Праздник Паука
Методическая разработка “Праздник Паука” приводится в качестве примера, раскрывающего технологию педагогической деятельности в русле поставленной проблемы. Назовем и другие экологические дела: Праздники Муравья, Цветов, Птиц, Рыб, Желудя, Весны и другие.
Систему работы по формированию познавательных интересов составляют также этические и эстетические воспитательные дела:
Праздники Доброты, Счастья, Вежливости и т.д.
Праздники Музыки, Красоты, Кино и другие.
Подобрать ключик к каждому ученику и научить делать первые шаги в большой мир знаний помогают Праздники Сказок. Получая название в зависимости от центрального персонажа (Праздник Дюймовочки, Крокодила Гены, Праздник Белоснежки), они позволяют систематизировать познавательный труд младших школьников.
Воспитательное дело “Праздник Паука”организуется с доминирующей целью – воспитание личности в деятельности, пробуждающей собственную активность каждого ребенка в целенаправленной подготовке к Празднику. Нужно подчеркнуть, что воспитательный процесс осуществляется как в момент непосредственного наступления самого события – праздника, так (и в большей степени) и в деятельности по подготовке к нему и ожидании этой радостной перспективы. Только систематический и кропотливый характер управления педагогом работой детей обеспечивает ожидаемые положительные результаты запланированного дела. К таким педагогическим условиям относятся:
1. Соблюдение всех этапов организации творческого дела, а именно стартовой беседы, планирования и подготовки, организации дела и его анализа.
2. Подготовка выступает главным этапом, основной предпосылкой организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
3. Познавательная работа носит систематический, последовательный и методически организованный характер в отдельности с каждой микрогруппой, на которые разделен класс.
4. Планируется различное содержание коллективных дел в русле общей цели воспитания – всестороннего развития личности и выделяется образовательно-познавательное содержание любого вида дела.
5. Игровая организация мероприятия – праздника, ее эмоциональная насыщенность, оказывающая воздействие на сознание, чувство и поведение учащихся. Если развивает когнитивную, мотивационную сферы личности, закрепляет практические умения и навыки.
6. Умелое педагогическое включение каждого ученика в соответствии с индивидуальным уровнем развития познавательного интереса в общее дело коллектива.
7. Обязательное сочетание формирования знаний и практического его применения (умения). Наряду с изучением познавательной литературы, художественных произведений источником познания выступают наглядные пособия, иллюстративный материал, работа по их изготовлению.
8. Проводится обучение способам познания, прививается методика самостоятельной познавательной работы, закрепляется и развивается умение работать с книгой, формируются учебно-организационные навыки.
9. Работа ограничивается не только постановкой творческой задачи, а осуществляется обучение творчеству, происходит овладение самими способами творческой деятельности в поисково-познавательных действиях непосредственно под руководством учителя. Учителю начальных классов нужно не бояться обучающих творчеству приемов, а смело подсказывать свои оригинальные находки, учить творить на их основе.
Методические рекомендации по этапам дела:
А. Этап стартовой беседы
Проводится за месяц до наступления праздника. С целью увлечь радостной перспективой предстоящего интересного и полезного дела используется близкий и хорошо известный детям Буратино (или другой герой), тоже жаждущий приключений и готовый с ребятами вместе пойти по тернистым тропам познания нового…
Выбирается персонаж (Паук), вокруг которого творчески разрабатывается сюжет и разворачивается познавательный “маршрут”.
Использовать творческие подсказки учителя типа: “Я думаю, будет интересно, если у нас на Празднике будут…” (далее следуют яркая характеристика основного героя и гостей, описание неожиданных элементов оформления будущего события).
К примеру: “А паука мы вырежем из ватмана длиной на всю классную комнату”.
Б. Планирование и подготовка требуют максимальной организационной четкости:
– разрабатывается ход сценария, в котором желательно предусмотреть различные виды деятельности детей;
– класс разбивается на 5 микрогрупп; распределяется объем подготовительной работы между микрогруппами равнозначно.
Подготовительная работа делится на оформительскую и познавательную (работа с книгами о природе, о пауках). Класс разбивается на 5 микрогрупп:
“Паук-волк”;
“Паук-сенокосец”;
“Домовой паук”;
“Паук-крестовик”;
“Тарантул”.
Каждая микрогруппа готовит изображение паука определенного вида. Их развешивают на нитках, прикрепляя с потолка. Из угла в угол протянута черная нитка, образуя паутину. Ученик (вожатый) – в костюме паука.
