Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Начало, база, профиль. Чему должна учить информатика?

Учительская газета, №43 от 23 октября 2007. Читать номер
Автор:

Как обязательная дисциплина этот предмет в программу школы был введен в 1985 году под названием «Основы информатики и вычислительной техники» в 10 – 11-х классах. Все недолгие годы своего существования он оставался, наверное, самым спорным в школьной программе.

Менялись название, место в учебном плане, содержание, методика преподавания, учебно-методическое и техническое обеспечение. Многочисленные реформаторские процессы, происходившие и продолжающиеся в отечественной системе образования, самым ощутимым образом сказывались на информатике. Время от времени поднимался вопрос: «А нужен ли этот предмет вообще в школе? А не объединить ли его с другими предметами, например, с математикой или технологией?». Принятое в 2000 году постановление Министерства общего и профессионального образования РФ о выделении информатики в отдельную образовательную область закрепило статус предмета в школе.

Сейчас намечены тенденции к тому, что курс информатики и информационных технологий должен стать непрерывным, то есть начинаться с начальной школы и заканчиваться профильным курсом в старших классах. Принципиальной особенностью такого курса стала модульность, которая позволяет учитывать специфику учебного заведения и уровень обученности детей. В соответствии с такой идеологией в нашей гимназии выделено три ступени курса информатики: начальная, базовая и профильная.

Успешность учебной деятельности школьников определяется достаточно большим количеством разнообразных факторов – состояние здоровья, эффективность обучения и так далее. Но одно из необходимых условий успешности усвоения учебных программ школы – сформированность у ребенка общеучебных навыков. Именно они – база для усвоения всех предметов основной школы, и без них невозможно обучение в 10 – 11-х классах.

Частично умение читать, писать, вычислительные навыки целенаправленно формируются в начальной школе, так как это конечная цель начального образования, и уровень их сформированности четко определяется программными требованиями. Другие общеучебные навыки (планирование, самоконтроль, выделение главного) определены программой начальной школы менее конкретно. Поэтому качество владения ими у учеников начальной школы и среднего звена, как правило, ниже.

Если основная задача начальной школы – научить детей читать, писать и считать, то задача начального курса информатики состоит в том, чтобы заложить основы грамотной работы с информацией. Следует научить детей правильно воспринимать информацию, целенаправленно ее использовать в учебной деятельности и повседневной жизни, сформировать у школьников первоначальные навыки использования средств информационных технологий в познавательной и практической деятельности. В начальной школе компьютер может быть использован как средство знакомства с внешним миром и в качестве игрового средства для развития концентрации внимания, восприятия количества, мелких мышц руки и так далее

Приоритетная задача базового курса – получение представления о современной информационной картине мира, умение осмысленно использовать компьютер в учебной и практической деятельности. Следует научить учеников выделять в окружающем мире объекты и процессы, содержащие информационный компонент; строить и оценивать информационные модели этих объектов и процессов. Они должны уметь применять компьютер и информационные технологии для обработки построенных моделей, оценивать и использовать полученные результаты. Все это предполагает знакомство с принципиально новыми представлениями, понятиями и формами учебной теории и практики, существенно зависящими от научно-технологических достижений и перспектив XXI века.

Так, например, владение компьютером как инструментом приема, преобразования и передачи всех видов информации, используемых в ходе учебы, – одно из требований, предъявляемых к ученикам уже в начальных классах. Социальный же заказ общества – подготовить выпускников школы к реалиям жизни и труда в высокотехнологизированном XXI веке. Большие возможности в этом отношении открывает метод учебных проектов, наряду с другими нетрадиционными методами получающий сейчас все большее распространение.*

Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В 5-6-х классах успешно реализуются ознакомительно-ориентировочные или информационные проекты. Этот вид деятельности направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Подобные проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Например, с учениками 5-го класса нами был реализован проект «А вы знакомы с Кукарачей?». Его целью стал сбор информации об электронном исполнителе Кукарача из программно-методического комплекса «Роботландия». Это долгосрочный проект – ребята знакомились с исполнителем и изучали его возможности в течение полугода. Класс разбивается на 4 группы, каждая из которых занимается своей частью работы, а на заключительном этапе вся информация собирается вместе и оформляется электронный итоговый продукт – путеводитель, который в дальнейшем можно использовать как методическое пособие для изучения возможностей исполнителя Кукарача.

На старшей ступени школы главной целью изучения информатики является подготовка к последующей профессиональной деятельности и продолжению образования в вузе. Здесь предмет изучается в виде одного из профильных курсов. В этом случае содержание должно быть подчинено задачам и интересам тех учебных предметов, которые определяют профиль. Поэтому наиболее оптимально использовать компьютер как средство, обеспечивающее учебную и допрофессиональную деятельность. Если основная школа дает представление обо всех основных сферах человеческой деятельности, то старшая должна познакомить детей с основными видами деятельности в выбранном профессиональном направлении.

Ежегодно наши ученики участвуют в гимназических Научных чтениях. Темы выступлений самые разные: от мультимедийных проектов до проектов на языках объектно-ориентированного визуального программирования Microsoft Visual Basic, Microsoft Visual C++, Borland Delphi. Участие в Научных чтениях – хорошая подготовка к предстоящей итоговой аттестации, она дает возможность попробовать свои силы, представляя широкой аудитории результаты своей работы. Для итоговой аттестации за курс средней школы обычно представляются проекты, выполненные как на алгоритмических языках программирования, так и на языках объектно-ориентированного визуального программирования. Типичные примеры таких проектов – программа «Штрих-код», которая позволяет проектировать стандартный штрих-код в двумерном виде; модель электронной записной книжки, представляющая собой базу данных вузов Москвы; электронная мини-энциклопедия, в которой собраны сведения о лучших представителях русской авиации.

Валерия ТРОФИМОВА, учитель информатики и ИКТ, гимназии №8, Коломна, Московская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту