search
main
0

На уроках рисования ты лентяя не найдешь. Художественное освоение действительности как средство развития личности сельского школьника

Первая осознанная встреча сельских школьников с искусством происходит на уроках изобразительной деятельности. Урок искусства может стать для каждого ребенка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству, поэтому особое внимание следует обратить на создание эмоциональной атмосферы увлеченности. Достижению атмосферы способствует образное слово учителя, располагающее учащихся к общению, к совместному переживанию, использование литературных и музыкальных сравнений, зрительных образов и сказочных моментов.

Метод художественно-педагогической драматургии

Урок – это действие, поэтому уместно провести параллель с драматическим искусством. Ход урока можно продумать, но полностью предугадать нельзя, так как его герои – ученики – не знают «пьесы», в каждом классе разные «действующие лица». Сравнение урока с драматическим искусством носит, конечно, приблизительный характер. Оно определяет два момента в организации учебного процесса: атмосферу творчества и приоритет проблемности в деятельности каждого школьника (и при восприятии, и при созидании).

Драматургическое решение урока изобразительного искусства призвано обеспечить установку восприятия и его целостность. В процессе восприятия произведения искусства, натурного материала у каждого учащегося рождается свой замысел, который предстоит затем воплотить в материале.

Драматургическое решение урока является средством эстетического, нравственного и духовного развития. Смысл этого метода в том, чтобы обеспечить условия, при которых каждый ребенок может пережить все стадии, свойственные творческому акту, выразить свое отношение к изображенному средствами искусства.

Урок искусства строится по методу художественно-педагогической драматургии и состоит из следующих структурных элементов:

– Завязка – выход на проблему.

– Кульминация – выход на тему урока.

– Развязка – самостоятельная работа учащихся.

– Эпилог – подведение итогов.

– Последействие – домашнее задание.

Уроки искусства строятся по законам искусства (восприятия, созерцания, общения, диалога, художественного творчества). Весь арсенал средств работает на то, чтобы увлечь «зажечь», «разбудить» ребят.

В качестве примера можно привести урок «Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета» (2-й класс). Завязкой урока служит музыкальный фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» и сказка о счастливых людях, которые умели видеть красоту природы – любоваться голубым небом, первой зеленью, белыми облаками, серебристым дождиком. Но злой волшебник отнял это счастье, закрыв небо черным плащом.

Гаснет свет, и на экране появляется изображение черно-белого пейзажа.

Учитель спрашивает ребят, что произошло с природой, как изменилось настроение от того, что исчез цвет в картине? Что нужно сделать, чтобы вернуть радость и счастье людям на Земле? Ответы самые разнообразные: позвать доброго волшебника, взять волшебную палочку, пригласить художника с красками.

Все решают, что может помочь художник. Включается слайд с репродукцией Н.Рериха «Весна священная».

И вновь дети отвечают на вопросы учителя. Они говорят, что настроение от произведения у них грустное, печальное, тревожное. Затем слайд меняется. Перед ними репродукция В.И.Поленова «Золотая осень». Что происходит с настроением учащихся от восприятия этого слайда? Ответы: радость, восторг, веселье. Учитель подводит к выводу: картины, вызывающие радость, веселье, выполнены теплым светом, а картины, навевающие грусть, печаль, – холодные.

Кульминацией урока будет работа со сказкой «Снегурочка», где выделяются главные герои, Снегурочка и ее матушка – Весна. Дети рассматривают изображения этих героинь, которые выполнены в теплой и холодной цветовых гаммах. Они вывешиваются на доске, помогая учащимся во время самостоятельной работы по созданию пейзажа.

Развязкой служит самостоятельная работа учащихся, которые изображают уголок природы, где живут Весна или Снегурочка. Работают под музыкальный фон «Сцены таяния» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».

Эпилог – выставка работ. Дети самостоятельно вывешивают свои рисунки, размещая их рядом с теплым или холодным изображением. Любуются, анализируют, меняют местами, если работа не соответствует цвету.

Домашнее задание: детям предлагается рассказать маме о том, что им понравилось на уроке и где живут Снегурочка или Весна.

Формы нестандартных уроков изобразительного искусства

Урок изобразительного искусства – это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлеченности. Она создается с помощью живого слова учителя, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Все это является составными элементами урока и определяет различные его формы: урок-образ, урок-фильм, урок-праздник, урок-путешествие, урок-сказка, урок-спектакль.

Нестандартные формы рассмотрим на примере урока-игры и урока-праздника.

Урок-игра

Для учащихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки. Для учителя – процесс ненавязчивой подачи нового материала, приобретения личностных качеств. Игровая деятельность поддерживает интерес, увлеченность процессом, диалог.

В отличие от традиционных деловых и учебно-имитационных игр, применяющихся в обучении взрослых и детей, игры на уроках изобразительного искусства должны иметь художественное начало, которое предусматривает переживание художественно-образного содержания.

Для учащихся младших классов проводятся в основном ролевые игры, а для подростков – сочетание ролевых учебно-имитационных и деловых художественно-педагогических.

Пример: 5-й класс, тема «Натюрморт».

Завязкой урока служит игра «Путешествие в страну Натюрмортию».

Учитель раздает детям медальоны с изображением героев: хрустальная ваза, чугунок, березовое полено, рулон белой бумаги, картофелина, гипсовая голова.

Ребята выходят к доске и сказка начинается… Остальные ребята – зрители.

«Жили-были в стране Натюрмортии разные предметы». Учитель просит сделать шаг вперед и сыграть свою роль.

Хрустальная ваза – высокая и изящная.

Чугунок – самый большой и черный…

Учитель продолжает: «Собрались предметы на совет и стали решать, кто самый главный в стране Натюрмортии».

Детям раздаются короткие реплики.

Ваза: Я, потому что самая высокая.

Рулон: Я! Я самый белый и чистый…

Каждый предмет расхваливает свои достоинства, начинается шум, переполох.

Потом звучит быстрая эстрадная музыка.

Учитель говорит: «В страну Натюрмортию пришел странствующий художник и разрешил спор предметов».

Художник разделил предметы на две группы по назначению, но только после того, как дети-актеры сами пытались поделиться на две группы, но у них ничего не вышло.

Художник берет актеров за руки и разводит по местам.

В первой группе по центру ставит чугунок, слева – картофелину, а справа – полено.

Во второй группе центральное место занимает голова, с одной стороны положим рулон бумаги, а с другой – дополним хрустальной вазой.

После разделения предметов на две группы художник просит ребят повторить это в технике аппликации на своих листах бумаги.

Дети расходятся по местам и в творческих группах создают коллективные работы.

Самостоятельная работа.

Дети выходят к доске творческими группами, показывают свои коллективные работы на больших форматах, рассказывают о законах композиции, ищут ошибки в работах.

Домашнее задание: подобрать репродукции по теме «Натюрморт».

Урок-праздник

Такие уроки уместно проводить в конце учебного года или четверти, когда нужно подвести итоги. Это должен быть необычный урок. Пример – «Праздник красок».

Кабинет оформлен цветами или воздушными шарами, плакатом «Праздник красок», обязательно музыкальное оформление. Ребята заходят в класс и делятся на две команды. Каждая команда выбирает девиз, звучат стихи о том, что все любят рисовать.

Учитель, выполняя роль ведущего, просит представить, что сейчас идет дождь. «Вы сидите у окна, слушаете шум дождя, разные звуки, голоса. Ваши краски тоже говорят между собой. Слышите, говорит красный цвет?»

Выходят дети, одетые в разноцветные шапочки, и читают стихи.

Красный цвет:

Красная редиска выросла

на грядке.

Рядом помидоры – красные

ребятки.

Красные тюльпаны на окне

стоят.

Красные закаты за окном горят.

Вслед за ним откликается оранжевый.

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится.

На лисий хвост похожа:

Оранжевая тоже.

Желтый тоже не молчит!

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем

следит,

Желтые груши на ветках висят,

Желтые листья с деревьев летят.

Тут и зеленый заговорил.

У нас растет зеленый лук

И огурцы зеленые,

А за окном зеленый луг

И домики беленые.

С зеленой крышей каждый дом,

И в нем живет веселый гном

В зеленых брючках новых

Из листиков кленовых.

А голубой цвет восклицает:

Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами еще голубей,

Оно голубое, как тысячи глаз,

Мы смотрим на небо, а небо –

на нас.

И синий не отстает.

В синем море островок.

Путь до острова далек.

А на нем растет цветок

Синий, синий василек.

А фиолетовый шепчет:

Фиолетовой фиалке

Надоело жить в лесу.

Я сорву ее и маме

В день рожденья принесу.

С фиолетовой сиренью

Будет долго жить она

На столе, в красивой вазе

У красивого окна.

Но дождь смолкает. И вместе с ним умолкают краски. Дети уходят. Над горизонтом встает радуга. Девочки исполняют танец радуги, в руках у них разноцветные ленточки.

После танца начинаются конкурсы.

1-й конкурс

Учитель просит команды нарисовать радугу. (Звучит музыка. Ученики выполняют задание. За правильно выполненное задание каждый получает жетон).

Просмотр работ. Ребята называют цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). А чтобы не забыть, в каком порядке идут цвета в радуге, учат фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

2-й конкурс

После дождя появилась радуга, а за ней выглянуло солнышко.

Ребятам дается задание: раскрасить шарики (2 – оранжевым и 2 – зеленым цветом). У ребят на столе все краски, кроме оранжевой и зеленой. Суть задания: смешать краски, получить оранжевый и зеленый цвета. Побеждает та команда, которая быстрее раскрасит шарики.

3-й конкурс

Ученикам демонстрируются росписи народных умельцев. Нужно определить, под какими номерами гжель, дымково, хохлома, филимоновская игрушка.

Пока команды отгадывают, можно провести конкурс загадок для зрителей.

Примеры:

Любо бегать по бумажке

Остроносому Аркашке.

(Карандаш)

Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом проведет – там черточка пройдет.

(Карандаш).

4-й конкурс

Выносятся изображения различных жанров изобразительного искусства под номерами. Команды должны отгадать, под какими номерами пейзаж, натюрморт, портрет.

5-й конкурс

Даются иллюстрации с изображениями разных видов изобразительного искусства. Дети определяют, под какими номерами графика, живопись, скульптура.

6-й конкурс

На альбомных листах нарисованы элементы рисунка. Задание командам: дорисовать рисунок.

Пока представители от команд дорисовывают рисунок, все дети исполняют «Оранжевую песенку».

Вот уже подряд два дня

Я сижу, рисую.

Красок много у меня –

Выбирай любую.

Я раскрашу целый свет

В самый свой любимый цвет…

Припев:

Оранжевое небо,

Оранжевое море,

Оранжевая зелень,

Оранжевый верблюд.

Оранжевые мамы,

Оранжевым ребятам

Оранжевые песни

Оранжево поют.

Вдруг явился к нам домой

Очень взрослый дядя,

Покачал он головой,

На рисунок глядя.

И сказал мне: «Ерунда!

Не бывает никогда!»

Припев.

Только солнце в этот миг

Ярко заблестело

И раскрасило весь мир,

Так, как я хотела.

Дядя посмотрел вокруг

И тогда увидел вдруг…

Эту песенку с собой

Я ношу повсюду,

Стану взрослым – все равно

Петь ее я буду.

Даже если ты большой,

Видеть очень хорошо…

7-й конкурс

Задание «Краски перепутались». Незнайка нарисовал предметы: огурец, помидор, морковь и неправильно их раскрасил. Найди ошибки Незнайки.

8-й конкурс

Учитель показывает картинку с изображением какого-либо животного, которого легко нарисовать участникам данного конкурса, после просмотра забирает ее. Команды рисуют, а остальные ученики должны угадать, что нарисовано.