Каждая микрогруппа готовит народные приметы, высказывания, загадки. Вырезают из ватмана паука (длиной на всю классную комнату). Макет можно установить как на полу, так и на столах, расставленных в середине класса, или повесить в виде игрушечного потолка. На изображении указать головогрудь, ножки, глазки и другие детали, передающие анатомическое строение паука. Микроколлективы размещаются вокруг этого макета.
Познавательная работа включает:
а) подбор книг по теме (их приносят дети и учитель);
б) добывание новых знаний из этих источников под руководством учителя (сюда входят и рассказ учителя, и распределение различных познавательных заданий);
в) индивидуальное чтение данных книг (по выбору и по желанию ученика);
г) выполнение различных познавательных действий (подбор загадок, запоминание особенностей изображения различных видов пауков, сведения, характеризующие жизнь паукообразных).
В подготовке и выполнении заданий учитель работает с каждой микрогруппой отдельно в разные дни недели.
Природа всегда была важнейшим средством воспитания в чувашской народной педагогике. Принцип природосообразности воспитания – главный. Уже привычный. А Паук – не слишком ли необычно получается? С познавательной зоркостью обращаюсь к истокам: вчитываюсь в прекрасные мысли великого исследователя этнопедагогики чувашского народа – академика РАО Г.Н.Волкова. Останавливает замечательная находка в книге “Обыкновенное дело педагога”:
“С радостным возбуждением беседует с пауком, называя его “пануком”, – так он пишет о своей внучке, – “маленьком человечке, которому еще месяц жить до 3 лет”. Не просто разглядывает с удивлением, а в интересной беседе распускает лучи душевности.
И все же это “обыкновенное дело педагога” – научить быть чутким к природе, “ласково гладить деревья”, “целовать листья”. Выбрать маленького паука главным собеседником – тоже.
Выбрать, чтобы радость труда озаряла и вашу учительскую жизнь.
Полина СЕМЕНОВА,
преподаватель кафедры педагогики начального образования Чувашского государственного педагогического института имени И.Я.Яковлева
Чебоксары
I. Стартовая беседа.
В класс заходит Буратино (заранее подготовлен учителем).
Буратино: “Дети, как я хочу приключений! Хотите со мной пойти к львам, тиграм, леопардам в далекие дремучие леса?”
Учительница: “Ребята, давайте поможем нашему другу Буратино в поиске приключений”.
Ученик: “Знаешь ли ты, Буратино, что вокруг нас – в поле, в лесу, на берегу озера и даже в доме живут такие же интересные и опасные животные? Хочешь, покажем тебе восьминогих охотников?”.
Учительница: “Ребята, догадались, о ком идет речь?” У них 8 ног, 8 глаз. А вот загадка:
Восемь ног,
Как восемь рук,
Вышивают шелком круг,
Мастер в шелке
Знает толк.
Покупайте,
Мухи, шелк!
Буратино: “Вот здорово! Как хочется попасть к вашим восьминогим охотникам – к паукам”.
Учительница: “Давайте готовить Праздник Паука, ведь сколько новых знаний нас ждет впереди”.
II. Подготовительная работа.
III. Организация праздника.
В классе звучит музыка на тему природы.
Буратино: “Ребята! Посмотрите вокруг. Мы попали в ловушку. Что будем делать?”
Учительница: “Мы находимся в царстве Паука. Чтобы выбраться из паучьей сети, надо микрогруппам выполнить такое задание”.
I конкурс – составить рассказ из 5 предложений, описывающий жизнь того вида паука, которого представляет микрогруппа.
Образцы рассказов:
“Паук-сенокосец”
1-й ученик: “Мы – пауки-сенокосцы, самые страшные пауки”.
2-й ученик: “Мы не тянем сетей, а быстро бегаем в высокой траве”.
3-й ученик: “У нас длиннющие ноги, кончики их легко могут прикрепляться”.
4-й ученик: “Если же оторвать одну из наших ног, она косит, прямо-таки косарь”.
5-й ученик: “Из-за этого нас прозвали сенокосцами”.
“Паук-крестовик”
1-й ученик: “Мы – пауки-крестовики”.
2-й ученик: “Живем в лесу, в ветвях молодых деревьев”.
3-й ученик: “На брюшке носим рисунок в виде белого креста”.
4-й ученик: “Любим лакомиться жуками, цветочными мухами, бабочками, божьими коровками”.
5-й ученик: “Плетем самую красивую сеть, садимся в середину ее головой вниз и ждем добычу”.
Буратино: “Ура! Мы на свободе! А давайте заглянем в гости к нашему Пауку”.
Учительница: “В гости без подарков не ходят”.
II конкурс – изготовить поделки Пауку из природных материалов.
На столе заранее приготовлены желуди, семечки подсолнуха, скорлупки грецких орехов, спички, пластилин, ножницы и т.д.
III конкурс – инсценировать отрывок из художественных произведений с персонажем Пауком. Каждый член группы участвует в постановке отрывка.
Могут быть такие варианты:
1. “Вдруг какой-то старичок-
Паучок
Нашу муху в уголок
Поволок –
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить…”
(“Муха-цокотуха” К. Чуковский)
2. “Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки…”
(“Мойдодыр” К. Чуковский)
3. “На следующий день, когда Чиполлино, чтобы убить время, считал, сколько раз промелькнут за окошечком штыки часовых, он вдруг услышал, как его зовет какой-то испуганный, едва уловимый голосок, идущий неизвестно откуда.
– Кто меня зовет? – спросил он удивленно.
– Я, паук Хромоног. Моя паутина в камере верхнего этажа. Когда я хочу есть, то заглядываю в свои сети и всегда нахожу там что-нибудь съедобное.
(“Приключения Чиполлино” Дж. Родари)
4. “…Паук Хромоног увидел неподалеку открытый люк и спустился в сточную трубу. Едва он туда залез, кто-то окликнул его по имени. Паук оглянулся и увидел своего дальнего родственника. Звали его Семь с половиной, потому что у него было семь с половиной ног: половину восьмой ноги он потерял из-за несчастного случая – после неудачного столкновения с половой щеткой…”
(“Приключения Чиполлино” Дж. Родари)
IV конкурс – постановка познавательных вопросов команд друг другу.
1. Кто сильнее: оса или паук? (Оса)
2. Как называются пауки длиной 4 см? (Тарантул)
3. У каких пауков ноги толщиной с карандаш? (Пауки-птицееды длиной 8-9 см)
4. Если приблизится к пауку человек с палкой, видит ли паук его? (Палку видит, человека не видит, т.к. глаза слабые, видят на расстоянии 10 см)
5. Сколько глаз и сколько ног у пауков?
6. Живут ли пауки под водой? (Водяной паук)
7. Что едят водяные пауки? (Личинки комаров, водяных насекомых)
8. Смертельны ли укусы пауков для человека? (Укус тропического скорпиона смертелен, наиболее опасны пауки-птицееды, каракурты)
9. Живут ли пауки вблизи человека? В его жилище? (Домовой паук)
10. Самый опасный паук в России? (Каракурт, встречается в Нижнем Поволжье)
11. Можно ли называть насекомым паука? (Нет, у насекомых – 6 ног, у паука – 8 ног)
V конкурс – загадки.
Загадки, написанные на листочках, раздаются микрогруппам. Задачи детей: прочитать, осмыслить, найти отгадку.
“Представление загадки” – прочитать выразительно или наизусть; найти отгадку с ее содержательной характеристикой.
1. Не по рыбам, а сети расставляет (паук).
2. Один – семерых положил.
3. Не поп, а с крестом (паук-крестовик).
4. Тоньше этой пряжи
Не найдешь в продаже (паутина).
5. Из угла в угол
протянуто решето.
6. Тянется нитка,
а клубок не смотать.
7. Наткет, наплетет,
Сядет и добычи ждет.
8. Одежды не шьет,
А ткань ткет.
VI конкурс – народные приметы.
По жребию раздаются приметы, оформленные в виде плакатов.
Задание: обосновать то или иное народное наблюдение.
1. Паук усиленно плетет или ремонтирует свою ловчую сеть – к ветру.
2. Паук располагает паутину колесом – жди дождя.
3. Длинная паутина летит к ясной осени и нескорому снегу.
4. Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.
5. Много паутины на “бабье лето” – к ясной осени и холодной зиме.
VII конкурс – музыкально-танцевальный.
Это музыкальные номера, представленные в виде пантомимы – танцев различных групп пауков.
Подведение итогов. Награждение победителей. В качестве призов каждому участнику вручаются книжки-самоделки.
Учителю надо помнить 2 главных момента:
1. Важно поощрять всех учеников за работу, ибо “каждый праздник – это прежде всего труд” (В.А. Сухомлинский).
2. Светлый признак праздника сохраняется, если будет присутствовать коллективное выражение радости.
Комментарии