search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно В Москве в выходные пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления» Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников В школьных уроках появятся видеоматериалы Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов В Челябинске отменили уроки в школах Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат
0

«На златом крыльце сидели…». О красоте пестушек, потешек, считалок

По роду своей работы мне приходится регулярно просматривать «Учительскую газету». Большая благодарность вам за то, что постоянно печатаете разработки уроков по всем предметам. Как бы ни был велик опыт педагога, но все охватить невозможно. Однообразие приводит к профессиональному застою, а найти что-то интересное сложно. Газета позволяет выбирать необходимое для каждого без приобретения дополнительной литературы, что, согласитесь, при заработной плате учителей далеко не маловажно. Как школьный библиотекарь, стараюсь информировать наших учителей о том, что печатает газета.

Кукольное представление «На златом крыльце сидели…» может стать хорошим дополнением к библиотечным урокам, посвященным знакомству учеников со словарями. В частности, мы использовали его к юбилею Сергея Ожегова. Не менее интересным может получиться урок о «Толковом словаре русского языка» Владимира Ивановича Даля. Если в школьной библиотеке нет кукол, спектакль вполне можно поставить с активом или юными читателями.

Появляется дедушка.

Дед: Ох-ох-ох, старость не радость. Посижу на солнышке, погляжу на улицу.

Пробегают две девчонки, играя в догонялки, крича: «А вот и не догонишь…»

Дед: Остановитесь, уймитесь, сладу с вами нет. Разве так играют?!

1-я девочка: А как надо играть?

Дед: Так много разных игр в наше время было. Народ их много веков собирал. Из поколения в поколение передавал. Я вот помню, мы детворой и в дразнилки играли, и в вопилки, потешки знали, ну дак и пестушки да заклички говаривали… Интересно было…

2-я девочка: Ой, дедушка, стой! Мы и слов-то таких не знаем.

1-я девочка: Расскажи, дедушка, нам про них. Научи своим забавам.

Дед: А вы знаете, что такое забава?

2-я девочка: Я знаю, мне бабушка говорила. Забава – это игра значит, чтобы скучно не было.

Дед: Ай да молодец внучка, точно сказала. Мы ребятишками собирались на лужайке и, чтобы нам не было скучно, играли в эти забавы. Ну пойдем в дом, я вас научу всему, что помню и знаю.

Уходят.

Библиотекарь: Ребята, а вам знакомы слова «пестушки», «заклички», «потешки»? Нет? Тогда давайте внимательно посмотрим, что же будет дальше.

Вновь выходят девочки.

1-я девочка: Теперь мы так много знаем про эти непонятные слова.

2-я девочка: А давай ребятишек научим, а то они слишком современные и то, что знали их прабабушки и прадедушки, и слыхом не слыхивали…

1-я девочка: И видом не видывали.

2-я девочка: А с чего начнем?

1-я девочка: Конечно, со считалок. Так всегда начинались русские забавы. На кого выпадало последнее слово, тот и ответ держал.

Раз, два, три, четыре,

Мелет муха рожь в овине.

Помогает мужичок –

Паучок-крестовичок.

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука мы вон попросим.

Выходи водить сам друг,

Крестовик – большой паук!

1-я девочка: Как интересно играть в такие игры! И совсем не хочется ни драться, ни ругаться.

2-я девочка: Ругаться и обзываться – это очень плохо.

1-я девочка: Плохо сейчас, потому что эти дразнилки злые и обидные. А вот раньше они были веселые и совсем не обидные. Правда?

2-я девочка: Да, нас дедушка научил таким веселым дразнилкам, вот послушайте:

Хотел Федя

Убить медведя,

А ему медведь:

– Федя, не сметь!

1-я девочка: Или вот, например:

Толик, Толик

Сел на столик

И поехал на войну,

Дрался-дрался, испугался

И кричит: «Домой хочу!»

2-я девочка: Я еще одну считалку знаю: «Шла Аленка по тропинке…»

Нет, так неинтересно – только нам с тобой считаться. Надо еще кого-то взять в считалку.

Входит бабушка.

2-я девочка: Бабуля, давай с нами считаться!

Бабушка: Это вы что, так играете? (Девочки кивают.) Ой, деточки, я уже стара для игр.

1-я девочка: Ну бабушка, ну родненькая…

Бабушка: Эх, уговорили, давайте играть.

Девочки, хлопая в ладоши, кричат «Ура!».

1-я девочка говорит новую считалку. Последнее слово выпадает на бабушку.

1-я девочка: Бабушка, с тебя фант. Спой нам песенку.

Бабушка: Лучше я вам пестушку расскажу. Знаете, что это такое?

2-я девочка: Знаем, знаем, нам дедусь рассказал. Пестушки – это маленькие стихи для маленьких деток.

Бабушка: Правильно, раньше не говорили «надо нянчить и воспитывать детей», а говорили «пестовать деток», отсюда и пошло слово «пестушки». Я начну, а вы продолжайте:

Тяги, тяги, потягушеньки,

На Катю порастушенки.

Расти доченька здоровая,

Как яблонька садовая.

1-я девочка: Как красиво и ласково. Я тоже хочу, чтобы мне мама каждое утро говорила такие слова:

Ах ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

2-я девочка: Ребята, только послушайте, какие красивые слова слышали малыши в старину:

Ой ты, мой сыночек,

Лазоревый цветочек,

Пшеничный колосочек,

Сиреневый кусточек.

Бабушка: Вот и время скоротали, да еще и с пользой. А еще, когда я была маленькая, мы любили придумывать и загадывать загадки. Вот я вам сейчас загадаю: «Четыре ноги, пятая грива, шестой хвост, погоняй не бойсь».

Девочки вместе: Знаем, знаем – это лошадь!

Бабушка: Молодцы, девчата. С вами поиграла и сама молодой стала. Ну а теперь мне пора. Приходите ко мне в гости, еще поиграем.

1-я девочка: Обязательно, бабушка, придем. И подружек приведем.

Библиотекарь: Ребята, а кто из вас запомнил эти необычные, слова, которые произносили герои нашего представления? Назовите их.

Ответы ребят.

Татьяна КАЗАНКОВА, библиотекарь Новошизненской средней школы пос. Опытная станция, Волгоградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте