search
main
0

Начальная школа

Урок-аукцион для 3-го класса

Долгие годы работая в начальной школе, я замечала, что многие дети с трудом отвечают на уроках природоведения. Учат, а ответить не могут: не хватает запаса слов, зато есть страх ошибиться, опозориться перед товарищами, с которыми вне урока они свободно общаются… И тогда я стала проводить больше уроков в занимательной форме. Времени на темы дается очень мало. Разговор продолжали на уроках чтения, подбирала материал для письменных работ на уроках русского языка, выпускали газеты, оформляли стенды. Помогало. Особенно трудно учить природоведению второклассников. Там разговор идет о сезонных изменениях в природе по временам года. Детям скучно. Стали мы с учителями изготовлять различные карточки и пособия.

Тема “Организм человека и охрана здоровья” давалась раньше в 3-м классе почти в конце учебного года. Думаю, это неправильно. Я изучаю ее в начале учебного года и закрепляю на практике весь учебный год.

Урок, который я предлагаю, можно не проводить полностью, а аукцион устраивать на каждом уроке при проверке домашнего задания. В игре дети раскрепощаются, не боятся высказать свое мнение, отвечают без страха, радуются… Это для нас главное.

Конечно, дети должны уметь связно и обстоятельно отвечать на поставленный вопрос перед классом. Вот для этого я и давала задания подготовить беседу для ребят своего класса и малышей. Первое время быть “лекторами” хотели несколько человек, постепенно их количество увеличивалось.

Людмила СУВОРОВА, учитель начальных классов школы # 3 станции Арамиль

Сысертский район,

Свердловская область

Тема: Организм человека и охрана здоровья.

Цель:

– обобщить знания по данной теме;

– продолжать прививать практические умения и навыки по охране здоровья; воспитывать веру в себя;

– убеждать детей в том, что, выполняя гигиенические правила, тренируясь, каждый может стать здоровым, сильным, выносливым.

План урока:

1. Оргмомент. Сообщение темы урока, разъяснение “правил торговли”. 2,5 мин.

2. Аукцион. 15 мин.

3. Перерыв. 10 мин.

Физминутка, кроссворд, работа по карточкам, игры “скорая помощь”, “обход больных”, загадки, вопросы от Стобеда, домашнее задание к следующему уроку.

4. Аукцион (продолжение). 15 мин.

5. Итог урока. 2,5 мин.

Оформление класса:

Стенды:

1. Люди в белых халатах.

2. Солнце, воздух и вода.

3. Лекарственные растения.

Газеты-“молнии” (краткие сообщения, которые были оформлены к предыдущим урокам):

1. Скорая помощь (оказание первой помощи при различных несчастных случаях).

2. Природа и человек.

3. Закаливание организма.

4. Грипп – опасная и заразная болезнь.

Необходимое оборудование:

1. Магнитная доска и магниты.

2. Кроссворд “Органы чувств”.

3. Предметы на “продажу” (картинки, книги, рецепты на длинных листочках бумаги, красиво оформленные). Всего 10 вещей.

4. Телефонные трубки (картонные) каждому.

5. Карточка-номер каждому (соответственно номеру в классном журнале).

6. Часы музыкальные и сигнальные (просигналят в конце каждого этапа).

7. Белый халат.

8. Витаминки.

9. Молоток деревянный.

10. Карточки “Органы чувств”.

11. Календарики-путевки.

12. Листок для учета игры (с номерами, как в классном журнале).

13. Папка-раскладушка “Детский травматизм”.

Перечень “товара”.

“Цена” и вопросы-подсказки.

1. Яркая картина-сказка про Стобеда (или что-то другое). (Из журнала “Здоровье”).

Вопросы учителя перед продажей:

– Почему говорят: “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”?

На обратной стороне картинки – вопросы-подсказки.

– Чем мы дышим?

– Может ли человек прожить без воздуха?

– Где чище воздух?

– Как происходит загрязнение воздуха?

– Можно ли прожить без солнца?

– Что будет, если неправильно использовать лучи солнца? Если дети затрудняются с ответами, использую вопросы-подсказки; и так весь аукцион.

2. Книга “Советы Нептуна” (или другая).

Вопросы учителя перед продажей:

– Какое значение имеет вода в жизни человека?

– Какая вода пригодна для питья?

3. Сказка “Про тетку Кашл╙тку”, которую сами написали ребята, по строчке (читаю ее).

Вопросы учителя перед продажей:

– Какие правила нужно соблюдать, чтобы не заболеть гриппом?

– О чем должны помнить больные?

– А что должны помнить здоровые люди, когда ухаживают за больными?

4. Рецепт здоровья.

Вопрос учителя: “Как быть здоровым?”

На лицевой стороне листа:

закаляйся,

одевайся по погоде,

соблюдай чистоту,

ешь умеренно и качественную пищу,

соблюдай режим дня,

не нарушай правила дорожного движения,

раз в год проходи профилактический осмотр.

На обратной стороне листа:

– Почему полезно для здоровья соблюдать режим дня?

5. Рецепт красоты

Вопрос учителя перед продажей:

– Как стать красивым?

На лицевой стороне:

Походка должна быть легкой.

Не ходи вразвалку.

Не волочи ноги.

Не держи руки в карманах.

Не размахивай руками.

Стой прямо, не качайся,

не переступай с ноги на ногу.

Сиди прямо, голову чуть наклони,

спина касается спинки стула,

ноги прямо на полу, руки до

локтей на столе.

Не забудь об упражнениях.

На обратной стороне листа вопросы-подсказки:

– Какого человека считают красивым?

– На что нужно обратить внимание, когда человек ходит, стоит, сидит?

6. Рецепт “Береги глаза!”

Вопрос учителя:

– Как сохранить хорошее зрение?

На лицевой стороне листа:

Не читай долго.

После 20-25 мин. посмотри в окно.

После 45 мин. сделай несколько упражнений (круговые движения по 3 раза в каждую сторону, вверх – вниз 3 раза).

Делай все это с открытыми и закрытыми глазами.

(Эти упражнения ребятам помогут сделать рисунки линий и геометрических фигур, выполненных на альбомных листах).

Телевизор смотри 2 раза в неделю и не более 2 часов на расстоянии 2-2,5 метра, часто моргай, не смотри в одну точку, пусть глаза путешествуют по всему экрану.

Назначили очки – носи.

Не читай лежа, на ходу, во время еды.

На обратной стороне листа- вопросы-подсказки:

– Какой орган помогает лучше узнать окружающий мир: форму, цвет, величину предметов?

– На какой цвет полезно смотреть сколько угодно?

– Как смотреть на солнце?

7. Рецепт. “Береги зубы!”

Вопросы учителя:

– Что нужно делать, чтобы зубы были всегда здоровыми, красивыми?

– Какие правила выполнять?

На лицевой стороне листа:

Чисти зубы утром и вечером, разными пастами (чтобы бактерии не привыкли к одной пасте), левой и правой рукой, сверху-вниз, справа-налево.

Полощи рот после еды.

Не ковыряй зубы острыми предметами.

Не грызи твердые предметы.

Чаще жуй овощи, фрукты, корочку хлеба.

Зубы даны на всю жизнь – береги их!

На обратной стороне листа – вопросы-подсказки,

– Зубы – это…

красота,

здоровье,

чистая речь.

8. Рецепт. “Полноценный и спокойный сон”

Вопрос учителя:

– Каким должен быть сон?

На лицевой стороне листа:

Ложись спать в одно и то же время.

Ешь за 1,5 часа до сна.

Много не пей.

Проветри комнату.

Температура должна быть не выше +180.

Перед сном играй в спокойные игры.

Спи на правом боку, на удобной постели.

На обратной стороне листа:

– Можно чуть покуралесить,

Но ложись ты ровно в десять.

Перед сном минуты две – три.

Крепко комнату проветри.

(М. Светлов)

– А еще что нужно сделать?

9. Правила игры

Вопрос учителя:

– Какие правила нужно соблюдать при игре?

На лицевой стороне листа:

Не бегай без перерыва даже два часа (да еще в пальто), сердце не закончило своего формирования, огромная нагрузка для него непосильна.

Играй по правилам.

От бестолковой игры болит голова, слабость, шум в ушах.

Игра должна приносить радость, хорошее настроение.

Не ссорься, береги нервы свои и товарищей.

