search
main
0

На земле и в космосе. Четыре колеса с системой спутниковой навигации

Ярко-желтые машины с издалека заметной надписью «Школьный автобус» – привычное явление на сельских дорогах. А в Калужской области на дверце каждого из них еще и красуется круглая ярко-синяя эмблема: «Государственное учреждение «Школьный автобус». Точно такая же – на фирменной куртке каждого водителя. На сегодняшний день ГУ «Школьный автобус» – самая крупная организация Калужской области, осуществляющая организованные пассажирские перевозки. В ее ведении 143 единицы транспортных средств. И все это «богатство на колесах» верою и правдою служит сельским детишкам вот уже четвертый год.

СтатфактНа закупку школьных автобусов в 2006 году из федерального бюджета выделен 1 миллиард рублей. С учетом софинансирования регионов до конца этого года для сельских школ будет закуплено не менее 3500 автобусов. Финансирование на их закупку распределяется пропорционально количеству сельских школьников с удвоенной квотой для дотационных регионов.

– Мы заинтересовались, а как в других регионах работает программа «Школьный автобус»? – рассказывает Геннадий Иванович Ловецкий, заместитель министра образования, культуры и спорта Калужской области. – Съездили в Ярославль, посмотрели, как у них. Но на первом же совещании наш губернатор Анатолий Дмитриевич Артамонов хотя и согласился в целом с нашей стратегией по созданию условий для обеспечения доступности и высокого качества образования в сельских школах, но в отношении программы «Школьный автобус» высказался так. В отличие от других регионов мы не будем отдавать автобусы в ведение муниципальных властей. Так в июне 2002 года постановлением правительства области при вышеназванном министерстве было создано «Государственное учреждение «Школьный автобус».

Сегодня по калужским дорогам проложено 122 маршрута движения автобусов. Ежедневно они пробегают 12552 километра и перевозят около 4000 детей.

– Нам доверен самый ценный груз России – дети, – любит повторять директор ГУ «Школьный автобус» Михаил Борисович Обновленский. – От нас зависит их жизнь и безопасность.

Надо ли говорить, как тщательно подбирают здесь водителей. Обязательное условие – непрерывный стаж работы на автобусе не менее трех последних лет. Да еще к тому же сразу предупреждают – придется учиться, учиться и еще раз учиться. Сначала обязательные курсы в центре «Автокадры», а затем ежегодные занятия по 20-часовой программе, ежеквартальные экзамены по правилам дорожного движения и многое другое. В подборе водителей участвуют заведующие районными отделами образования.

Уже становится доброй традицией конкурс на звание «Лучший водитель». Это не только состязание в мастерстве вождения, знании техники, правил дорожного движения, но и в умении оказать первую медпомощь. Важно и умение общаться с детьми. А как же! Потом они будут гордиться: «Нас возит самый лучший водитель!» Победителю конкурса кроме денежной премии, вручается специальный красочный вымпел.

А в Перемышльском районе, где по дорогам курсируют пять школьных автобусов, ребята устроили соревнование: «Чей автобус чище и наряднее». Взрослые всячески поддерживают этот почин. Кстати, в каждом автобусе обязательно находится педагог. О прогулах и пропусках занятий без уважительных причин не может быть и речи.

Теперь о разграничении полномочий. Постановление правительства Калужской области «Об организации перевозок в школьной местности» регламентирует порядок использования автобусов, приобретаемых за счет областного бюджета. ГУ «Школьный автобус» осуществляет закупку и содержание машин, включая их техническое обслуживание, ремонт, наем на работу, выплату зарплаты водителям, обеспечение их фирменной одеждой. Оно же заключает договора безвозмездного пользования автобусами с главами муниципальных образований и директорами школ. Те обязаны обеспечить сохранность автобуса, организовать его стоянку в гараже.

– В районы с проверками мы выезжаем раза два в неделю, – рассказывает Сергей Николаевич Курников, инженер по безопасности дорожного движения ГУ «Школьный автобус». – Конечно же, проверяем состояние дорог. Вот посмотрим на карту автобусных маршрутов. Сейчас их 122, и наша задача, чтобы на каждом дети вовремя, без всяких опозданий и ЧП попали в школы. Не убрали снег – тут же бьем тревогу. С каждым водителем автобуса у нас налажена связь. Какая? А пройдемте в диспетчерскую.

– С каким водителем вы хотите связаться? Какой маршрут интересует? – спросила меня диспетчер у компьютера. – У нас действует система спутниковой навигации. Точно знаем местонахождение любого автобуса. Круглосуточно следим.

– Система позволяет определить скорость движения машины, любое отклонение от маршрута и графика движения даже на пятьсот метров. А главное – нам обеспечена голосовая связь с водителем автобуса, – добавляет Курников. – Любая нештатная ситуация, и мы в курсе.

В Калужской области уверены, что централизованный контроль за маршрутами школьных автобусов является наиболее приемлемой формой управления детскими перевозками. С этим трудно не согласиться. Как и с тем, что немало нареканий вызывают автобусы марки КАВЗ (397652 и 397620 «Школьный»). Они, по мнению специалистов, не отвечают современным требованиям безопасности и комфортности перевозок школьников. Нет усилителя рулевого управления, отсутствует световая сигнализация о посадке и высадке детей, при малой вместимости (20-22 места) большой расход топлива (35 литров на 100 км). Назрела необходимость в разработке модельного ряда современных школьных автобусов разной вместимости, повышенной проходимости, экономичности и комфортабельности.

Калужская область

Итоги

Окно в мир знаний и в свою страну. По сути это главная цель реализации программы «Школьный автобус». Сельские ребята получат возможность учиться в оснащенных современным учебным оборудованием школах, смогут ездить в крупные города на экскурсии, в театры, музеи, на олимпиады и спортивные соревнования. Школьные автобусы уже получили сельские образовательные учреждения Архангельской, Читинской и Новосибирской областей, Кузбасса, Алтая и Красноярского края. По условиям тендера автобусы будут поставляться в 85 субъектов Российской Федерации. Впервые сельские школы в таком объеме обеспечат надежной техникой с повышенной проходимостью, безопасностью и специально оборудованными салонами. Поставлять автобусы ПАЗ-32053-70 и КАвЗ-397653 будет «Группа ГАЗ». Обе модели соответствуют госстандарту и имеют одобрение типа транспортного средства как «автобусы для перевозки детей». Для северных регионов России производится вариант автобусов с усиленной термоизоляцией, дополнительными отопителями, двойными настилом пола и остеклением.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте