные основы своего нового бытия, именно права человека могут стать системообразующим началом миропонимания, мироустройства. Без осознания этих универсальных ценностей, которые могут принять все люди независимо от их религиозных убеждений, невозможно утверждение частной собственности, рыночной экономики, политического плюрализма, мировоззренческой и религиозной терпимости – вообще невозможен процесс реформирования общества.
И вторая проблема, опосредованная этими аксиологическими аспектами, – проблема знания. Хотя, могут мне справедливо возразить, на основе знания формируются мировоззрение и ценности. Действительно, знание и ценности – взаимообусловленные явления.
На мой взгляд, основные задачи, поднимающиеся на уровень государственной политики, заключаются в определении внятной позиции государства в области прав человека. К слову сказать, Комиссией по правам человека при Президенте РФ разработан проект Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека, однако это все еще проект, а не нормативный документ. Необходимо использовать механизмы регулирования содержания образования (государственные образовательные стандарты), содействовать неправительственным организациям, вести подготовку кадров, разрабатывать учебно-методические и просветительские материалы по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Только тогда будет сделан один из необходимых шагов в создании правового государства, только тогда конституционный идеал “человек, его права и свободы являются высшей ценностью” станет нормой.
Пока мы у себя в России уже десять лет анализируем, аргументируем и убеждаем власть имущих, что права человека являются ценностью, без которой немыслимо (бессмысленно!!!) образование и невозможен выход из системного кризиса, в Европе 15 ведущих европейских университетов уже с 1997 года ведут подготовку кадров и присваивают степень европейского магистра в области прав человека и демократизации.
Анатолий АЗАРОВ,
кандидат философских наук, директор Московской школы прав человека, эксперт Комиссии по правам человека при Президенте РФ, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека РФ
Комментарии