На обратной стороне листа:

– Играй, играй, да меру знай.

– Игра не доводит до добра (если играешь без правил).

(После продажи этого рецепта рассматриваем книжку-раскладушку “Детский травматизм”).

Ход урока.

1. Оргмомент.

– Сегодня у нас урок-аукцион.

Прочитаем хором стихотворение, написанное на центральной части доски (читают: “Здесь у нас аукцион…”).

– На торги выставляется товар (показываю).

– Вы покупатели, у каждого свой номер. При желании “купить” (дать ответ на заданный вопрос) поднимите карточку-номер. Отвечайте четко, кратко. Внимательно слушайте товарищей, не повторяйтесь.

У меня на столе листок учета, особым значком я отмечаю все правильные ответы. Те, кто не “купит” товар, получат отметку. Работают все!

2. Аукцион. Как и положено, стучу молотком. Дети отвечают. Отмечаю в листочке учета правильные ответы. Вручаю товар самому активному “покупателю” или ученику, который дал лучший ответ. Так работаем 15 мин.

На “рецепте” только ответы-советы, вопросы задаю устно (чтобы точно задать, пишу их на отдельном листочке и прикрепляю скрепочкой. Задам и уберу в сторону).

Урок идет четко, если продумать все до мелочей.

3. Перерыв 10 мин.

Физминутка, под музыку часов:

– руки сзади в замок, оттягиваем назад, поднимаемся на носочки, вдох, в исходное положение, выдох 3 р.

– одну руку через плечо, другую вниз за спину в замок “пилим”, меняем положение рук, “пилим”.

Кроссворд “Органы чувств” начерчен на обратной стороне доски. Заполняем его вместе.

Работа по карточкам.

“Органы чувств”.

На доске образец. Нужно соединить стрелочками соответствующие органы.

орган слуха язык

орган зрения нос

орган вкуса ухо

орган осязания глаз

орган обоняния кожа

Игра “Скорая помощь”

– У вас на партах телефонная трубка. В одной руке держите трубку, в другой – номерок.

– Скажите, какой номер нужно набрать? (03). А в пожарное отделение (01). В милицию (02). В Горгаз (04).

Молодцы! У нас видеотелефоны. (Набираю 02 и номер конкретного ребенка, веду разговор, задаю вопросы, отмечаю в листке учета правильные ответы).

– Ребенок обжег ручку. Что сделать в первую очередь?

– Сынок обморозил щечку. Что нужно делать?

– У меня ребенок плохо ест. Как быть?

Шуточный осмотр

– Надеваю белый халат. Вот я и доктор. Иду делать осмотр.

– Открой рот. Какая ангина! Ешь побольше мороженого.

– Откройте рот. У вас болят зубы? Ешьте побольше конфет.

– Вы очень серьезны. Вот вам таблетка “смехотина”. И вам, и вам… (раздаю по витаминке).

– А вы смеетесь без причины. Вам таблетка “успокоина”,

И вам, и вам…

– Ребята! А какие советы вы дадите тем, у кого болят зубы? Тем, у кого ангина? (Ответы детей).

Отгадайте загадки:

– 32 молотят, 1 поворачивает. (Зубы и язык).

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык).

Между двух светил я в середине один. (Нос).

Ребята! Запишите дома на листочке по три вопроса по теме сегодняшнего урока и в следующий раз задайте их соседу по парте.

Поставьте отметку ему, а он вам.

Желающие получите путевку с названием тем для бесед в своем и в 1, 2-х классах.

Вот эти темы:

– Правила питания.

– Гигиена питания.

– Чистота – залог здоровья.

– Труд – лечит. Лень – калечит.

По одной теме можно готовиться парами, группами. Легче найти материал и проводить беседу, помогая друг другу в демонстрации наглядности.

4. Аукцион продолжается (еще 15 мин.). Продается оставшийся товар.

5. Итог урока

– Мы с вами хорошо потрудились. Те, кто много читает, интересуются всем, “купили” товар. Молодцы! Остальным поставлю отметки в журнал.

Соблюдая гигиену, делая зарядку, по-доброму относясь к людям, каждый может стать здоровым, сильным, выносливым.

Преодолевайте все трудности, будьте здоровы.

Урок закончен.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте