Людмила МЯСНИКОВА, председатель Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности: – Во все времена итоговая аттестация в восьмом и десятом, а позднее в девятом и одиннадцатом классах была достаточно серьезным испытанием для учащихся и их родителей. Проведение экзаменов в традиционной форме полностью обеспечивало образовательное учреждение, и роль родителей сводилась лишь к организации легкого завтрака для экзаменуемых на письменной математике и сочинении.
С появлением ГИА и ЕГЭ для соблюдения объективности и прозрачности аттестации родителям учеников была предложена ответственная и почетная роль – роль общественных наблюдателей. В их первых рядах были самые активные представители родительской общественности, члены общешкольных родительских комитетов, окружных советов родительской общественности. Организаторы в пунктах проведения экзаменов с большим уважением относились к общественным наблюдателям, понимая, как важна для родителей чистота и объективность экзамена, увиденная лично. В дальнейшем при анализе первого опыта совершенствовали процедуру аттестации, выявляли «тонкие» моменты, например использование мобильных телефонов, стало понятно, что необходима консультация специалистов Московского центра качества образования при подготовке общественных наблюдателей.С развитием государственно-общественного управления образованием возросло число родителей учеников, вовлеченных в процесс проведения итоговой аттестации. Представители родительской общественности любой школы могут выполнять обязанности общественного наблюдателя. Подготовленность и понимание происходящего в ППЭ, несомненно, возросли, но, возможно, пользы в сравнительном анализе процедуры проведения ГИА и ЕГЭ будет больше, если попытаться создать Институт общественных наблюдателей с периодической учебой и пополнением рядов. Общественные наблюдатели на ГИА и ЕГЭ, строгая конфиденциальность материалов, широкое освещение в СМИ, круглые столы с руководителями Департамента образования и окружных управлений образования по анализу результатов дают ученикам и их родителям уверенность в соблюдении всех возможных правил и прав в интересах наших детей.Так кто такие общественные наблюдатели? Это люди, которые осуществляют наблюдение за соблюдением правил во время ЕГЭ. Они одним своим приходом способствуют обеспечению порядка, что касается как тех, кто сдает экзамен, так и тех, кто проводит экзамен.Общественный наблюдатель приходит в ППЭ одним из первых, проверяет классы, помещения, встречает выпускников внизу, отвечает на вопросы, если они возникают, помогает рассаживать, вскрывать конверты с экзаменационным материалом, раздает участникам ЕГЭ индивидуальные пакеты с бланками и заданиями. Если пакет неправильно вскрыт, наблюдатель его заменяет. По собственному опыту знаю, что некоторые ребята так волнуются, что приходится заменять пакеты по несколько раз. Очень важно, выходя из класса, сказать выпускникам несколько теплых слов, пожелать удачи, улыбнуться.Те наблюдатели, которые остаются в классах до конца экзамена, никогда не нарушают правила и не выходят, пока последний экзаменуемый не сдаст работу. Во время экзамена задача наблюдателя – следить во все глаза, чтобы никто не нарушал установленные правила. Нет ничего сложного, но в то же время перед ними стоит очень ответственная задача. Наблюдатели из родительского сообщества, например от МГЭКСРО, умеют заполнять акты, знают, как и на какие вопросы отвечать, как себя вести в пунктах проведения ЕГЭ. Все очень ответственно.В этом году в проведении ЕГЭ участвовали 5758 общественных наблюдателей. С одной стороны, это много, но, с дугой стороны, мы считаем, что нужно еще активнее работать с родителями и привлекать их к процедуре проведения ЕГЭ, тогда будет больше открытости. В этом году общественные наблюдатели могли присутствовать на экзамене, теперь пора разрешить им присутствовать и на апелляции – тогда будет больше справедливости.
Комментарии