Исполнение частушек:

Рисовал картину Вася,

Он художник, спору нет,

Но зачем он нос раскрасил

В красный, желтый, синий цвет?

На платке для красоты

Рисовал Антон цветы,

А теленок посмотрел

И цветы чуть-чуть не съел.

Краски Саша в руки взял,

Зоопарк нарисовал,

Но никто не разберет –

Где же слон, где бегемот.

На уроках рисованья

Ты лентяя не найдешь –

Прилагаем все старанья,

Чтоб рисунок был хорош!

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

9-й конкурс

Участвует по одному представителю от каждой команды. Они должны с завязанными глазами нарисовать домик, дерево или другой объект.

10-й конкурс

«Кто быстрее нарисует картину-пейзаж». В данном конкурсе участвует вся команда, которая за минуту должна нарисовать интереснейший пейзаж. Каждый участник рисует только один элемент, а потом передает эстафету другому участнику.

В конце праздника подсчитываются жетоны и определяется победитель.

Коллективная творческая деятельность на уроках изобразительного искусства

Для формирования и развития опыта творческого общения в программу изобразительного искусства вводятся коллективные задания. Особое удовольствие ребятам доставляет создание общих композиций. Они вызывают у детей восхищение, дают радость совместного творчества. У ребят формируются положительные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать, сопереживать, ценить творчество других, культура общения и социальная активность.

Высокая оценка методу коллективных работ была дана Б.М.Неменским в книге «Мудрость красоты»: «…при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни».

Т.С.Комарова и А.И.Савенкова1 выделяют три вида изобразительной деятельности: совместно-индивидуальную, совместно-последовательную, совместно-взаимодействующую.

1 Комарова Т.С., Савенкова А.И. Коллективное творчество: Учеб. пособие. – М., 1998.

Совместно-индивидуальная деятельность учащихся – это самая простая форма. Основа коллективных творческих дел – индивидуальная работа. Они практикуются с первого класса. На уроке в первом классе создается панно «Полянка бабочек» по теме «Мир полон украшений». Дети самостоятельно конструируют бабочку, вырезая ее из бумаги, украшают крылышки в технике «монотипия», получая удивительной красоты смешение цветов. Затем эти бабочки слетаются на цветочную поляну. Детям предлагается составить композицию.

На уроке по теме «Изображать можно линией» результатом коллективной деятельности будет книжка «Расскажи нам о себе», где каждая страничка – рассказ о первокласснике, сделанный графически черным фломастером.

Игра на уроке по теме «Мастер постройки» помогает придумать сказочный город. Ребята из разных коробочек создают дома для сказочных персонажей, украшают их, и в итоге получается удивительный город из домиков-коробочек. С этой творческой работой учащиеся долго играют на переменах, оживляя город сказочными героями, вылепленными из пластилина и глины.

Продолжается эта деятельность и во втором классе. Панно «Сказочный осенний коврик» по теме «Выразительные возможности аппликации» долго украшает класс, оформляя фриз выставки работ «Осень золотая по земле идет…». По теме «Украшение и реальность» создается панно «Снежинки на елочку». Дети украшают зимнюю елочку снежинками, которые они сконструировали из белых полосок бумаги.

Совместно-последовательная форма реже используется на уроках изобразительного искусства, так как в основе лежит принцип конвейера, и результат работы одного участника всегда находится в зависимости от другого.

Примером такой формы является творческая работа «Крестьянская изба». У каждого ребенка свое задание. Один нарезает полоски бумаги, другой скручивает их в трубочки, третий наклеивает на картонку, образуя сруб, четвертый украшает избу узорами-оберегами.

Создавая мозаичное панно «Лоскутное одеяло», один учащийся выполняет заготовки – квадратики; другой грунтует их гуашью; третий наносит орнамент из линий, ромбов, кругов фломастерами или маркерами; четвертый разрезает квадраты по диагонали. Затем вся группа составляет эскиз лоскутного одеяла для сказочного персонажа – доброго, нежного, ласкового, умного, веселого.

Совместно-взаимодействующая форма предполагает, что каждый ученик выполняет изделие или его часть, которое на завершающем этапе работы будет частью композиции коллективного творчества. Прием этот используется на уроках изобразительного искусства довольно часто,так как эту деятельность просто организовать.

Примеры: работа над композицией «Древнерусский город» в 4-м классе или «Город-герой» в 8-м.

Желательно, чтобы коллективной деятельности предшествовал подготовительный этап, который позволяет детям углубить знания по теме будущей работы, сформировать яркие образы, порождающие желание воплотить их в собственной изобразительной деятельности. Можно проводить экскурсии, беседы, обсуждать прочитанные книги, рассматривать репродукции, иллюстрации и др.

Этапы работы: планирование, выполнение и оценка коллективной деятельности. Цель: предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей.

Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в классе, или в помещении группы продленного дня, или вынести на обозрение учеников школы. Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом обсуждения, дискуссий, игр, будет стимулировать рождение новых творческих замыслов.

Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Эта связь определяется общностью игры и изобразительной деятельности: они отражают впечатления, полученные детьми из окружающего мира, события и ситуации передаются в образной форме. Созданные ребенком образы вызывают яркую эмоциональную реакцию, повышают интерес к деятельности. Использование игровых методов и приемов на коллективных занятиях, уроках повышает эффективность коллективной деятельности. Коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров. Коллективные работы используются на уроках истории, литературы, природоведения и музыки.

Каждый учащийся по желанию может во внеурочное время поработать в кабинете самостоятельно или под руководством учителя. Каждый ученик может почувствовать себя художником. Время выполнения творческих работ не регламентировано.

Психологический настрой на творческую деятельность заключается в обращении к образному мышлению учащихся через знакомство с эпохой, художественными образами.

Домашнее задание по предмету «Изобразительное искусство»

Никто не сомневается в том, что домашняя работа помогает формированию прочных знаний и умений. Домашнее задание может выполнять различные функции: закрепление полученных знаний и навыков; обобщение, систематизация знаний и навыков; самостоятельная проработка нового материала и т.д.

Учитель знает, насколько важными являются содержание, объем и формы домашнего задания. Наименьший педагогический эффект дает, как правило, домашнее задание, предлагаемое без предварительного обдумывания, исходя из ситуации на уроке. Постановка непродуманных, формальных домашних заданий может оказать отрицательное влияние на отношение учащихся к предмету и к учителю. Учителю необходимо ясно, однозначно, понятно объяснить домашнее задание и обязательно его проверить. Работа над домашним заданием должна включаться в содержание следующего урока. Мы рассматриваем два этапа домашнего задания:

1) инструктаж на уроке, т.е. объяснение, настрой учащихся на успешное выполнение домашнего задания;

2) выполненное домашнее задание («скрытый» этап) вводится в сюжет урока на любой его стадии.

Домашние задания бывают двух видов:

1. Поисковые, например найти сведения о художнике, об истории создания картины и т.д., подобрать литературные, поэтические эпиграфы к художественному произведению.

2. Творческие. Вот некоторые из них:

– придумать название картины;

– сочинить эссе – небольшое творческое сочинение («Любимая картина» и т.д.), написать отзыв после посещения музея или просмотра телепередачи;

– придумать вопросы к теме (по картине, к реальным событиям, к творческому перевоплощению);

– составить художественную коллекцию из репродукций известных произведений или собственных работ, объединенных одной темой («Зимний день», «Портрет», «Мои любимые животные» и т.д.);

– сочинить сказку по теме, составить кроссворд из художественных терминов и т.д.;

– рассмотреть какое-либо явление, предмет, животное и т.д., составить устное описание;

– рассказать дома родителям о том, чем занимались на уроке.

Татьяна ШАРОВА, учитель изобразительного искусства СШ п.Краснооктябрьский Куменского района, учитель года Кировской области-2003

. работа над композицией «Древнерусский город» в 4-м классе или «Город-герой» в 8-м.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте